Заключение

Решение проблемы статуса эмбриона имеет колоссальное значение для современного российского общества.

Личностное бытие человека до его рождения на свет обладает телесным, душевным и духовным измерением. Не только чуткое сердце будущей матери способно уловить душевное состояние своего будущего ребенка, но и с помощью современных технических средств мы можем наблюдать невидимые эмоции плода, Человеческий эмбрион – это абсолютно беззащитная форма существования личности. Поэтому в морально-этическом плане отношение к эмбриону – это эталон нравственности общества. Это своего рода лакмусовая бумажка, которая отражает состояние духовно-нравственного здоровья нации. Инвалиды, больные могут, хотя бы в небольшой мере, но проявлять свои права на жизнь, отстаивать свою волю к благополучию; даже животные способны к сопротивлению. Эмбрион же – это форма высокоразвитого, сложноорганизованного бытия, олицетворяющая собой беспомощность и незащищенность жизни. В этой форме личностного существования, наверное, ярче всего выражено значение человеческого со-участия, взаимодействия, взаимопомощи одной человеческой жизни и жизни другого человека. И если люди выбирают идеал человечности и ориентируются на него в своем жизненном поведении, то общество не может не признать право на жизнь до рождения, а люди проникаются трепетным уважением к этому праву. Вопрос о статусе эмбриона уходит своими корнями в нравственно-мировоззренческие позиции личности, и свидетельствует о характере ценностей человека.

Выше мы перечислили основные естественнонаучные позиции и позиции гуманитарного знания по вопросу о начале человеческой жизни. Что же выявил проведенный нами анализ перечисленных позиций? Нашли ли мы ответ на главный вопрос: возможно ли какое-либо единство и согласие среди перечисленных взглядов? Оказывается это согласие возможно.

На материале проанализированных в нашей лекции позиций видно, что в рамках естественнона у чного подхода мы не встречаем утверждений о начале человеческой жизни с момента рождения. Стоящий особняком социологизм, признающий начало человеческого существования лишь с момента рождения, терпит полное фиаско под натиском естественнонаучных позиций, которые в большей или меньшей степени отдаляют начало человеческой жизни от периода рождения. Позиция генетиков о начале человеческого существования с момента слияния гамет (образования генома) согласуется с выводами философской антропологии, теологии и с положениями морально-интенционального подхода. На основании такого сближения в решении вопроса статуса эмбриона естественнонаучного и гуманитарного взгляда мы можем фиксировать появление устойчивого, научно обоснованного мнения.

Решение проблемы статуса эмбриона непосредственно влияет и на политико-правовой аспект жизнедеятельности общества. В зависимости от того, в какую сторону преимущественно она решается, формируется и правовая база, регламентирующая производство абортов. К сожалению, в нашем законодательстве личностный статус плода игнорируется, а закон, как известно, устанавливает нормативные формы поведения человека в обществе. Узаконивание тех или иных сроков к прерыванию беременности утверждает в сознании большинства тот минимум, на основании которого гражданское большинство мотивирует свои поступки. Либерализация законодательства в вопросах семьи, репродукции, воспитания детей дает повод к занижению минимального уровня нравственности в обществе. Не желая признавать в дородовых формах существования личностное бытие, общество направляет само себя в сторону вымирания. Прежде всего, это сказывается на демографической ситуации. Мощь державы угасает с ростом демографического, нравственного кризиса в стране.

Его преодоление во многом зависит от отношения каждого из нас к той форме нашего личностного существования, когда каждый из нас мог увидеть солнце, но не мог еще об этом открыто просить, полагаясь на свободный и ответственный выбор своих будущих родителей.

9. Вопросы для самоподготовки:

1 Назовите основные аргументы сторонников абортов.

2.Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.

3. По вашему мнению, согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)? Почему?

4. Имеет ли право российский врач отказаться от проведения искусственного аборта?

5. Перечислите основные этические проблемы при ЭКО.

6. На каких трех этапах происходит утрата эмбрионов при ЭКО?

7. Что такое «кризис идентичности» ребёнка?

8. Назовите страны, в которых запрещены НРТ (ЭКО).

9. Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии?

10. Тестовые задания по теме:

1. Юридической санкцией для врача, производящего искусственное прерывание беременности по желанию женщины, является:

1) желание женщины

2) статья 36 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”

3) Этическая Декларация о медицинских абортах ВМА (1983г.)

4) личные этические убеждения врача

5) медицинские показания

2. Ценность человеческой жизни в традиционной христианской нравственной антропологии определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет)

2) социальным положением

3) расовой и национальной принадлежностью

4) финансовой состоятельностью

5) уникальностью и неповторимостью личности

3. В христианской этике аборт, как вынужденная мера, допустим, поскольку:

1) эмбрион является телом матери

2) зародыш не может говорить

3) уничтожение жизни становится убийством только после рождения ребенка

4) человек “начинается” с первого вдоха

5) в случае внематочной беременности эмбрион изначально обречен на гибель

4. Массовое внедрение контрацепции не имеет своей целью:

а) утверждение права человека планировать численность своей семьи; б) противостояние религиозным моральным ценностям; в) выполнение различных государственных заказов и международных проектов по поддержанию определенной численности народонаселения в различных регионах мира; г) утверждение библейской заповеди “плодитесь и размножайтесь”; д) сохранение традиционных взглядов на брак и семью

1) а

2) б, в

3) а, в

4) б

5) г, д

5. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода (продолжение беременности или аборт) в праве решать:

1) только врачи-профессионалы

2) только родители

3) только мать

4) религиозные объединения

5) государственные органы здравоохранения

Критериями, определяющими начало человеческой жизни являются: а) формирование нервной ткани плода, б) формирование дыхательной системы плода, в) первое сердцебиение, г) моральный статус человеческого эмбриона, включенного в систему нравственных взаимоотношений между людьми, д) слияние женской и мужской половых клеток.

1) а

2) б

3) в

4) г, д

5) ни одно из перечисленного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: