Наблюдение как вид исследования в социальных науках

В своей жизни мы практически каждодневно исполь­зуем метод наблюдения. Наблюдаем за детьми, играю­щими на улице, за пассажирами в транспорте, за покупа­телями в магазине и т. д. Иногда это просто мимолетные взгляды, а иногда мы делимся с другими впечатлениями об увиденном. С профессиональным наблюдением мы сталкиваемся, когда смотрим по телевизору футбольный матч, который комментирует ведущий, передачу послед­них событий по стране, ведь объектив телекамеры на­правляет человек, который выбирает наиболее значи­мые моменты и события с его точки зрения. Таким обра­зом, наблюдение широко используется во многих сферах социальной практики для изучения реальности.

Многие столетия назад метод наблюдения начал применяться и в науке, принимая разные специфичес­кие формы в зависимости от того, что служило объек­том и предметом изучения. Но не каждое наблюдение может быть использовано в научных целях. Это связано с тем, что точность и объектив­ность получаемых эмпирических знаний, удовлетворя­ющих нас в нашей повседневной жизни, не требует большой массы наблюдений. Сравнение, сопоставле­ние и обобщение результатов порой мы осуществляем бессознательно, на основе привычных норм и способов мышления, которые закреплены в обычном здравом смысле тысячелетним опытом человечества. В науке же предъявляются более строгие требования к точнос­ти и объективности эмпирического знания.

Наблюдение – метод сбора первичной информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта.

В одних случаях мы наблю­даем сами, в других — пользуемся данными наблюде­ний иных лиц.

Следует различать научное наблюдение и обыден­ное наблюдение.

В отличие от обыденного научное наблюдение от­личается тем, что:

а) оно подчинено ясной исследова­тельской цели и четко сформулированным задачам;

(б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;

(в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;

(г) информация, полученная путем наблюдения, долж­на поддаваться контролю на обоснованность и устой­чивость».

Таким образом, научно организованное наблюде­ние отличается от обыденного. Для него характерны целенаправленность, планомерность, систематич­ность, непосредственное визуальное и слуховое вос­приятие (иногда применение специальных техничес­ких средств), строгость и единообразие при фиксиро­вании наблюдаемой информации, а также проверка полученных результатов.

Наиболее важной представляется непосредствен­ность, т. е. прямая, а не косвенная регистрация собы­тий очевидцем. Источником информации в социологи­ческом наблюдении является поведение исследуемого лица. Исследователь непосредственно наблюдает за происходящими поступками, событиями, явлениями, процессами, а иногда даже и участвует в них. Свои впечатления он регистрирует в соответствии с разработанной заранее программой. Но непосредст­венное (прямое) наблюдение, хотя оно и предпочти­тельнее косвенного, не всегда можно осуществить. Поэтому на практике иногда приходится работать с информацией из «вторых рук», естественно, что ре­зультаты такого типа наблюдения требуют особого критического анализа.

Наблюдение можно использовать только для изуче­ния сегодняшних, а не будущих и не прошлых собы­тий (по принципу «здесь и сейчас»). Конечно, можно изучать памятники прошлого, но это прошлое, в данном случае, будет выступать не как реальный общественный процесс, а как отдельные фрагменты в застывшем состоянии. Поэтому это будет уже относиться к изучению документов. Изучение ки­но- и телевизионных кадров, на которых запечатлены отдельные акты действий объекта или общественного события, также нельзя рассматривать как наблюде­ние. Здесь опять идет речь об изучении документов. Исходя из этого можно сделать вывод, что «на­блюдение — это метод сбора данных, при котором не­посредственно созерцается поведение лица или про­исходящее событие. Другой вопрос, что в некоторых случаях оказывается целесообразным фиксировать впечатления с помощью соответствующей аппарату­ры, например, делая снимки исследуемого лица»7.

Метод наблюдения является самым ста­рым в человеческом познании. При проведении и того, и другого наблюдения можно использовать различные вспомо­гательные приборы (так в социологическом наблюде­нии это может быть кино-, фотоаппарат, магнитофон, телевизионная техника и другие технические средст­ва). Наблюдение в социологии также, как и в естест­вознании, является простейшим методом сбора пер­вичной информации, под простейшим подразумевает­ся то, что оно лежит в основе ряда других методов, а само по себе привлечения других методов необходи­мым образом не предполагает.

В социальных науках объектом являютсяобщест­венные явления, общество в целом, которые подвер­жены непрерывным изменениям. А так как общест­венные явления непрерывно изменяются, то, для того чтобы связи изучаемого общественного явления с дру­гими явлениями и их характер стали очевидными их необхо­димо изучать довольно продолжительное время. Одна­ко продолжительное изучение отдельных обществен­ных явлений не только весьма трудно организовать, но и в полном смысле слова невозможно осуществить. Поэтому в социологии чаще всего проводится наблю­дение кратковременных социальных явлений.

Социальный факт всегда единствен и историчен. Если естественные науки имеют дело с явлениями, ко­торые идентично воспроизводятся в одинаковых усло­виях, то социальные науки изучают факты, которые никогда не повторяются точно так же. Это ведет к трудности обобщения получаемых данных и необхо­димости учитывать наряду с историческими фактора­ми также конкретные особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: