Предисловие №2 16 страница

Я – Когда у тебя начались неприятности в жизни?

П. – Мне было лет 10. Я учился в третьем классе. Именно тогда у меня напрочь отбили желание учиться. У меня была куча друзей. Они все были старше меня, все учили курить, растили из меня крутого. Я даже на уроке ждал того момента, когда я смогу убежать к ним и взять сигарету. При этом я каждый вечер пил разведенный спирт на квартире у молодого милиционера. Он по субботам перед дискотекой собирал у себя компанию ребят и угощал нас спиртом.

Я – Ты серьезно?

П. – Да, с третьего по пятый класс я перед дискотеками пил спирт у милиционера. Вообще я редко появлялся дома. Мы жили у брата матери, там же сестра, ее отец и т. д. Когда бабушка умерла, мой дядька обвинил мою мать в том, что это она до смерти напоила водкой свою мать. Вообще, ее никто не любил в этой семье. Она за год получила прописку, а сестра ждала несколько лет...Короче все завидовали. Тогда мать познакомилась с мужиком и мы переехали к нему. У этого нового «папы» я вообще перестал учиться. Дома не жил.

Я – Нарисуй мир по воспоминаниям.

П. - Мужика этого я никак не воспринимал. Он боялся, что я его убью. Представляешь, он в пьяном виде орал матери, что боится меня… Потом он все-таки нас с братом выгнал из своего дома. Случилось это так - я сначала делал вид, что хожу в школу с портфелем. А потом я и портфель дома забыл. Он в него залез и нашел там нож. Я прихожу, а меня мать на улице ждет, чтоб предупредить, и говорит – не приходи домой.

Я – А ты что испытал?

П. – Ничего, мне легче стало на душе. Все семьи как семьи, а этот мне не отец. Мать ушла к своей близкой подружке. А я остался жить на улице. Я не чувствую обиды ни сейчас ни в воспоминаниях. Я это так вижу – весь мир черно-белый, а я цветной. Все происшедшее зависело от меня. Я никого не виню. Первый месяц после этого мы с братом жили на улице, с нами еще два друга. Нас никто не трогал. Чем хорошо было – мать наша работала на хлебокомбинате. Мы приходили и брали хлеб бесплатно. Потом захотелось разнообразия. Начали у соседей уток и кур вылавливать, картошку копали. Многие нас и так кормили бесплатно, жалели, но все-таки, кому-то наше воровство не понравилось. На нас даже повесили ограбление универмага, но это честно говоря не мы были.

Я – Ты гордился своим состоянием?

П.- Конечно гордился, Я всех считал слабаками. Ровесники меня боялись, я хотел с бычком в зубах, гонял их. Большие пацаны меня, правда, били. Я все-таки был третьеклассником. Иногда пьяным. Ну и давали по шее.

Я. – А как же потеря чувства дома – комфорта и защищенности?

П.- У меня и дома в детстве не было чувства защищенности. Мать была очень слабой и не была защитой. А все отцы, которых я поменял, были жесткими и злыми. Мой родной отец был жестким и беспощадным. Я его боялся, но и хотел быть похожим на него. Поэтому, я в пять лет и учился курить.

Я – Почему же сейчас, пройдя все эти испытания, включая армию, ты стал мягким? Ты ощущаешь себя мягким?

П. – Скорее всего, да. Я теперь думаю так – я хочу жить в Китеже, поэтому подстроился под вас, под детей, под новый мир общины. Если бы я был жесткими, я бы не смог войти в гармонию с вами. А я хочу быть здесь.

Я. – А как же собственные планы, мечты о будущем?

П. - Когда я думаю о будущем, я теряюсь. Я представляю себе только маленький дом, в котором буду жить в Китеже со своей семьей. Не знаю, правда, какая будет жена. Хочу, чтоб была красивая, но иногда у меня появляется ощущение, что лучше вообще не жениться.

Я – Управлять жизнью - это значит, уметь мечтать, планировать, продумывать сотню вариантов возможного будущего.

П. – А мне кажется мечтать - это очень плохо. Создам себе мечту, а она в жизнь не претворится. И буду потом всю жизнь жалеть. Мне так просто кажется. Когда работаешь, устаешь, и все достает, начинаешь мечтать, я же мог стать миллионером. Вон, Бритни Спирз моя ровесница, а какая богатая и известная! А потом только работа в столярке закончится, я думаю, зачем рисковать сегодняшним днем. Мне и так хорошо – все знакомо, надежно. Лучше не отрываться от земли. Я могу мечтать о покупке машины. Может когда-нибудь и будет вариант купить ее. Но зачем мне машина? Чтоб стояла под окном? Мне спокойнее живется без мечтаний. Сейчас я живу – все в порядке, ничто особенно меня не тревожит.

Я – Но ты хоть понимаешь, чего мы от тебя хотим и почему мы нарушаем твой покой.

П. – Понимаю, но даже боюсь задуматься о том, как мне сделаться таким. Я не уверен в своих силах. Мне кажется, может я не правильно понимаю, может быть от меня чего-то хотят, а я не так понимаю. Я боюсь измениться - на меня будут по другому смотреть, может я новый не понравлюсь. Ну и я не знаю, как меняться. Утром вставать с правой ноги, что-ли?

Я – Вот черт, я и сам не знаю, как тебя научить.

П. – Наверное, я сам должен догадаться. Мне почету-то проще когда что-то надо делать, чем думать. Для меня проще сделать кровать, чем придумать.

Я – Все не так. Ты подсознательно боишься, что если ты что-то сделаешь не так, например кровать, тебя будут критиковать…

П. – Для меня это будет самое ужасное. Мне тут вежливо сказали, что я не так что-то там вырезал в столярке, так меня прямо передернуло. Я не выношу осуждения и критики. Раньше, впрочем, у меня таких комплексов не было. Ты меня ругал за не выученные уроки, а я думал – подумаешь. У меня такое ощущение, что раньше меня вообще ничего не задевало! Я до сих помню, как я сижу в летней столовой – подходишь ты и говоришь – «Что ж ты в баню не пошел?» А я отвечаю - «Не хочу». Ты говоришь - «Я со свиньями разговаривать не буду»!. С тех пор у меня привязанность появилась к бане и мытью.

Я – Не пронял? Ты осознал, что надо мыться? Но тебе же было наплевать на мои слова.

П. – У меня, кончено, никакого осознания не было.. Как бы это выразить. Ты для меня был совершенно чужим. Я серьезно к тебе не относился, поэтому мне было наплевать на то, что ты говоришь.

Я – Где логика? Тебе было наплевать на меня. Но в баню после моего замечания стал ходить регулярно.

П. – Да, сам не понимаю. Ты меня даже не обидел. Мне по-прежнему было наплевать на то, что ты говоришь. Я в Барятино до этого тоже не мылся. Короче, я и сам не понимаю, почему так сложилось.

Я. – А когда тебе стало интересно слушать мои советы.

П. – Где-то перед окончанием школы…Я помню летом, когда ты студентам читал лекцию, ты сказал, что и мы китежские дети должны быть на твоей лекции. Мне пришлось пойти, хоть я и не хотел. И сначала не слушал, что ты говоришь, потом ты что-то такое сказал, что все химеровцы с горящими глазами смотрят, слушают, а у меня все мимо ушей. Меня поразило, что ребята тебя слушают. А потом еще одна лекция и студенты разошлись. И ты говоришь, что они классные. Тогда я почувствовал обиду, что какие-то чужие приезжают всего на месяц и они нравятся Морозову больше, чем мы. Мне обидно, что ли, стало. Вот с того времени задумываться начал.

Я – Ты стал внимательнее слушать, больше понимать?

П. – Я стал внимательнее прислушиваться, хоть и не все понимал. Я вообще раньше не задумывался что такое Китеж, чем он отличается от мира, что такое Морозов. Я думал – так, детский дом странноватый, ну мало ли. Я, наверное, был эгоистом. Я больше думал о себя, чем об окружающем мире. Я все воспринимал по другому. Мне казалось, что все вокруг враги. Я ни с кем не общался, никому не доверял, даже своей матери.

Я – Ключевой вопрос - когда ты понял, что вокруг все-таки не только враги. Попытайся вспомнить момент осознания.

П. – После того, как попал из Китежа в училище. В Кирове меня начали выгонять из-за учебы и курения. Я приезжаю в Китеж – там Мишка-братан, Женька, Ромка, водка. Но мы попались - Андрей Степанов меня предупредил, что меня и отсюда выгонят. Ты говорит, хоть до армии здесь продержись. Тогда я понял, что уже все.

Я – То есть страх оказаться за бортом заставил тебя?

П. – Что же во мне изменилось? Я точно помню, что перестал ходить собирать бычки и кажется начал строить отношения с людьми. Жить-то как-то надо. Я понимал, что если меня отсюда выгонят, то жизнь вообще не сложится.

Я - И под воздействием этой опасности ты изменился. Заметь, не просто поменял манеру общения. А изменился внутренне.

П. - Мне не куда было деваться.

Я – Сейчас ты любишь Китеж, детей, много времени уделяешь разговорам с нами. Ты изменился? Может, ты вообще поумнел?

П. – Может быть. Набрался опыта. Но я не знаю, когда этот момент начался.

Я – Твои письма из армии, ты их помнишь?

П - Я был скрытным человеком. А в армии еще и условия заставили. В армии я попал в такой мир, которого не ожидал. Я насмотрелся крутых боевиков – форма, стрельба, спорт. А оказалось, что даже бегать, качаться и стрелять может надоесть. Первые пол года дедовщина – это рабовладение. Старик -дембель может сделать с молодым все что угодно.

Я – Но у тебя же был опыт жизни на улице. Ты участвовал в драках, подчинился страшим ребятам.

П. – На улице я был сам себе хозяином, даже когда били, даже когда голодал. В армии по другому. Система превращает в раба. Дембель говорит - принеси сигареты с фильтром, и у меня нет иного выхода, я должен выполнить приказание.

Я – Тебя били?

П. – Конечно,

Я – За что?

П. – За что угодно. Всю армию у меня было одно, что спасало – Китеж. Я даже в некоторой степени ощущал опору. И я очень боялся, что вы меня не примете.

Я – У тебя произошло расширение сознания, ты увидел свою жизнь в контексте Китежа. То есть наших жизней.

П. – Меня зажала жизнь. Я начал искать выход и нашел его в этом новом понимании Китежа и своего места в нем. То есть уже в армии я стал понимать, что вне Китежа я сопьюсь и погибну. У меня не было другого выхода, как перестроиться.

Бог свидетель – Петр так перестроился, что в нынешнем Китеже он считается самым мягким, вежливым и деликатным мужчиной. Можно сказать, что в нем теперь разворачивается целый мир, который до этого существовал только в потенции.

Смешно подумать, что Петр раньше казался нам наглым, самоуверенным пацаном, отлично приспособленным для выживания в любой среде. Но, как показал этот ретроспективный анализ, он испытывал банальный страх перед окружавшей его действительностью – страх оказаться неадекватным. Он ломал комедию перед учителями, доказывая свое нежелание развиваться. Но, когда на смену этому мелкому привычному страху пришел новый, более серьезный страх – потерять Китеж, уже ставший привычным домом, Петр изменил сначала манеру поведения. Чуть позже, в армии огромной трансформации подвергся уже весь его Образ Мира. Выскажем рабочую гипотезу – стресс, вызванный пребыванием в рядах российской армии, вызвал осознание реальной перспективы «погубленной жизни», поставил вопрос о выживании Пети как суверенной личности. Только тогда, подобно ящеру в пересыхающем водоеме, он начал искать выход.

В условиях Китежа, как он усвоил ранее, этот выход означал перестройки иерархии жизненных ценностей. Выход был найден потому, что, за годы проживания в общине, Петр, все-таки уже успел познать законы, на которых стоит человеческое общество.

ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВА

Беседа с повзрослевшим Петром продемонстрировала нам ту простую истину, что дети видят мир совсем не так, как взрослые. Более того, они даже друг друга видят как-то ущербно, дискретно.

На уроке литературы ученики седьмого класса день за днем оказывались бессильны описать образ героя, только что прочитанной книги. Какой там анализ внутреннего мира? Они даже внешность и характер не могли устно описать. Тогда меня осенило. Дело было вообще не в литературе. Я предложил детям вслух описать соседа по парте, а сам пытался зарисовать то, что они говорили. Рисунки мы здесь воспроизвести не сможем, но вам, надеюсь, хватит фантазии.

«Леша – он большой, у него большой нос и губы, длинные волосы.

Саня – он высокий и тонкий, он не много говорит и улыбается.

Вася – веселый, курносый, все слышит.»

После того, как первый шок прошел, я три урока литературы обучал детей смотреть и видеть друг друга, а потом мы учили слова, дающие возможность описывать внутренний мир и внешний облик человека. Дела с сочинениями потом пошли на лад. Но на мой взгляд, это не главное. Меня куда больше радовал тот новый интерес, с которым они начали разглядывать друг друга!

В детском доме у этих детей просто не было возможности узнать названия некоторых эмоций и «научиться их правильно применять».

Они никогда раньше не встречались с подобными переживаниями, а, встречаясь (например, в кино), не имели возможности обсудить их со взрослыми и приложить их к своему опыту. Поэтому, для них скрыт смысл некоторых самых простых слов и поступков людей.

Для этой категории детей попытка воплотиться в мысли и чувства исторического лица или литературного героя оказывается почти неосуществимой. В то же время для нормально адаптированных детей это задание представляется некой формой простой игры.

Когда мы осознали эту проблему, то начали искать средства, способные внести изменения в саму программу детского восприятия жизни. Выяснилось, что насилие вообще бесполезно. Уговоры бессильны. Просто стереть старое не удается, ибо сознание противится вакууму. Надо помочь ребенку УВИДЕТЬ закономерности этого мира, показать его познаваемость, тайное сделать явным. Тогда уйдет СТРАХ, убегут чудища, доселе населявшие его внутренний мир, в душу прольется свет надежды и начнется метаморфоза. Волк обернется добрым молодцем, гадкий утенок – лебедем.

Потом, на педсовете, мы проинструктировали родителей, и тема внимания к мыслям и облику окружающих сама собой всплыла во всех семьях за вечерним чаем, подкрепив мысли, услышанные на уроках. А еще, спустя несколько месяцев, в результате совместных усилий удалось направить заинтересованный взор наших детей с окружающих на самих себя.

И вот что мы получили!

«Дима пытается создать общину, где дети и взрослые будут общаться на одном уровне, где все люди будут замечать окружающий мир и думать о высшем. Я считаю, что это у нас получается!» Так написал семиклассник Андрей в своем сочинении, но на полях специально для меня оставил приписку совершенно иного содержания: «Я знаю, что вся жизнь против меня. Я самый несчастный человек в Китеже.»

Это был явный успех! Андрей отважился поделиться своими истинными мыслями. Он попросил помощи и поддержки. Он сопоставил свои силы и жизненные задачи, дал оценку своим достижениям. Тут-то у нас и начались разговоры по душам. И не скажу, что все сразу засияло для него радужными красками, но он стал явно взрослеть и стараться отвечать за свое поведение. Без желания общаться со взрослыми, такого быстрого прогресса бы не было.

Привычка рождает потребность. Ее надо постепенно и незаметно создавать в коротких беседах, каждая из которых должна получаться как бы сама собой и приносить ребенку чувство удовлетворения.

– Ты получил хорошую оценку? А как к этому отнеслись ребята? Что сказала учительница? Расскажи подробнее о своей победе…

Такой подход к воспитанию в Китеже требует от взрослых глубоко ответственного продуманного поведения. Мы полагаем, что взрослые должны научиться, не столько управлять, сколько открывать ребенку большой мир, помогать ему в самореализации, в осознании своего жизненного предназначения, развивать таланты и навыки, необходимые для жизни в современном сложном обществе.

Индивидуальное развитие человеческой личности невозможно без ощущения своей связи с другой личностью, а через нее и со всем человечеством.

Привычка «говорить по душам с хорошим человеком» – основа народной психотерапии. Более того, эта особенность заложена именно в традициях именно русского народа, американцам для этого понадобилось создавать целую армию психотерапевтов.

Такова наша рабочая гипотеза, но в реальности бывает все намного сложнее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИ ФИЛИППА

Теперь Филиппу 12 лет. Он не по годам силен и ловок. В мире предметов и природных явлений он стал докой очень быстро. Зато в мире человеческих отношений Филипп глубоко несчастен.

Филиппок просто болен и я не уверен, что нам удастся его вылечить.

Уже пять лет он живет, отстаивая справедливость, сражаясь за свои права. Вокруг него всегда все виноваты – он делает врагов в течении пяти минут, кидаясь в драку за место на лавочке или путаясь в собственной лжи, пытаясь уклониться от обязательного чтения или подготовки уроков. Весь опят его жизни в Китеже казалось бы свидетельствует о том, что нарушение не останется без наказания, а ложь раскроется. Но Филипп реагирует только на сиеминутные раздражители, не думая о последствиях своих поступков, не набираясь опыта. Он хорошо выполняет команды, типа – принеси дрова, помоги маме помыть посуду, но не способен на длительные усилия и на самостоятельную работу без контроля со стороны старшего. Оставшись один, он не в состоянии усадить себя за уроки, даже точно зная, что за не выполненным домашним заданием последует компенсация.

Уже более шести лет он обзывается на старшего брата Лешку, который на четыре года старше и в три раза сильнее.

И Леша все эти годы исправно, каждый день «плющит» его.

Откуда это в нем?

Первобытный охотник идет по джунглям. Вдруг перед ним из кустов вылезает что-то большое, с большими зубами, торчащими из разинутой пасти. Правильным решением в этом случае для охотника будет, не вдаваясь в подробности, распознать по этим ближайшим признакам опасного хищники и удрать. Любознательному в этих условиях просто не выжить, а значит и не дать потомства.

Так на ранних ступенях человеческой эволюции закреплялся видовой признак - для распознания опасности и выживания опираться на образ, находящийся в памяти, и не тратить время на изучение «ненужных» деталей.

В современном мире эта доминанта поведения проявляется в популярном у подростков призыве «забей!», то есть не трать драгоценное время на познание нового, не волнуйся, сбегай за пивком, покури и т.д.

Но мир изменился. Сейчас куда важнее для выживания не Мир-природа. А Мир-общество.

И в нем нельзя убегать. Ошибка в распознании, поспешность, неточность поведения, нюанс фразы или эмоция, выпущенная не вовремя, может уничтожить человека.

Помните, как в сказках. Ошибка в ответе на какой-нибудь невинный вопрос бабы Яги может привести Ивана-царевича к преждевременной гибели.

Не ответил на загадку, не прошел испытание – голову долой. У нас – нагрубил начальнику – потерял работу, не объяснился с женой, остался без семьи. Это еще ничего – пятьдесят лет назад неправильное выступление на партсобрании или не вовремя рассказанный анекдот могли привести человека в концлагерь или камеру смертников.

Все это очень серьезно! Общество вбивает знаки правильного поведения в головы своих членов всю жизнь в миллионах мелких стычек, столкновений и осознаний.

Но если в лесу человек видит деревья и потому не ушибается о них, то в мире отношений, ребенок часто набивает шишки, не замечая «плотностей и острых углов» которые выпирают из окружающих его людей. Познание тонкостей межличностных отношений при этом становится весьма болезненным процессом.

Краткий конспект урока «Обществознание» для 6 класса.

«Филипп, пожалуйста, разбегись и ударь головой в бревенчатую стену рядом с доской... Что значит, будет больно? Откуда ты знаешь? Ах, уверен! Да, еще в грудном возрасте вы затвердили простую истину – не бейся в плотности этого мира. Вы же не налетаете на деревья в лесу. Вы научились обходить канавы и углы домов. Что ж ты, Филиппок, не обходишь Леху? Он тебе сегодня опять по шее надавать обещал. Зачем ты его опять дразнишь? Зачем «права качаешь?» Нет у тебя прав, раз нет сил.

Почему вы не замечаете ям и препятствий на полях отношений меж людьми? Вы думаете между вами пустота, воздух? Нет, мы в едином и очень плотном поле взаимного внимания, прав и обязанностей, ожиданий и договоров. Вот, стоит Сергею попытаться сесть на место Васи, как раздастся вопль протеста. Стоит Васе протянуть руку за яблоком Андрея, как последует угроза применения силы. Так разве можно допустить, что меж вами пустота? Стены и башни меж вами, ходы сообщений и партизанские тропы. Но только вы часто не замечаете их, потому нарываетесь на агрессию и удары.

Сами слепые, так попросите помощи, обратитесь к бабе Яге за волшебным клубочком. Пусть он вас ведет. Или не клубочек, так карта минных полей, опасных переправ, мостов и бродов.

Вам нужна карта!

Вот вы вышли из дома и на вашей карте написано – не опоздайте в школу, иначе будет беда. На улице не стоит задирать прохожих, перебегать дорогу перед автомобилем, кидать камнями в витрины магазинов. В школе на каждом человеке написано, как с ним можно или нельзя поступать. Видишь Леху? Он большой и сильный. На нем написано – не трогай, а то получишь. А Филипп все равно задевает, нарывается.

Ему дали карту, а он ее скомкал, в задний карман засунул и забыл про нее. И вот бежит себе по джунглям – там льва пнул, там - на змею наступил, до племени добежал – старейшине нахамил, главного охотника палицей задел и орет, требует честной дележки добычи охотников. Ну, тут племя его и кончает. А кому он такой нужен? Это в Китеже ты можешь безопасно ошибки совершать. В джунглях или в племени это невозможно. Везде награда за ошибку – смерть.

И если его только изобьют, то будет он Бога ругать и людей, говоря, что мир построен на зле, а вокруг лишь ведьмы да кощеи! А на самом-то деле, это он зло всем несет, свой индивидуальный ад с собой таскает.

Ну, слеп, не видит линий силы, не видит тропинок меж людьми.

Там надо улыбкой мостик проложить, там руку протянуть, а Филиппок пока всем телом не наткнется, пока ногой не наступит, не понимает.

Читать знаки, которыми люди отмечают места опасные, не умеет. И опять же, не способен дорогу спросить. А почему? Потому что ему кажется, что он эту дорогу знает! Он действует не сомневаясь. А, получив в результате действий по лбу, не вопрос «ПОЧЕМУ?» задает, а орет о несправедливости. А вот как только он научится УЧИТЬСЯ, то есть принимать советы от мудрецов и всяких полезных зверей, он сразу найдет и клад и Василису-Прекрасную. Тогда все назовут его Иваном-царевичем.»

А того, кто упорно не желает познавать законы взаимодействий меж людьми, будут звать Иван-дурак. Но, конечно, об этом не надо говорить Филиппу. Его приговор не окончательный и возможно подлежит обжалованию.

Что делать с детьми, которые еще не могут и не пытаются анализировать причины своих поступков, тем более не способных проанализировать поступки других, предвидеть их реакции, кроме стандартных, часто повторяющихся? Все богатство эмоционального и интеллектуального общения сводится к примитивной схеме, обедняя внутренний мир, лишая душу пищи для роста и развития.

Наш ответ – изо всех сил, пока они еще растут, пытаться развивать их интеллект. Первая стадия - обучить их пользоваться своим разумом. Вторая стадия – разумно объяснить существующие проблемы, сориентировав на самостоятельную работу с осознанными проблемами.

Вот вам живой пример:

ИСТОРИЯ АНИ (прыжок через препятствия)

Она попала к нам из интерната для умственно отсталых детей. Она долго училась читать, и даже добилась кое-какого успеха благодаря стоическим усилиям ее родителей и учителей. Но вот с пониманием себя и окружающих дело обстояло хуже некуда. Аня не видела, что между людьми существуют внутренние связи, то есть не ощущала границ отношений и тонких нитей норм поведения. Вокруг нее был вакуум, и вела она себя соответственно.

Как она срывала уроки! Какие восхитительные скандалы устраивала своим одноклассницам в 4 и 5 классах. С каким гневом реагировала на несправедливые замечания учителей – и уходила, хлопнув дверью! А новообретенная мама пила валерьянку и молила Бога (в прямом смысле) вселить в девочку хоть немного смирения и разума. Но ни того ни другого не просматривалось в ее натуре. Зато энергия била ключом. А в шестом классе, эта неистраченная на интеллект энергия еще и пошла в рост. Аня носила обувь 42 размера и переросла девчонок восьмого класса. Разумеется, пропорционально добавилось голоса и душевных порывов.

Сейчас ей 13 лет.

Ее тело выросло и окрепло, сейчас на вид ей можно дать и шестнадцать…

Но скандалы она закатывает приемной маме по сценарию именно пятилетней девочки. Стоит проявиться малейшему внешнему давлению или жизнь подкидывает задачу, кажущуюся неразрешимой, как в Ане проявляется малое дитя, лишенное способности мыслить логически. Мгновенно забываются все благие намерения и договоры с родителями, в ноль стирается опыт предыдущих семейных ссор, забываются обещания быть послушной и взрослой.

Рычаги управления берет на себя пятилетка…А она откуда взяла модель поведения?

А от мамы, которую созерцала в пьяных разборках с собутыльниками-клиентами.

И вот я своими глазами видел следующую картину.

По дорожке идет Аня с подружкой и распевают какую-то милую песенку о лете. И встречаются им еще пара подружек, с которыми рядом оказалась еще и пара мальчишек.

И поведение сразу меняется.

Обе благонамеренные шестиклассницы выражают свои чувства и ожидания предстоящего веселья в таких словах и интонациях, которые нельзя было почерпнуть нигде, кроме заштатного публичного дома. (Эх, даже писать об этом неприятно.) Обе девочки попали к нам в возрасте 8 лет. С ними занимались достаточно серьезно, обучая правилам этикета, вежливой речи, даже, (прости Господи!) молитвам. И, казалось, что их поведение вполне соответствует нашим ожиданиям. А вот, изменилась ситуация, и в них всплыли реакции, хранившиеся в глубинах памяти. Мы забыли (вернее постеснялись, сочли, что слишком рано) научить их общению с противоположным полом, а придумать это самостоятельно они не могут по причине малолетства. Куда проще вытащить готовый образец из своей памяти. Представляете, что там лежит, если мамы были представительницами самой древней в мире профессии со склонностью к алкоголизму. Добавьте сюда еще два-три года в детских домах. Судя по всему, главный объем информации был получен девочками лет в 5, и теперь выплыл на поверхность, как неотторжимая часть их Образа Мира. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и «обучающее» воздействие современного кинематографа и попсовых песен. Во-вне это проявляется аляпистой «боевой» раскраской губ и глаз, максимально открытыми одеждами и явно провокационным поведением:

-Эй, клюшка, у тебя живот выпирает, панталоны широки…

-А ты, галоша, молчи. Я просто пытаюсь трусы подтянуть…

(Нет ли вокруг мальчиков? Все эти фразы предназначаются именно им!)

Замечание старшей девочки «разве так можно себя вести», приводит только к тому, что пошлости сыплются с удвоенной силой.

Тут включается еще и глубинный инстинкт соперничества. Он расцветает пышным цветом через час на самой дискотеке, и сопровождается слезами, переходящими в продолжительную истерику...

- Ты, дура, почему ты подошла к Лехе? Он мой!

- Сама дура, ты кокетничаешь со Стасиком!

Теперь вопрос, как стереть это плебейское наслоение сознания и заменить его на более приемлемый в обществе образец поведения. Это представление о «правильном» поведении в обществе мальчиков заложено настолько глубоко в основу сознания шестиклассниц, что невинная попытка старшеклассниц переубедить их, вдруг встречена в штыки. Запретить? Конечно, и это необходимо, но только запрещенное - не значит стертое, оно проявится чуть позже, и отклонит жизненный путь от восхождения и самореализации, обрекая ребенка на повтор гибельного пути матери.

Такой ход мыслей вроде бы заставляет нас принять идею о готовом «сценарии» развития, из которого ребенок не может выйти.

Научный, то есть линейно-логический подход подводит к принятию чуть ли не идеи предопределения. Но это слишком примитивная, вульгарная точка зрения. Когда мы в Китеже утверждаем, что ребенок приходит в мир с готовой программой развития, то признаем и возможность изменения этой программы!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: