Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ

Л.В. Мостяева

Так случилось, что за последнее вре­мя в активный словарь учащихся и учителей, работающих в сфере гражданского образования, вошли новые термины и понятия, прежде не использовав­шиеся и еще сегодня не до конца понятые, но чрезвычайно модные, а поэтому попу­лярные. К таковым с полным основанием можно отнести часто используемое задание по написанию творческой работы (или сочи­нения-эссе), как правило, направленное на комплексную проверку уровня подготовки учащихся в сфере граж­данского образования. Эта форма проверки подготовленности уча­щихся активно задействуется и в рамках школьных предметов: в обществознании (в том числе в экономике и праве), истории, русском языке, литерату­ре, иностранных языках, реже - в географии, информатике, биологии, химии, физике и других предметах. Ежегодные правовые и обществоведческие олимпиады для уча­щихся также предусматривают написание и защиту эссе. Этот перечень можно продол­жить, припомнив, что и взрослые люди, уст­раиваясь на работу, претендуя на обучение в том или ином вузе, участвуя в профессио­нальных и иных конкурсах (например, «Учитель года») подвергаются подобному испытанию.

Опыт участия в организации и проведе­нии школьных олимпиад по истории, обществознанию, праву, граждановедению позволяет констатировать, что, к сожале­нию, далеко не каждый призер олимпиады приходит к финалу с четким пониманием, в чем суть задания. Отсюда несколько моде­лей поведения: предварительное заучива­ние некоторых «образцовых» эссе и попыт­ка подогнать под предложенную тематику на олимпиаде или конкурсе (что далеко не всегда может увенчаться успехом) или муки выбора темы и такие же муки написания и защи­ты самой работы без по­нимания, что и как нуж­но делать. Поэтому на момент конкурса, экза­мена или иного испыта­ния, связанного с написанием эссе, самым распространенным вопросом со стороны учащихся, а также их родителей и педагогов можно признать вопрос: как научиться хо­рошо писать и представлять эссе?

Именно эти затруднения учащихся, на­блюдаемые ежегодно на олимпиадах, а так­же при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию, побудили меня взяться за об­суждение такой сложной темы. Сложность определяется ее двоякой важностью: с од­ной стороны, подготовкой учащихся к еди­ному государственному экзамену, а с дру­гой, формированием общеучебного уме­ния, связанного с формулированием, вы­сказыванием и обоснованием собственной позиции, своего отношения к заданной те­ме. И это умение, несомненно, пригодится выпускнику независимо от того, как и в чем он в дальнейшем самореализуется, где именно будет его использовать.

_____________________

Людмила Васильевна Мостяева - доцент кафедры теории и методики социально-гуманитарного образова­ния Рязанского областного института развития образова­ния, кандидат исторических наук.

Кроме того, опыт общения с учителями граждановедения, обществознания и права показывает, что пока целенаправленной подготовки учащихся к написанию эссе по предмету не ведется. В педагогическом со­обществе бытуют разные, иногда противо­положные представления о том, как должно выглядеть эссе, каким может быть алгоритм его написания и т.д. Разночтения существу­ют и по вопросу оценивания эссе.

Не претендуя на истину в последней ин­станции, рассмотрим некоторые техноло­гические аспекты подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию по­дробнее.

Одна из главных претензий к заданию, связанному с написанием эссе, состоит в следующем: учащиеся, учителя и родите­ли не знают, по каким критериям будет оце­ниваться данная работа. Применительно к пакету заданий для проведения ЕГЭ по об­ществознанию будет легко развеять миф о «непрозрачности критериев», обратив­шись к инструкции для учащихся:

Последнее задание работы (С8) - зада­ние по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том со­держании, которое для вас более привлека­тельно. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке ответов №2 запишите полный номер задания, выбран­ное высказывание, а затем развернутый ответ.

В ответе следует использовать соответ­ствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обос­нование своей позиции.

Пользуясь текстом инструкции, предло­жите учащимся (родителям, педагогам) вы­делить требования, предъявляемые к дан­ному виду задания.

Поработав с текстом, изучив его внима­тельно, учащиеся сообщат, что это должен быть ответ, соответствующий следующим критериям (жирным шрифтом мы выделя­ем слова из текста инструкции, чтобы пока­зать, как можно при внимательном прочте­нии предварительных установок для уча­щихся подготовиться к грамотному оформ­лению ответа):

1) развернутый, но достаточно ком­пактный (предлагается специальный бланк №2, формата А4);

2) составленный с опорой на понятия обществоведческого курса;

3) опирающийся на факты обществен­ной жизни и собственный жизненный опыт;

4) представляющий свою позицию по данному вопросу;

5) аргументированный.

Затем предложим сопоставить данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов. Со­гласно им, при оценивании ответа необхо­димо выделить следующие элементы:

- представление собственной точки зре­ния;

- раскрытие проблемы на теоретичес­ком уровне с корректным использованием обществоведческих терминов;

- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или соб­ственный опыт.

В результате проведенного сравнения можно сделать два основных вывода. Во-первых, никакой закрытой информации или неизвестных требований к эссе не су­ществует. Вся информация одинаково от­крыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его (в данном случае). Во-вторых, качество эссе будет главным обра­зом зависеть от трех взаимосвязанных со­ставляющих:

- исходный материал, который вы соби­раетесь использовать (в нашем случае

- собственные знания по предмету обсужде­ния, идеи и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося ис­ходного материала (его организация);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

Теперь обратимся к тематике, предлага­емой для написания эссе. Ниже приводит­ся перечень некоторых тем, которые мож­но обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

С8.1 Философия «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)
С8.2 Культурология «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)
С8.3 Экономика «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство» (Б. Ауэрбах)
С8.4 Социология «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций)
С8.5 Политология «Политическая свобода является высшим развитием свободы лич­ной» (Б.Н. Чичерин)
С8.6 Правоведение «Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеций)

Обращает на себя внимание тот факт, что все представленные выше темы - афо­ризмы, причем отобраны такие высказыва­ния, которые могут вызвать неоднознач­ную реакцию человека, побудить к дискус­сии, рассуждению о смысле фразы, умест­ности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

Таким образом, готовясь к написанию эссе, подбирая темы для работ, учащиеся могут ориентироваться на эти общие под­ходы к их подбору:

- краткость;

- связь с обществоведческими (право­выми) граждановедческими явлениями, процессами, событиями; опора на прочи­танную литературу, источники;

- проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.

Однако неправильным будет ограни­чить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим тер­мином эссе, правильным будет познако­миться с литературоведческим определени­ем этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

Воспользуемся комбинированным оп­ределением, составленным на основе не­скольких словарных статей.

Эссе - прозаическое произведение не­большого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на оп­ределенную или исчерпывающую трактов­ку предмета. Как правило, эссе предполага­ет новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отли­чается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Предложите учащимся (родителям, пе­дагогам) внимательно прочитать это опре­деление и выделить некоторые специфиче­ские черты, которые должны присутство­вать в работе эссеиста.

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема Как правило, это небольшая работа
Индивидуальность работы Субъективные, личные впечатления и сооб­ражения на заданную тему
Особенности стиля Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
Особенности композиции Композиция свободна, однако это не пред­полагает ее полное отсутствие; последова­тельность изложения, как правило, подчине­на только внутренней логике авторских раз­мышлений, мотивировки, связки между час­тями текста часто носят в эссе ассоциатив­ный характер; отсюда особый синтаксис -множество неполных предложений, вопро­сительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто пригла­шающие к соразмышлению

Можно заметить, что независимо от того, сколь свободным окажется композиционное построение работы, в нем будут присутство­вать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроен­ный по определенным принципам. Иначе го­воря, предполагаем, что работа не обойдется без традиционной триады в ее классической последовательности:

- вступление (суть и обоснование вы­бора данной темы); нелишним будет осве­тить во вступлении то, что вы предполага­ете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, напри­мер: «Под тендерными отношениями я по­дразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного пред­ложения);

- основная часть (развитие темы: аргу­ментированное раскрытие темы на основе собранного материала);

- заключение (обобщения и аргументи­рованные выводы по теме с указанием об­ласти ее применения и т.д.).

В связи с этим в качестве одного из воз­можных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить со­вместное коллекционирование клише, на­иболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую копилку можно соби­рать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использова­ния материалов можно воспользоваться представленной ниже таблицей.

Вступление Основная часть Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Таким образом,...
Выбор данной темы продик­тован следующими сообра­жениями... Рассмотрим несколько под­ходов... Например,... Подведем общий итог рас­суждению...
Поразительный простор для мысли открывает это корот­кое высказывание... Проиллюстрируем это поло­жение следующим приме­ром... Итак,...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны,... Именно поэтому я не могу согласиться с автором выска­зывания...
  Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называ­емой ПОПС-формулой: П - Положение (утвержде­ние) - Я считаю, что...; О - Объяснение - Потому что...; П - Пример, иллюстрация -Например,...; С - Суждение (итоговое) -Таким образом,...  

Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эс­се (своеобразных «строительных кирпичи­ков»), отметим, что полезно будет подби­рать и яркие фразы, необычные ходы, спо­собные оказать неоценимую услугу начина­ющему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио уче­нических эссе, написанных по граждановедческой тематике. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

- это могут быть все работы, написан­ные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школь­ника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качес­тво написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движе­ние вперед);

- портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» на­писания эссе);

- можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву или граждановедению, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде).

Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим по­рядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой ин­струмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, состав­ленный на основе опыта работы Н.Л. Карнаух, и дополненный по итогам совмест­ных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учите­лей в Рязанском областном институте раз­вития образования.

Алгоритм написания эссе:

- внимательно прочтите все темы (вы­сказывания), предлагаемые для написания эссе;

- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказыва­ния; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести при­меры, имеете личный опыт и т.д.);

- определите главную мысль высказыва­ния (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афо­ризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

- для каждого аргумента подберите при­меры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

- еще раз просмотрите подобранные ил­люстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты об­щественной жизни, для эссе по праву - зна­ние современного законодательства и т.д.);

- подумайте, какие литературные при­емы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательнос­ти (это будет ваш условный план);

- придумайте вступление к рассужде­нию (в нем можно написать, почему вы вы­брали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

- изложите свою точку зрения в той по­следовательности, которую вы наметили;

- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

- структура (проверьте, есть ли логичес­кая связь между частями эссе);

- искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

- единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с науч­ного стиля на публицистический, разговор­ный и наоборот);

- объем эссе (напоминаем, работа долж­на быть краткой, сокращайте все лишнее);

- привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, до­полнять в ходе работы по подготовке к на­писанию эссе.

В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права проблем подготовки учащихся к написа­нию эссе мы определили некоторые аспек­ты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: