Раскройте суть принципов: активности и сознательности обучения, наглядности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, доступности обучения, научности обучения, связи теории с практикой. Приведите пример действия принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.
· Принцип в переводе с лат. Означает основа, начало – это важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы. Принципы определяются не произвольно, а разрабатываются на основе устанавливаемых в науке закономерностей.
Основные принципы обучения: научности, обучение должно характеризоваться проблемностью, наглядности, активности и сознательности обучения, доступности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, связь теории с практикой
· Обучение должно быть научным. Глубокая научная доказательность изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюдение принципа историзма в изложении изучаемого материала, показ развития и утверждения истины; использование новейших идей, научных достижений в обучении.
|
|
Обучение должно характеризоваться проблемностью. Учителю не следует упускать случая и нужно создавать на занятиях проблемные ситуации, ставить вопросы, выдвигать познавательные задачи с тем, чтобы побуждать учащихся к активному мыслительному поиску их решения.
Наглядность обучения. Наглядность является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира. Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Наглядность обучения основана на особенностях детского мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес к учению и делает его более легким.
Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала); расширение самостоятельной работы, проведение наблюдений, поощрение творчества, изобретательность.
Доступность обучения. Это вытекает из учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Характер содержания изучаемого материала не должен превышать умственных возможностей учащихся в его осмыслении и усвоении.
Системность и последовательность обучения. Постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным (с этого должна начинаться изложение каждой новой темы). Приучать учащихся к систематической домашней работе, регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений, навыков учащихся. Своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях уч-ся, оказывать им необходимую помощь.
|
|
Прочность обучения и его цикличность. Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в прессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий. Первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, его усвоение (запоминание), применение усвоенных знаний на практике с целью выработки умений и навыков, повторение, систематизация.
Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы. Задача обучения: овладение учащимися системой научных знаний, умений, навыков(обучающая), развитие мыслительных и творческих способностей, памяти (развивающая), формирование научного мировоззрения и нравственно – эстетической культуры (воспитывающая).
· Действие принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.
Например, приступая к новой теме «Рисунок простого натюрморта из предметов быта», необходимо повторить ранее пройденный материал: композиционное размещение предметов на формате, перспективное изображение овалов и куба, рисование предметов сложной геометрической формы. Если предположить, что тема рассчитана на 6 часов
(по 2 ч. день), то после каждого занятия необходимо для закрепления навыков выдать домашнее задание. Например, после урока «Линейно-конструктивное построение натюрморта» - д/з: выполнить линейно-конструктивный рисунок предметов быта. После занятия «Светотеневое решение натюрморта» - д/з: выполнить наброски предметов быта с передачей света и тени. В ходе занятия необходимо обнаруживать своевременно ошибки в выполнении задания, чтобы учащийся вовремя их исправил. Например, ошибки в построении предметов. В конце каждого занятия необходимо проводить проверку работ. Просмотр работ при завершении занятий по теме.
Дайте определение понятиям: методы обучения ИЗО, средства обучения ИЗО. Перечислите словесные, наглядные, практические методы используемые на занятиях ИЗО. Раскройте понятие упражнение, перечислите виды упражнений по ИЗО. Спроектируйте упражнение по композиции.
· Метод обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели образования. Метод в общем значении – способ достижения цели. В методике ИЗО разнообразие методов можно разделить на две категории: специфические методы (метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников) и общедидактические методы.
Средства обучения – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления пед. процесса. Средства подразделяются на: наглядные (объемные, печатные), технические (визуальные, аудио, аудиовизуальные)
Словесные методы используемые на занятиях ИЗО: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж.
Наглядные методы: иллюстративно - наглядный, метод педагогического рисунка, демонстративный метод.
Практические: метод рисования с натуры, методы работы с художественными материалами и инструментами, метод работы с дидактическим материалом (выполнение работы по алгоритму, по образцу), метод практической самостоятельной работы,
· Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Упражнение может выступать как одно из видов краткосрочных заданий с чётко ограниченной дидактической задачей или входить в структуру заданий и быть одним из этапов их выполнения. Упражнение – вид кратковременных заданий. Всякое упражнение является заданием.
|
|
Классификация упражнений:
- В зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении:
1. самостоятельные,
2. выполняемые по инструкции,
3. выполняемые учащимися вслед за учителем (зрительный диктант).
- В зависимости от формы сотрудничества на занятии:
1. фронтальные
2. групповые
3. индивидуальные
- По характеру выполнения:
1. устные
2. письменные
3. практические
- В зависимости от психологической направленности:
1. Сенсорные (восприятия формы, тоновых локальных, пространственных, светлотных отношений, характера поверхности и т. д.)
2. моторные (осуществления практической изобразительной деятельности, развитие умений и навыков)
3. аналитические или логические (направленные на развитие психологических механизмов мышления)
· Упражнение по композиции «Симметрия»
Вид упражнения: сенсорное, письменное
Время выполнения: 3-5 мин.
Описание упражнения: упражнение направлено на закрепление знаний по теме – симметричный композиционный баланс
Дано: Иллюстрация с изображением различных видов симметричных и асимметричных стилизованных растений
Задача: Рассмотрите иллюстрацию, выберите симметричные изображения. Заполните таблицу «Виды симметрии»
Виды симметрии | Цифровое обозначение видов симметрии |
Горизонтальная симметрия | |
Вертикальная симметрия | |
Двухосная симметрия | |
Перевернутая симметрия |
Дайте определение понятию метод по Н.Н. Ростовцеву. Перечислите методы специфической группы, относящиеся к изобразительной деятельности. Раскройте суть метода копирования образцов, метода рисования с натуры и геометрального метода. Спроектируйте пример применения двух разных методов к изучению одной темы.
· Н.Н. Ростовцев пишет: « Под методом мы понимаем способ работы педагога и с учениками, при помощи которого достигается усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Приемы обучения –это отдельные моменты из которых складываются методы».
|
|
Методы специфической группы: метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников
· Метод копирования образцов: сущность метода заключается в обучении начинающих художников воспроизведению ими «образцов», схем, произведений искусства.
Метод рисования с натуры: сущность метода заключается в обучении начинающих художников в процессе изображения ими реального мира, изучения его.
Геметральный и натуральный метод: сущность метода заключается в рисовании по клеткам, на основе изображения элементарных геометрических тел и форм, лежащих в основе конструкции предметов, основываясь на пластичности очертаний формы реальных предметов.
Отдельные приемы, входящие в основу этих методов: развитие глазомера, развитие зрительной памяти, цветовосприятия, пространственного мышления, развитие способностей, воображения, фантазии.
· Тема: «Рисование натюрморта из предметов быта»
Цель: формирование умения линейно-конструктивного построения предметов быта, развитие восприятия формы, воспитание активного отношения к работе
Задача: выполнить линейно-конструктивный рисунок натюрморта, выявив особенности формы каждого предмета, простым карандашом.
Используемые методы: метод рисования с натуры и геметральный метод.
Раскройте понятия наглядные пособия, перечислите виды наглядных пособий по Н.П. Никаноровой. Раскройте понятие «натурный фонд» и перечислите требования к этому средству обучения. Перечислите наглядные пособия, которые бы вы использовали на уроке рисунка, тема: «Рисование гипсовой розетки».
· Наглядные пособия – особая группа средств обучения, в силу визуального характера ИЗО широко в нем применяется.
Наглядные пособия делятся на: 1. Объёмные (модели, коллекции, слепки и т.д.);
2. Печатные (картины, плакаты, таблицы, портреты и др.); 3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды диски и тд.)
Современными наглядными пособиями принято считать: мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.
Натуральные пособия классифицируются по Н. П. Никаноровой для уроков ИЗО: на натуральные и изобразительные.
Изобразительные – включают разнообразные виды оригиналов и воспроизведения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии),
Натуральные - объекты искусственного характера (чучела птиц, животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии)
· Натурный фонд – это натуральные наглядные пособия включают реальные предметы и модели:
- Предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и др.)
- Драпировки и иной текстиль
- Чучела птиц и животных, муляжи, гербарии.
- Модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; модели архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел.
Требования к натурному фонду: - соответствие учебной программе курса, например, кувшины фонда предметов быта должны быть не только разнообразны по форме, но и разного размера, цвета, чтобы решать различные дидактические задачи. – обеспечение системы обучения от простого к сложному, например, простые геометрические тела и тела сложной геометрической формы; слепки лица человека и гипсовые головы. – участие в формировании эстетического вкуса к окружающей действительност и, например, драпировки и другие предметы должны быть красивы по цвету, фактуре, чистыми, несмятыми. – наличие четких по цвету, форме, конструкции предметов.
· тема: «Рисование гипсовой розетки».
Наглядные пособия: гипсовая розетка, таблица «Этапы рисования гипсовой розетки», учебник по рисунку с описанием этапов построения гипсовой розетки, образцы работ.
22. Раскройте понятие детский рисунок с точки зрения методики преподавания специальных дисциплин. Укажите две основные характеристики детского рисунка. Раскройте понятие изобразительная грамотность детского рисунка. Проанализируйте детский рисунок, через характеристику выразительности.
Детский рисунок как продукт ИЗО деятельности и ли творческого характера обладает рядом характеристик. Эти особенности детского рисунка изучают специалисты в области психологии, социологии, этнографии, искусствознания. Выставки и конкурсы детских рисунков имеют широкую популярность в педагогической среде как форма презентации результатов обучения изобразительному искусству. Выступая в качестве продукта (одного из воплощенных результатов) деятельности, детский рисунок является объектом педагогической диагностики и исследования.
Художники-педагоги изучают дидактические аспекты детского рисунка, выделяя изобразительную грамотность и выразительность.
· Изобразительная грамотность – качество детского рисунка, которое отражает степень обученности ребенка. В этом смысле детский рисунок может выполнять функции средства диагностики процесса обучения ИЗО.
Выделяют различные стороны изобразительной грамотности:
- композиционная – грамотное заполнение плоскости листа, использование композиционных средств выразительности;
- цветовая – владение цветовой палитрой, выразительными возможностями цвета;
- грамотность в области передачи формы – конструктивный, пропорциональный, пластический и выразительный аспект формы;
- пространство – условное, декоративное, передача трехмерного пространства на двухмерной плоскости.
- техническая – владение художественными материалами, инструментами, техническими приемами, способами создания изображения.
Определенная степень изобразительной грамотности всегда свойственна детскому рисунку. Уже в дошкольном воспитании детей учат выбирать размер изображения, они осваивают обычные для этого возраста изобразительные схемы: изображение дерева, цветка, человека, дома, транспорта и т. д. Эти умения являются базовыми для развития изобразительных умений в школьном возрасте. Если в рисунках детей школьного возраста устойчиво преобладают эти схемы, то обычно говорят о низком уровне обученности и характеризует определенным образом организацию обучения изо.
· Выразительность детского рисунка – качество детского рисунка, определяющее его эстетическую ценность. Определяется в эстетических категориях. Дети указывают наличие этого качества в рисунке всегда безошибочно, определяя его словом «красиво», а педагоги называют такие рисунки выразительными.
Выделяют два аспекта Выразительности: техническую и образную.
Техническая выразительность детского рисунка проста в проектировании, однако требует определённого материального обеспечения. Так, иногда дети говорят «красиво», видя, что красивые потёки краски удачно передают влажность воздушной среды пейзажа после дождя. Профессиональные художники обоснованно требовательны в плане технической Выразительности к своим работам. Здесь имеет значение всё: качество бумаги, краски, кистей, приёмы и способы создания изображения. При проектировании заданий учителя также тщательно подбирают инструменты, материалы, технические приёмы, видя в них средство создания выразительного рисунка.
Образная Выразительность сложнее в проектировании. Она связана с решением: цвета, формы, пространства. Сравним два образа: понурая лошадка и гордый конь. Они отличаются друг от друга и от усреднённой изо схемы не столько разницей конструкции, пропорций, цвета, сколько тем, что и принято называть Выразительностью деталей образа.