Ситуационные задачи по теме

1. Молодая супружеская пара. В результате опасного кровотечения, возможно, после аборта, у женщины в 25 лет удалена матка. Супруги отказываются от приемного ребенка и предпочитают способ помещения яйцеклетки жены, оплодотворенной спермой мужа, в матку другой женщины для вынашивания ребенка.

Дайте оценку их решения и его возможных этико-правовых последствий.

Ответ: Технология «суррогатного материнства» изначально была предложена для женщин, не имеющих матки, и ей дана положительная этическая оценка в Декларации ВМА.

2. Замужняя женщина, имеющая детей, обращается с просьбой о перевязывании маточных труб.

Ваше отношение как врача к подобной операции?

Ответ: Стерилизация как медицинское вмешательство разрешена к производству в лечебных учреждениях. Врач должен предупредить пациентку о возможных осложнениях.

3. Совершеннолетний неженатый мужчина обращается с просьбой о перевязке семенных канатиков для того, чтобы иметь возможность вести более свободную половую жизнь.

Ваше отношение как врача к подобной операции?

Ответ: Данная операция в дальнейшем может привести к бесплодию. Долг врача – убедить пациента применять более безопасные методы предотвращения нежелательной беременности.

4. Молодая женщина. Первая беременность. Отношения между супругами устойчивые. Анализ околоплодной жидкости с точностью до 60% указывает на врожденное расщепление позвоночника. Беременная отказывается от аборта.

Какое решение посоветовали бы Вы ей как врач?

Какое приняли бы на ее месте? На месте отца ребенка?

Ответ: Решение принимается родителями с учетом их отношения к личностному статусу эмбриона (эмбрион – личность, эмбрион- не личность, эмбрион – потенциальная личность).

5. Молодая женщина переболела краснухой. В дальнейшем выясняется, что она в момент заболевания была беременна. Заболевание краснухой на ранних сроках, в данном случае на 3-4-й неделе беременности, обусловливает врожденные уродства в 60 % случаев. Врач-гинеколог советует женщине прервать беременность.

Какая этика определяет советы врача?

Ответ: Учитывая высокую достоверность рождения ребенка с уродствами, врачи, обычно, рекомендуют прервать беременность, руководствуясь прагматизмом.

6. Женщина 40-ка лет, беременна на сроке 16-ти недель (4мес). Беременность первая, желанная, до этого длительное время лечилась по поводу бесплодия. На фоне нормально протекающей беременности развивается дисфагия (затруднение прохождения пищи по пищеводу). При обследовании выявлен рак кардиального отдела желудка 4 степени с прорастанием в левую долю печени. Ориентировочная продолжительность жизни в такой ситуации составляет 6 мес.

Кто и в соответствии с каким принципом должен принять решение об аборте, если, учитывая стимулирующее влияние беременности на рост опухоли и пагубное влияние раковой интоксикации на развитие плода, врач (онколог- гинеколог) рекомендует женщине прервать беременность?

Ответ: Решение о прерывании беременности принимает женщина после процедуры информирования.

7. Молодая женщина, страдающая рассеянным склерозом, находится на 10 неделе беременности. Врач, информируя больную о возможной патологической беременности и прогрессирующем течении самой болезни, рекомендует ей прервать беременность.

Оцените действия врача с правовой и морально-этической точек зрения

Ответ: Нарушены и правовые, и морально-этические нормы. Врач должен подробно проинформировать пациентку о возможных исходах, не навязывая своего решения. Решение прерывать беременность или сохранять ее принимает только женщина.

12. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС):

Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы микроколлектива (студенты-преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.

Эта работа является неотъемлемой частью педагогического про­цесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.

Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта-получателя готовой, систематизиро­ванной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе.

Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа яв­ляется исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. Её основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая сущест­венная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию.

От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес — публикуются или используются в преподавании.

Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:

1) самостоятельная работа с литературой;

2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты учатся выделять положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения.

Одним из звеньев учебно-исследовательской работы в ходе изучения теоретических дисциплин является написание рефератов. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта..

Студентам предоставляется право выбора конкретной темы из предлагаемых кафедрой списков в соответствии с их научными интересами. В дальнейшем студенты на протяжении семестра работают в контакте с руководителем над темой, собирают материал, пишут и окончательно оформляют свои доклады и рефераты.

Обсуждение реферата на занятии проводится в соответствии с обычной процедурой защиты научных работ. Целесообразность детального обсуждения результатов учебного исследования студента определяется особенностью темы и интересом к ней воспринимающей аудитории, а при затрате на эту процедуру не регламентированного времени необходимо предусмотреть возможность проведения отдельных занятий (заседаний) по результатам научных изысканий студентов.

Такая форма организации обеспечивает уча­стие каждого студента в учебно-исследовательской работе, а также создает условия для приобретения студентами ряда профессиональных умений и навыков.

Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Медицина и демографический кризис в России.

2. История формирования медицинских и социальных показаний к аборту.

3. Искусственный аборт: мотив, причина, поступок, последствия (по материалам работы “Фонда защиты семьи, материнства и детства”).

4. Либеральные основания “прав женщины на аборт“.

5. Феминизм: женщины против деторождения.

6. Суррогатное материнство, как фактор кризиса идентичности человека.

7. Проблема социального и биологического отцовства и материнства.

8. Клятва Гиппократа и современное отечественное законодательство о прерывании беременности: причины различия и перспективы сходства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: