Дайте определение понятию принципы обучения ИЗО. Перечислите основные принципы обучения

Раскройте суть принципов: активности и сознательности обучения, наглядности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, доступности обучения, научности обучения, связи теории с практикой. Приведите пример действия принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.

· Принцип в переводе с лат. Означает основа, начало – это важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы. Принципы определяются не произвольно, а разрабатываются на основе устанавливаемых в науке закономерностей.

Основные принципы обучения: научности, обучение должно характеризоваться проблемностью, наглядности, активности и сознательности обучения, доступности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, связь теории с практикой

· Обучение должно быть научным. Глубокая научная доказательность изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюдение принципа историзма в изложении изучаемого материала, показ развития и утверждения истины; использование новейших идей, научных достижений в обучении.

Обучение должно характеризоваться проблемностью. Учителю не следует упускать случая и нужно создавать на занятиях проблемные ситуации, ставить вопросы, выдвигать познавательные задачи с тем, чтобы побуждать учащихся к активному мыслительному поиску их решения.

Наглядность обучения. Наглядность является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира. Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Наглядность обучения основана на особенностях детского мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес к учению и делает его более легким.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала); расширение самостоятельной работы, проведение наблюдений, поощрение творчества, изобретательность.

Доступность обучения. Это вытекает из учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Характер содержания изучаемого материала не должен превышать умственных возможностей учащихся в его осмыслении и усвоении.

Системность и последовательность обучения. Постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным (с этого должна начинаться изложение каждой новой темы). Приучать учащихся к систематической домашней работе, регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений, навыков учащихся. Своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях уч-ся, оказывать им необходимую помощь.

Прочность обучения и его цикличность. Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в прессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий. Первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, его усвоение (запоминание), применение усвоенных знаний на практике с целью выработки умений и навыков, повторение, систематизация.

Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы. Задача обучения: овладение учащимися системой научных знаний, умений, навыков(обучающая), развитие мыслительных и творческих способностей, памяти (развивающая), формирование научного мировоззрения и нравственно – эстетической культуры (воспитывающая).

· Действие принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.

Например, приступая к новой теме «Рисунок простого натюрморта из предметов быта», необходимо повторить ранее пройденный материал: композиционное размещение предметов на формате, перспективное изображение овалов и куба, рисование предметов сложной геометрической формы. Если предположить, что тема рассчитана на 6 часов
(по 2 ч. день), то после каждого занятия необходимо для закрепления навыков выдать домашнее задание. Например, после урока «Линейно-конструктивное построение натюрморта» - д/з: выполнить линейно-конструктивный рисунок предметов быта. После занятия «Светотеневое решение натюрморта» - д/з: выполнить наброски предметов быта с передачей света и тени. В ходе занятия необходимо обнаруживать своевременно ошибки в выполнении задания, чтобы учащийся вовремя их исправил. Например, ошибки в построении предметов. В конце каждого занятия необходимо проводить проверку работ. Просмотр работ при завершении занятий по теме.

Дайте определение понятиям: методы обучения ИЗО, средства обучения ИЗО. Перечислите словесные, наглядные, практические методы используемые на занятиях ИЗО. Раскройте понятие упражнение, перечислите виды упражнений по ИЗО. Спроектируйте упражнение по композиции.

· Метод обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели образования. Метод в общем значении – способ достижения цели. В методике ИЗО разнообразие методов можно разделить на две категории: специфические методы (метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников) и общедидактические методы.

Средства обучения – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления пед. процесса. Средства подразделяются на: наглядные (объемные, печатные), технические (визуальные, аудио, аудиовизуальные)

Словесные методы используемые на занятиях ИЗО: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж.

Наглядные методы: иллюстративно - наглядный, метод педагогического рисунка, демонстративный метод.

Практические: метод рисования с натуры, методы работы с художественными материалами и инструментами, метод работы с дидактическим материалом (выполнение работы по алгоритму, по образцу), метод практической самостоятельной работы,

· Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.

Упражнение может выступать как одно из видов краткосрочных заданий с чётко ограниченной дидактической задачей или входить в структуру заданий и быть одним из этапов их выполнения. Упражнение – вид кратковременных заданий. Всякое упражнение является заданием.

Классификация упражнений:

- В зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении:

1. самостоятельные,

2. выполняемые по инструкции,

3. выполняемые учащимися вслед за учителем (зрительный диктант).

- В зависимости от формы сотрудничества на занятии:

1. фронтальные

2. групповые

3. индивидуальные

- По характеру выполнения:

1. устные

2. письменные

3. практические

- В зависимости от психологической направленности:

1. Сенсорные (восприятия формы, тоновых локальных, пространственных, светлотных отношений, характера поверхности и т. д.)

2. моторные (осуществления практической изобразительной деятельности, развитие умений и навыков)

3. аналитические или логические (направленные на развитие психологических механизмов мышления)

· Упражнение по композиции «Симметрия»

Вид упражнения: сенсорное, письменное

Время выполнения: 3-5 мин.

Описание упражнения: упражнение направлено на закрепление знаний по теме – симметричный композиционный баланс

Дано: Иллюстрация с изображением различных видов симметричных и асимметричных стилизованных растений

Задача: Рассмотрите иллюстрацию, выберите симметричные изображения. Заполните таблицу «Виды симметрии»

Виды симметрии Цифровое обозначение видов симметрии
Горизонтальная симметрия  
Вертикальная симметрия  
Двухосная симметрия  
Перевернутая симметрия  

Дайте определение понятию метод по Н.Н. Ростовцеву. Перечислите методы специфической группы, относящиеся к изобразительной деятельности. Раскройте суть метода копирования образцов, метода рисования с натуры и геометрального метода. Спроектируйте пример применения двух разных методов к изучению одной темы.

· Н.Н. Ростовцев пишет: « Под методом мы понимаем способ работы педагога и с учениками, при помощи которого достигается усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Приемы обучения –это отдельные моменты из которых складываются методы».

Методы специфической группы: метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников

· Метод копирования образцов: сущность метода заключается в обучении начинающих художников воспроизведению ими «образцов», схем, произведений искусства.

Метод рисования с натуры: сущность метода заключается в обучении начинающих художников в процессе изображения ими реального мира, изучения его.

Геметральный и натуральный метод: сущность метода заключается в рисовании по клеткам, на основе изображения элементарных геометрических тел и форм, лежащих в основе конструкции предметов, основываясь на пластичности очертаний формы реальных предметов.

Отдельные приемы, входящие в основу этих методов: развитие глазомера, развитие зрительной памяти, цветовосприятия, пространственного мышления, развитие способностей, воображения, фантазии.

· Тема: «Рисование натюрморта из предметов быта»

Цель: формирование умения линейно-конструктивного построения предметов быта, развитие восприятия формы, воспитание активного отношения к работе

Задача: выполнить линейно-конструктивный рисунок натюрморта, выявив особенности формы каждого предмета, простым карандашом.

Используемые методы: метод рисования с натуры и геметральный метод.

Раскройте понятия наглядные пособия, перечислите виды наглядных пособий по Н.П. Никаноровой. Раскройте понятие «натурный фонд» и перечислите требования к этому средству обучения. Перечислите наглядные пособия, которые бы вы использовали на уроке рисунка, тема: «Рисование гипсовой розетки».

· Наглядные пособия – особая группа средств обучения, в силу визуального характера ИЗО широко в нем применяется.

Наглядные пособия делятся на: 1. Объёмные (модели, коллекции, слепки и т.д.);

2. Печатные (картины, плакаты, таблицы, портреты и др.); 3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды диски и тд.)

Современными наглядными пособиями принято считать: мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.

Натуральные пособия классифицируются по Н. П. Никаноровой для уроков ИЗО: на натуральные и изобразительные.

Изобразительные – включают разнообразные виды оригиналов и воспроизведения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии),

Натуральные - объекты искусственного характера (чучела птиц, животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии)

· Натурный фонд – это натуральные наглядные пособия включают реальные предметы и модели:

  1. Предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и др.)
  2. Драпировки и иной текстиль
  3. Чучела птиц и животных, муляжи, гербарии.
  4. Модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; модели архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел.

Требования к натурному фонду: - соответствие учебной программе курса, например, кувшины фонда предметов быта должны быть не только разнообразны по форме, но и разного размера, цвета, чтобы решать различные дидактические задачи. – обеспечение системы обучения от простого к сложному, например, простые геометрические тела и тела сложной геометрической формы; слепки лица человека и гипсовые головы. – участие в формировании эстетического вкуса к окружающей действительност и, например, драпировки и другие предметы должны быть красивы по цвету, фактуре, чистыми, несмятыми. – наличие четких по цвету, форме, конструкции предметов.

· тема: «Рисование гипсовой розетки».

Наглядные пособия: гипсовая розетка, таблица «Этапы рисования гипсовой розетки», учебник по рисунку с описанием этапов построения гипсовой розетки, образцы работ.

22. Раскройте понятие детский рисунок с точки зрения методики преподавания специальных дисциплин. Укажите две основные характеристики детского рисунка. Раскройте понятие изобразительная грамотность детского рисунка. Проанализируйте детский рисунок, через характеристику выразительности.

Детский рисунок как продукт ИЗО деятельности и ли творческого характера обладает рядом характеристик. Эти особенности детского рисунка изучают специалисты в области психологии, социологии, этнографии, искусствознания. Выставки и конкурсы детских рисунков имеют широкую популярность в педагогической среде как форма презентации результатов обучения изобразительному искусству. Выступая в качестве продукта (одного из воплощенных результатов) деятель­ности, детский рисунок является объектом педагогической диагностики и исследования.

Художники-педагоги изучают дидактические аспекты детского рисунка, выделяя изобразительную грамотность и выразительность.

· Изобразительная грамотность – качество детского рисунка, которое отражает степень обученности ребенка. В этом смысле детский рисунок может выполнять функции средства диагностики процесса обучения ИЗО.

Выделяют различные стороны изобразительной грамотности:

- композиционная – грамотное заполнение плоскости листа, использование композиционных средств выразительности;

- цветовая – владение цветовой палитрой, выразительными возможностями цвета;

- грамотность в области передачи формы – конструктивный, пропорциональный, пластический и выразительный аспект формы;

- пространство – условное, декоративное, передача трехмерного пространства на двухмерной плоскости.

- техническая – владение художественными материалами, инструментами, техническими приемами, способами создания изображения.

Определенная степень изобразительной грамотности всегда свойственна детскому рисунку. Уже в дошкольном воспитании детей учат выбирать размер изображения, они осваивают обычные для этого возраста изобразительные схемы: изображение дерева, цветка, человека, дома, транспорта и т. д. Эти умения являются базовыми для развития изобразительных умений в школьном возрасте. Если в рисунках детей школьного возраста устойчиво преобладают эти схемы, то обычно говорят о низком уровне обученности и характеризует определенным образом организацию обучения изо.

· Выразительность детского рисунка – качество детского рисунка, определяющее его эстетическую ценность. Определяется в эстетических категориях. Дети указывают наличие этого качества в рисунке всегда безошибочно, определяя его словом «красиво», а педагоги называют такие рисунки выразительными.

Выделяют два аспекта Выразительности: техническую и образную.

Техническая выразительность детского рисунка проста в проектировании, однако требует опреде­лённого материального обеспечения. Так, иногда дети говорят «красиво», видя, что красивые по­тёки краски удачно передают влажность воздушной среды пейзажа после дождя. Профессиональные художники обоснованно требовательны в плане технической Выразительности к своим работам. Здесь имеет значение всё: качество бумаги, краски, кистей, приёмы и способы создания изображения. При проектировании заданий учителя также тщательно подбирают инструменты, материалы, технические приёмы, видя в них средство создания выразительного рисунка.

Образная Выразительность сложнее в проектировании. Она связана с решением: цвета, формы, пространства. Сравним два образа: понурая лошадка и гордый конь. Они отли­чаются друг от друга и от усреднённой изо схемы не столько разницей конструкции, пропорций, цвета, сколько тем, что и принято называть Выразительностью деталей образа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: