Таблица В.1
Наименова-ние и обозначение теста | Содержание теста | Правильная реакция собаки |
ТЕСТ А. Встреча | Собака сидит или лежит около вожатого (на расстоянии не более 50 см). Экзаменатор - условный пациент подходит к ним и останавливается в двух метрах от собаки и её вожатого. Экзаменатор - условный пациент подходит на расстояние вытянутой руки и радостно приветствует вожатого (пожимает руку, хлопает по плечу) Экзаменатор - условный пациент спрашивает вожатого, как зовут собаку и громко повторяет ее имя, потом обходит вокруг вожатого и собаки. Экзаменатор - условный пациент проверяет собаку: гладит ее, трогает уши, рот, ступни и хвост. Экзаменатор - условный пациент может обнять собаку. Внимание: Во время этой проверки Экзаменатор - условный пациент параллельно проверяет, насколько опрятна и чиста Ваша собака, выглядит ли она здоровой и ухоженной, наличие паразитов и упитанность. Экзаменатор - условный пациент должен, указать на проблемы состояния животного, и дать советы по устранению указанных недостатков. | Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, ставить лапы на экзаменатора – условного пациента, вести себя робко, агрессивно, нервозно, совершенно безучастно. Собака должна быть вежливой и терпеливой ко всем действиям экзаменатора-условного пациента. |
ТЕСТ Б. Клюка/ Неуклюжий незнакомец | Собака сидит или лежит около вожатого (на расстоянии не более 50 см от вожатого). Экзаменатор – условный пациент, горбясь, опираясь на клюку, подходит неуклюжей походкой и начинает говорить необычным голосом. Он гладит собаку по голове и толкает (осторожно) собаку клюкой. | Собака не должна демонстрировать испуг, избыточные эмоции, агрессию или нервозность. Собака должна быть спокойной и вежливой, собака может медленно отодвинуться в сторону, не мешая движению экзаменатора – условного пациента. |
ТЕСТ В. Общение | Группа людей (2-5) стоят в комнате. По возможности с ними стоят собаки (1-2). Также в комнате, кресла-каталки, ходунки, клюки и т.д. По команде экзаменатора-условного пациента вожатый с собакой начинает движение по стрелкам-указателям. Вожатый и собака на ослабленном поводке проходят через группу людей и собак в комнате. Собака может находиться, как слева, так и справа от вожатого. Собака не должна активно реагировать на людей и собак, не должна тянуть поводок. Группа людей обходит около и вокруг, они тихонько разговаривают. Вожатый с собакой по команде «Рядом», обходит группу слева, затем справа. Вожатый с собакой проходит через группу (не напрямую, а змейкой, по стрелкам-указателям) 3 раза. | Собака не должна демонстрировать испуг, избыточные эмоции, агрессию или нервозность. Собака должна быть спокойной, не тянуть поводок, не отвлекаться на людей и собак. Допустим умеренный интерес и рассматривание людей и собак. |
ТЕСТ Г. Отсутствие агрессии к еде | Собака сидит около вожатого (на расстоянии не более 50 см) лицом к экзаменатору-условному пациенту. Экзаменатор-условный пациент роняет кусочки еды на пол. По возможности другие собаки (1-2) также находятся в этой комнате вместе со своими хозяевами. Экзаменатор-условный пациент просит пройти мимо еды вожатого с собакой по команде «Рядом». Потом разворачиваетесь и идёте обратно, поднимая кусочки еды с пола (собака не должна бросаться к ним). | Собака не должна активно стремиться к еде, вести себя агрессивно, нервозно, охранять еду, лизать или съедать. Собака должна реагировать на еду нейтрально. Допускается интерес без избыточной активности и стремления облизать (съесть) |
ТЕСТ Д. Ходунок | Собака сидит около вожатого (на расстоянии не более 50 см). Экзаменатор-условный пациент, громко разговаривая, приближается с помощью ходунка. Он гладит собаку по голове и толкает (осторожно) собаку ходунком. | Собака не должна демонстрировать испуг, избыточные эмоции, агрессию или нервозность. Собака должна быть спокойной и вежливой, собака может медленно отодвинуться в сторону, не мешая движению экзаменатора-условного пациента. |
ТЕСТ Е. Послушание (необязате-лен для получения свидетельства «собака – помощника в реабилита-ции») | Собака сидит слева от вожатого (на расстоянии не более 50 см) лицом к экзаменатору – условному пациенту. Этот тест выполняется при помощи 10-метрового поводка (обычный поводок заменяется на 10-метровый). Допускается давать собаке произвольные команды. «Сидеть»: экзаменатор-условный пациент просит вожатого посадить собаку. Допустимо дать команду несколько раз, если это нужно. Не допустимо насильно сажать собаку. «Лежать»: экзаменатор-условный пациент просит вожатого положить собаку. Допустимо дать команду несколько раз, если это нужно. Не допустимо насильно укладывать собаку. «Выдержка»: экзаменатор-условный пациент просит вожатого отойти на длину 10-ти метрового поводка (собака может сидеть или лежать). Вожатый отходит, останавливается и ждет, пока экзаменатор разрешит вернуться к собаке. Собака должна оставаться в том положение, в котором ее оставил вожатый. Вожатый может дать команду «Ждать» и т.п. несколько раз, если это нужно. «Ко мне»: экзаменатор-условный пациент просит отойти на длину 10-ти метрового поводка (собака может сидеть или лежать). Вожатый отходит, останавливается и ждет, пока экзаменатор разрешит подать команду «Ко мне!». Собака должна подойти к вожатому. | Собака не должна уходить с места, изменять заданное положение, резко срываться с места по команде «Ко мне!». Собака должна выполнить команду вожатого, при это м команды могут быть произвольными, заменяющими по смыслу типовые команды; команды можно подавать до 10 раз. В положении лежа и сидя собака может находиться в расслабленной позе. При подзыве положение и поза собаки не важна, но собака должна быть на расстоянии касания рукой вожатого. |
ТЕСТ Ж. Собака – собака, реакция | Вожатый с собакой и экзаменатор-условный пациент с собакой подходят друг к другу (с расстояния 10 метров), останавливаются и разговаривают несколько минут (собаки по команде «Сидеть»). Потом разворачиваются (собаки по команде «Рядом») и расходятся. | Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна вести себя спокойно и сдержанно. Допускается умеренное выражение приязни. |
ТЕСТ З. Костыли | Собака сидит около вожатого (на расстоянии не более 50 см), экзаменатор- условный пациент приближается с помощью костылей. Экзаменатор-условный пациент гладит собаку по голове и телу и потом достаточно грубо, но осторожно толкает собаку костылями. | Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна реагировать спокойно. Собака может медленно отодвинуться, не мешая экзаменатору-условному пациенту пройти. |
ТЕСТ И. Человек – собака, реакция | Группа людей 2-5 человек стоят в комнате. По возможности с ними стоят собаки 1-2. Кресла-каталки, ходунки, клюки и т.д., не используются в этом тесте. Вожатый с собакой на ослабленном поводке движутся по стрелкам-указателям (собака может находиться с любой стороны от вожатого) через группу людей и подвергает собаку следующим испытаниям: - Металлический поднос роняется сзади собаки. - Люди громко смеются, разговаривают и хлопают в ладоши. - Один из людей пробегает мимо собаки, - Один из людей громко спорит с другим. - Хлопки зонтом. Зонт открывается и закрывается несколько раз подряд. | Собака не должна реагировать резко, избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна быть спокойной и не напряженной во время всего испытания. Собака может рассматривать и обнюхивать предметы, но не должна брать их в рот. |
ТЕСТ К. Работа в группе с другой «собакой - средством реабилитации» | Вожатый стоит, собака рядом в положении сидя. Экзаменатор-условный пациент со своей собакой средством реабилитации приближается к вожатому с собакой. Экзаменатор-условный пациент останавливается в полутора метрах от вожатого с собакой. Собаки находятся по команде «Сидеть». Эта положение держится 10 секунд. Вожатый остается с собакой на своём месте, а экзаменатор-условный пациент с другой собакой средством реабилитации обходят и останавливаются рядом с вожатым. Собаки находятся в положении по команде «Сидеть». Положение держится 10 секунд. | Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна вести себя спокойно и сдержанно. Допускается умеренное выражение приязни. |
ТЕСТ Л. Кресло-каталка (необязателен для получения свидетельства Собаки-Помощника) | Вожатый с собакой подходит к креслу-каталке с расстояния 3-х метров (экзаменатор-условный пациент сидит в кресле-каталке). подводите собаку к креслу-каталке и просите собаку пообщаться с экзаменатором-условным пациентом. Экзаменатор-условный пациент протягивает к собаке руку, разговаривает с ней. Собака должна потянуться в ответ, дать себя потрогать. Собака не должна вести себя бурно. Экзаменатор-условный пациент гладит собаку и осторожно толкает собаку ногой. | Собака не должна толкать пациента, везти себя агрессивно или нервозно. Собака должна общаться аккуратно и терпеливо. |
ТЕСТ М. Игра с пациентом (необязателен для аттестации собаки-помощника реабилитации) | Экзаменатор-условный пациент находится в кресле-каталке или на полу (в зависимости от размеров собаки). В этом тесте используются игрушки Вашей собаки. Вы подаете экзаменатору-условному пациенту 2 игрушки. Экзаменатор-условный пациент бросает одну игрушку – несильно и недалеко, примерно на 1 м. Собака должна подать игрушку в руки или положить на колени экзаменатору-условному пациенту команде вожатого с первого раза. Вторую игрушку экзаменатор- условный пациент протягивает собаке. Собака по команде берет игрушку в пасть и держит 10 секунд (до команды вожатого «выпустить игрушку»). Здесь вожатый может сам забрать игрушку у собаки. | Собака не должна двигаться резко, выхватывать игрушку из руки, жевать и трепать ее. Собака должна подать игрушку бережно и аккуратно. Собака может уронить и поднять игрушку по команде вожатого. |
ТЕСТ Н. Испуг | Экзаменатор-условный пациент подходит к собаке, гладит ее по голове, потом резко вскрикивает и отдергивает руки или отбегает. Собака должна незамедлительно лечь на пол. Вожатый может подать собаке команду «лежать». Команда подается спокойным, негромким голосом. Не допускается укладывать собаку насильно. | Собака не должна реагировать агрессивно или нервозно, преследовать убегающего, издавать звуки. |
ТЕСТ О. Лапы (необязателен для аттестации «собаки-помощника реабилитации») | Экзаменатор-условный пациент садится на пол. Вожатый подводит собаку и сажает в 50 см перед лицом экзаменатора-условного пациента. Экзаменатор- условный пациент ласково обращается к собаке, протягивает к ней руку и просит подать лапу. Собака по команде должна подать лапу достаточно бережно, не царапая руку и не подавать лапу без команды. После экзаменатор-условный пациент сжимает лапу собаки в пальцах (сильно, но не причиняя боли). Затем экзаменатор-условный пациент, отпустив первую лапу, берет сам вторую лапу собаки и тоже сжимает ее в пальцах (сильно, но не причиняя боли). | Собака не должна выдергивать лапу, издавать звуки, нервничать, проявлять агрессию. Собака должна быть терпеливой и вежливой. |
ТЕСТ П. Отсутствие агрессии к игрушке | В этом тесте используется незнакомая для собаки игрушка. Вожатый стоит, собака находится рядом с ним (на расстоянии не больше 50 см) в положении сидя или лежа. Экзаменатор- условный пациент из-за спины собаки выкидывает вперед игрушку. | Собака не должна броситься за игрушкой, нервничать, скулить или лаять, проявлять агрессию, натягивать поводок. |
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Willis D.A. Animal therapy. Rehabil Nurs. 1997 Mar-Apr; 22(2): P.78-81.
2. Fine A. Animal-assisted therapy. Theoretical foundations and guidelines for practice. San Diego, CA, US: Academic Press. (2000).
3. Eddy J., Hart L.A, Boltz R.P. The effects of service dogs on social acknowledgments of people in wheelchairs. J Psychol. 1988 Jan; 122(1): P.39-45.
4. Канис-терапия в реабилитации пациентов в восстановительном периоде ишемического инсульта: простое слепое исследование. Мальцева М.Н., Мельникова Е.В.., Шмонин А.А, Вербитская Е.В., Скоромец А.А., Иванова Г.Е.
5. Rubenstein D.A., Debboun M., Burton R. Canine-assisted therapy in military medicine. Perspectives: commander's introduction. US Army Med Dep J. 2012 Apr-Jun:1-4.
УДК 658.386:006.354 ОКС 03.080.30 Т… ОКСТУ 0131
Ключевые слова:
Разработчики:
Генеральный директор
НО «Союз предприятий зообизнеса»: Т.И.Колчанова
Директор АНО «Сообщество поддержки
и развития канис-терапии», доктор
ветеринарных наук М.Н. Мальцева
Генеральный директор
ООО «Кошкин дом» А.Э.Бороздин
Исполнитель.
Ведущий специалист НО «Союза
предприятий зообизнеса»: Т.Ю.Шевчук