Опыт №3. Влияние добавления небольших количеств сильных кислот и оснований на рН буферного раствора

Цель работы:

1.Выяснить, как добавление небольшого количества сильной кислоты или основания влияет на рН буферного раствора.

2.Выяснить, является ли физиологический раствор (физраствор) буферным раствором.

Ход работы:

В пробирках №1 и №2 приготовить буферный раствор с соотношением концентраций CH3COONa и CH3COOH равным 2:3 соответственно. Для этого в каждую пробирку отмеривают из бюреток по 4 мл CH3COONa и по 6 мл CH3COOH.

В пробирки №3 и №4 отмеривают мерной пробиркой по 10 мл физиологического раствора (0,9%-ный раствор хлорида натрия).

Для продолжения опыта взять одну пробирку с буферным раствором и другую пробирку – с физраствором.

Пробирки №1 и №3:

-добавить по 5 капель индикатора метиловый оранжевый, окраску полученного раствора записать в таблицу 3;

-если растворы в пробирках отличаются по цвету, то в физиологический раствор (пробирка №3) добавить по каплям разбавленный (0,01н) раствор HCl до выравнивания цвета с раствором в пробирке №1;

- в обе пробирки добавить по 5 капель 0,1Н HCl. Окраски растворов внести в таблицу 3.

Пробирки №2 и №4:

-добавить по 5 капель индикатора метиловый красный, окраску полученного раствора записать в таблицу 3;

-если растворы в пробирках отличаются по цвету, то в физиологический раствор (пробирка №4) добавить по каплям разбавленный (0,01н) раствор HCl до выравнивания цвета с раствором в пробирке №2;

- в обе пробирки добавить по 5 капель 0,1Н NaOH. Окраски растворов внести в таблицу 3.


Таблица1. Влияние добавления небольших количеств сильных кислот и оснований.

№ про-бирки Объект изучения Окраска раствора после добавления индикатора Окраска раствора после добавле-ния HCL0,01 моль/л Окраска раствора после добавле-ния 5 капель HCL 0,1 моль/л Окраска раствора после добавле-ния 5 капель NaOH 0,1 моль/л
Метил-оранж Метил- красный
  Буферный раствор   _________ ________   ________
  Буферный раствор _________   ________ ________  
  Физиологический раствор   _________     ________
  Физиологический раствор _________     ________  

Примечание: в ячейках таблицы с прочерками записи не делать.

В выводе написать молекулярные и ионно-молекулярные уравнения протекающих реакций (механизм буферного действия). Ответить на вопрос: обладает ли физраствор буферным действием?

Иллюстрация к опыту.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

1. Что такое ионное произведение воды?

2. Что означают понятия: нейтральная, кислая, щелочная среда? Каково
значение рН в этих средах?

3. Каково значение рН воды при температурах 273, 323, 353 и 373К?

4.Какая зависимость существует между зарядом и размерами катиона и его способностью к гидролизу?

5.Какая существует взаимосвязь между склонностью катиона к
гидролизу и способностью его гидроксида к основной ионизации
(сила основания)?

6.Какая зависимость существует между зарядом и размером ани­она и его склонностью к гидролизу?

7.Какая существует взаимосвязь между склонностью аниона к гидролизу и способностью образованной им кислота к кислотной ионизации (сила кислоты)?

8. Вычислить рН 0,05М НСl и 0,05М СН3С00Н.

9. В 200мл раствора едкого натра содержится 0,2г NaOH. Вычислите
рН этого раствора.

10. Определите концентрации Н+ и ОH- в некотором растворе, если его
рН 4,7.

11. Рассчитайте рН 0,01H Н2СО3 (Диссоциацией по второй ступени
можно пренебречь).

12. Какие из солей Na23, FeCl3, Na24, CuSО4 при растворении в
воде создают кислую реакцию среды?

13. Какое значение рН (больше или меньше 7) имеют растворы солей:

NiSО4, Al2(SO4)3 и K23 ?

14. Какое значение рН (больше или меньше 7) имеют растворы солей:

Na3PO4, K2CO3, FeCI3?

15. Составьте ионные и молекулярные уравнения гидролиза солей CH3COOK, ZnCI2, KCN.


Приложение

Таблица 1

Зависимость между pH и окраской различных индикаторов.

pH ≤ 3.1   ≥ 4.4
Метиловый оранжевый Красный Оранжевый Желтый
pH ≤ 8,2   ≥ 10,0
Фенолфталеин Бесцветный Розовый Малиновый

Таблица 2

Константы диссоциации слабых электролитов(25 С)

Название электролита Формула Константа диссоциации
Азотистая кислота
Сернистая кислота
Сероводородная кислота
Угольная кислота
Уксусная кислота
Фосфорная кислота
Гидроксид аммония
Гидроксид цинка
Гидроксидмагния Mg(OH)2
Щавелевая кислота

Библиографический список

  1. Харин А.Н, Катаева Н.А, Харина А.Т, Курс химии. М.:Высш. Шк., 1973
  2. Глинка Н.Л Общая химия. Л.:Химия, 1983
  3. Глинка Н.Л Задачи и упражнения по общей химии. М.:Высш. Шк., 1985
  4. Ахметов Н.С, Азизова М.К, Бадыгина Л.И Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. М.:Высш. Шк., 1979

5. Водородный показатель. МУ Автор – составитель С.М. Алейкина, Новгород, НПИ, 1990.

Оглавление

Введение

  1. Цель работы…………………………………………………………..3
  2. Основные теоретические положения……………………………….3

2.1 Водородный показатель. Ионное произведение воды……......3

2.2 Вычисление pH растворов кислот и оснований……………….4

2.3 Реакция в растворах солей. Гидролиз………………………….5

2.4 Вычисление pH растворов солей……………………………….6

2.5 Методы определения величины pH. Индикаторы……………..7

  1. Техника безопасности………………………………………………..7
  2. Экспериментальная часть……………………………………………8
  3. Оформление отчёта о работе………………………………………. 10
  4. Контрольные вопросы и задания…………………………………...10

Приложение…………………………………………………………..12

Библиографический список…………………………………………12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: