Совокупный спрос и факторы его определяющие

Совокупный спрос — это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цени и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и, наоборот, более высокий уровень цен сопровождается радением возможного объема реализации национального продукта.

Кривая совокупного спроса.

P

AD

Q

Низходящая форма кривой совокупного спроса показывает, что при более низком уровне цен будет реализовываться больший объем национального продукта.

К ценовым факторам совокупного спроса относятся: эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стоноры, потребительские расходы, а с другой — инвестиции. Проблема состоит в том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций.

Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать боле дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги.

К неценовым факторам относятся изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расхода, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного спроса. Если они способствуют увеличению совокупного спроса, то кривая смещается вправо, если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево.

Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Например, потребитель начинает приобретать более качественную импортную продукцию.

Благосостояние потребителей зависит от состояния дел в сфере финансовых активов и положения с недвижимостью. Так, повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет.

Ожидания поребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно больше доходов, что будет смещать кривую совокупного спроса вправо.

Задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течении определенного времени он будет ограничивать себя в потреблении, чтобы быстрей расплатиться с долгом.

Подоходный налог. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: