Задания для самостоятельной работы. А) как совокупности трех элементов: населения, территории, государственной власти

  1. Выпишите из рекомендованной литературы определения государства. Проанализируйте, что в этих определениях отражает осмысление государства:

А) как совокупности трех элементов: населения, территории, государственной власти;

Б) как элемента политической системы общества, механизма организации власти.

  1. Ознакомьтесь с содержанием понятий «форма правления», «форма государственного устройства», «политический режим». Руководствуясь содержанием этих понятий, составьте характеристику современного российского государства.
  2. Проанализируйте содержание этатистской и антиэтатистской тенденций в развитии государства. Какой политический режим является выражением крайнего этатизма? В каких исторических условиях сложились представления о государстве как организации власти, призванной гарантировать права индивидуума?
  3. Известно, что ведущей тенденцией в современном обществе является стремление к подлинно демократическому, правовому государству. Выпишите признаки правового государства. Почему правовое государство рассматривается как величайшая социальная ценность?
  4. Определите предпосылки формирования правового государства и уровень их реализации в современной России.
  5. Изучите приведенные в литературе определения политических партий. Выпишите их, распределяя в соответствии с подходами, примененными при выявлении сущности данного явления, по следующим группам:

- институциональные (определения),

- функциональные,

- классовые.

Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает специфику политической партии как феномена общественной жизни?

  1. На основе ФЗ «О политических партиях» выпишите определение, принципы деятельности и основные функции политических партий. Подготовьте сообщение по теме «Значение политических партий в жизни российского общества».
  2. Какие статьи Конституции РФ создают правовое пространство для образования и деятельности политических партий?
  3. Опишите особенности функционирования однопартийных, двухпартийных, многопартийных систем на примере современных государств. Сделайте вывод: можно ли говорить об образовании в современной России многопартийной системы?
  4. Проанализируйте программные документы наиболее влиятельных парламентских партий Российской Федерации. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные положения программных документов политических партий России.

Наименование партии Экономическая программа Политические программа Социальная программа
  1. Существует несколько дефиниций понятия «группы интересов». Выпишите из указанных в списке учебных пособий определения данного политического феномена. Какое из них Вам кажется наиболее полным и отражающим суть понятия? Аргументируйте свой ответ.
  2. Выявите различия групп интересов и политических партий. Изучите механизм взаимодействия групп и интересов и государства.
  3. Сравните несколько типологий групп интересов. Выделите их сильные и слабые стороны.
  4. Объясните, каким образом взаимосвязаны группы интересов и политический режим?
  5. Определите, какие статьи Конституции РФ создают правовое поле для возникновения и функционирования групп интересов в России.
  6. Найдите определения следующих понятий: «избирательный процесс», «избирательная система», «избирательное право», «избирательный маркетинг», «избирательная кампания», «выборы».
  7. Изучите особенности мажоритарной, пропорциональной, мажоритарно-пропорциональной (смешанной) избирательных систем. Определите их достоинства и недостатки. Оформите в виде таблицы.
  8. На основе изучения избирательного законодательства Российской федерации сделайте вывод о типе избирательной системы РФ. Аргументируйте свой ответ.
  9. Статья ч. 2. Конституции Российской Федерации провозглашает всеобщее избирательное право: «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме…».

Найдите статьи в избирательных законах Российской Федерации, свидетельствующие о наличии ограничений (цензов) всеобщего избирательного права.

  1. По приведенной ниже схеме проанализируйте предвыборные программы политических партий или избирательных объединений, участвовавших в последних выборах депутатов Государственной Думы и принадлежащих к противоположным флангам политического спектра (по выбору). Установите сходство и различие их позиций:
  1. отражение проблем современного развития России в предвыборных программах и их совпадение с интересами избирателей;
  2. цели и задачи;
  3. механизмы реализации;
  4. методы реализации;
  5. политическая ориентация;
  6. социально-экономическая ориентация;
  7. финансовое обеспечение;
  8. реалистичность программ;
  9. отношение к властям и соперникам.

Список литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: