Старшая группа хора

На данном этапе программа предназначена для учащихся 5 – 7-го годов обучения (13 - 15-ти - летнего возраста). Общее количество часов: 144 (из расчёта 4 часа в неделю).

Форма проведения занятий – групповая. Наполняемость групп от 15 до 20 человек.

Формы контроля знаний:

-педагогическое наблюдение в ходе каждого занятия и концертного выступления;

-концертные выступления каждую учебную четверть;

-зачётный урок по хоровым партиям – в конце каждого полугодия.

Программа предусматривает привлечение концертмейстера (баяниста) из расчёта 100% от общего количества часов.

Цель предмета: дальнейшее закрепление основ правильного пения в многообразии жанров народной песни и с учётом региональных особенностей.

Задачи: знание и бережное отношение к народным традициям, овладение некоторыми певческими приёмами.

Структура занятия

Примерный план репетиции. Старшая группа.

1. Распевание - 7-10 минут. Подготовка голосового аппарата к работе. Расширение певческого диапазона, настрой на исполнение определённого репертуара (отрабатывание необходимых для последующей репетиции исполнительских приёмов, характера звуковедения). В нём целесообразно использовать отдельные интонации, фрагменты будущих песен. Полезно распевать гласные уже в диалекте, так он легче осваивается.

2. Дикционные упражнения – 3-5 минут.

3. Новый материал - 15-20 минут.

4. Теоретические сведения – 3-5 минут.

5. Перерыв - 5-10 минут.

6. Занятия с движением - 15-20 минут. Либо повторение прежних хороводов и плясок, либо постановка новых песен.

7. Повторение старого материала - 15-20 минут.

8. Закрепление освоенного в начале репетиции - 10-15 минут.

9. Слушание музыки – 2-5 минут.

Содержание и виды работы Общее кол-во часов теория практика
Вокально-хоровая работа: пение вокальных упражнений на распевание      
работа над певческим дыханием, артикуляцией   1,5 12,5
пение произведений      
творческие задания: развитие навыков варьирования      
развитие навыков игры на шумовых народных инструментах      
пение с элементами движения      
развитие артистической непосредственности      
элементы теории и истории русской народной певческой культуры      
слушание музыки   0,5 3,5
концертные выступления   -  
итого:      

Вокально-хоровая работа:

-закрепление и дальнейшее совершенствование полученных ранее навыков;

- отрабатывание певческих приёмов (скольжение, гукание);

-продолжение развития активной творческой личности;

-свободное исполнение в народной манере, тембрально окрашенное. Умение петь в разных тесситурных условиях (грудном и головном регистрах), держать свою партию в ансамбле, пристраивать подголоски к основной мелодии.

Пение импровизаций.

Важнейшим признаком народной бытовой традиции является импровизация и вариационность. Овладение навыками и умениями варьирования напевов требует определённой музыкальной подготовки участников хорового коллектива, отличной спетости, творческого подхода. Детям обязательно необходимы слуховые впечатления - прослушивание записей с образцами многоголосных песен.

Нахождение вариантов напева выученной песни, тщательный отбор лучших вариантов. Соединение основного напева с вариантами в хоровую партитуру.

Элементы хореографии:

-хороводы и пляски разных областей России;

-поощряется творческий подход к постановочной работе;

-отрабатывается артистизм.

Элементы теории и истории русской народной культуры:

стилевые особенности исполняемых песен: разнообразный жанровый состав, место бытования; приуроченность к обряду; время создания; образ жизни и характер людей, создавших песню или исполняющих её. При анализе поэтического текста объясняются непонятные слова, устаревшие выражения, особенности произношения слов (местного говора).

Репертуар для слушания.

Магнитофонные записи подлинных русских народных песен (плачей, былин, свадебных, протяжных и др.), их особенности. Народные песни в исполнении выдающихся певцов и коллективов.

В результате освоения программы ученик должен

ЗНАТЬ: понятия

- унисон;

- диапазон;

- регистр;

- диалект;

-бурдон;

-целотонный лад;

-головное резонирование;

-втора;

-говор.

УМЕТЬ: -чисто интонировать;

-петьзвонко, лёгко,в открытой народно-певческой манере

в диапазоне ля - ля 1;

- исполнять песни распевные и скорые: вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса;

-двигаться по тонам и полутонам вверх и вниз;

- удерживать свою партию при двухголосном исполнении, а также

при пении с элементами трёхголосия;

-свободно исполнять песни с элементами движения: хоровод,

пляска;

-исполнять песни с характерными певческими приёмами, такими,

как "гукание", глиссандо.

ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

-"цепного дыхания";

-грудного и головного резонирования;

- игры на шумовых народных инструментах (трещотках, бубне,

ложках, рубели);

- актёрского мастерства: сценическая мимика, жесты, взаимодей-

ствие с партнёрами.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

-о месте бытования исполняемой песни;

-жанре: календарная, плясовая, хороводная, игровая, лирическая

песня;

-стилевых особенностях исполняемых песен: говоре,

характере звуковедения;

-структуре песни;

-ладовой принадлежности.

Репертуар

Север: "Ой, на горе" - плясовая, Новгородская область.

"В огороде гряда" - свадебная, Коми АССР.

"Скрылось солнце за горою" - лирическая, Архангельская область.

"Уж как в Галиче горка крута" - кадриль, Костромская область.

"Как по травкам, по муравкам" - хороводная, Вятка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: