Эластичность — степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Понятие эластичность ввел в экономическую литературу А.Маршалл.
Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение процента изменения объема спроса к проценту изменения цены.
КЭС = % изменения объема спроса (Q) / % изменения цены (P)
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
Эластичный спрос по ценам выступает в следующих формах:
1. эластичный спрос (Кэс>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чес цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%.
2. неэластичный спрос (Кэс<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% вызывает уменьшение спроса лишь на 0,3%.
|
|
3. единичная эластичность спроса (Кэс=1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%
4. совершенно эластичный спрос (Кэс=∞). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна
5. совершенно неэластичный спрос (Кэс=0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой.
Эластичность спроса зависит от многих факторов:
· наличия товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, ее нельзя ничем заменить.
· Удельного веса стоимости товара в бюджете потребителя
· Размера дохода покупателей. При этом цена не меняется, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него.
· Качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос
· Степени необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши — более эластичен.
· Размера запасов товара
· Потребительского ожидания
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение процента изменения объема предложения к проценту изменения цены товара.
КЭС = % изменения объема предложения (Q) / % изменения цены (P)
Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:
1. эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена
2. неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена
|
|
3. абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна
4. абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.
Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долговременный. В краткосрочном периоде фирмами не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые, технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.
Факторами эластичности предложения являются:
· мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров
· внедрение технического прогресса
· временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.