Анализ урока. Сразу хотелось бы отметить понятную для учащихся организацию урока: всё, что детям необходимо будет сделать

Сразу хотелось бы отметить понятную для учащихся организацию урока: всё, что детям необходимо будет сделать, чётко проговаривается в самом начале или за некоторое время (и обязательно повторяется, когда надо делать задание), при необходимости учитель повторяет и разъясняет непонятные места. Методы, на которых строится учебный процесс, соответствуют возрасту школьников и достаточно разнообразны: и постоянные вопросы (исходящие как от учителя и учеников, так и задающиеся учениками друг другу), и регулярная смена деятельности, и обязательная физкультминутка, включающая как физические упражнения, так и игровые элементы, связанные с обращением к более раннему учебному материалу. Поскольку тема новая, в основном применяются объяснительно-иллюстративные методы. Проверка знаний, умений и навыков также многообразна: здесь опять же будут вопросы, связанные как с известными, так и с новыми для детей фактами; часты фото- и видеоиллюстрации, в том числе обращающиеся к личному опыту детей (класс «гимназический», и учащиеся в нём дети хотя бы раз в год посещают концерты и театр, где имеют возможность увидеть оркестр «вживую»). Так повышается познавательный интерес.

Особенно актуальным урок стал для тех, кто сам играет на каком-либо музыкальном инструменте (хотя выступать на следующем уроке отважились не все). Особенное значение приобретает то, что учитель сам когда-то играл на скрипке.

В классе много ребят, способных назвать большую часть инструментов в оркестре, но представление о том, за счёт чего они издают звук и к какой группе музыкальных инструментов относится, ещё довольно размытое и может вызывать затруднения (что выясняется учителем при задавании вопросов и корректируется в ходе урока).

Важно то, что учитель старается применять комплексный междисциплинарный подход и обращается к разным сферам человеческой жизни и деятельности при проведении урока. Так, «объясняя» природу музыки, класс вспоминает о воздействии искусств на восприятие (в том числе на собственные ощущения) и «догадывается» по аналогии о том, как музыка будет влиять на человека; соотношение струнных инструментов между собой описывается через их расположение на числовой прямой (обращение к математике); физику ещё не начали изучать, это произойдёт хорошо если в следующем году, - но объяснения физических явлений потребуются уже сейчас – и даются, но на доступном детям уровне.

Вниманием класса учитель владеет хорошо (возможно, причина в том, что класс «гимназический» и такая форма обучения привычна для ребят); важное значение приобретает момент отдыха – физкультминутка, смена деятельности во время которой также благотворно влияет на детей, поскольку в силу возраста им ещё тяжело самим удерживать внимание на чём-либо одном дольше 15-20 минут.

Контроль получаемых новых знаний, умений и навыков ненавязчив и ведётся в течение всего урока, для этой цели используются и устный опрос, и беседа, и разминка-игра, и работа у доски либо со слайдами презентации.

Урок такого плана может строиться как на основе отдельных изображений и видеоматериала, так и на основе цельной презентации. Поскольку он чётко простроен, потери времени будут незначительными и легко корректируются за счёт длительности видеоматериала и небольшого ускорения работы с изображениями инструментов.

Из недостатков такой формы работы можно назвать то, что учителю необходимо быть предельно сконцентрированным, для чего требуется определённый опыт как подготовки уроков именно этого типа, так и удерживания в голове всей структуры урока и его содержания. Учитель решает эту проблему, пользуясь специальным блокнотом, в котором может зафиксировать основные этапы урока и главные вопросы (если потребуется, такая форма записи позволит перестроить урок, добавив или убрав из него какой-либо элемент).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: