Точность, ошибки и методы контроля данных статистического наблюдения

Точность данных — важнейшее требование, предъявляемое к ста­тистическому наблюдению. Чем ближе значение показателей, по­лученных в результате статистического наблюдения, к фактиче­ским их значениям, тем выше точность статистического наблю­дения. Иными словами, точность характеризует степень достовер­ности информации, ее приближение к оригиналу, который она выражает. Отсюда степень соответствия величины какого-либо показателя (значения какого-либо признака), определенной по ма­териалам статистического наблюдения, действительной его вели­чине называют точностью статистического наблюдения.

Таким образом, точность статистического наблюдения опре­деляется соотношением или отклонением данных наблюдения от фактических размеров изучаемых величин.

По ряду причин границы достоверности, степень точности дан­ных, полученных в результате наблюдения, могут быть различны. Во-первых, перевод качественных характеристик социальных яв­лений, в том числе и преступности, в их количественные экви­валенты (этот процесс называется квантификацией) сопряжен с из­вестными трудностями.

§ 6. Точность, ошибки и метода контроля данных статистического наблюдения 203

Во-вторых, при фиксации информации о явлениях и процес­сах общественной жизни вполне допустимы погрешности в дости­жении полноты и точности информации. Повышение степени точности и полноты требует увеличения ее количества и разно­образия, что связано с серьезными экономическими вложения­ми. В информационном обеспечении управления с неизбежнос­тью наступает момент, когда детальная, более полная информи­рованность стоит дороже, чем неинформированность1.

Расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин, полученных при наблюдении, принято назы­вать ошибками наблюдения.

Чтобы избежать ошибок наблюдения, минимизировать их, необходимо: тщательно составить инструментарий наблюдения; обес­печить качественное обучение и инструктаж персонала, кото­рый будет проводить наблюдение. Однако, учитывая массовый ха­рактер статистического наблюдения и сложность его содержа­ния, необходимо наряду с этим организовать специальные част­ные или сплошные контрольные проверки правильности запол­нения статистических формуляров, провести логический и ариф­метический контроль полученных данных после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения ошибки наблюдения подразделяются на три вида: а) ошибки измерения; б) ошибки репрезентативности; в) ошибки регистрации.

Ошибки измерения (е) — разность между результатом измере­ния значения явления (х) и истинным значением (X): г=х-Х. Как и последующие ошибки, ошибки измерения объединяются в две группы: 1) систематические, которые при данных условиях про­ведения измерения имеют вполне определенное постоянное зна­чение (например, ошибка измерительного прибора); 2) случай­ные, которые являются результатом взаимодействия большого числа незначительных в отдельности факторов и имеют в каждом случае различные значения.

Ошибки репрезентативности — расхождения между показате­лями выборочной и генеральной совокупности, возникшие вслед­ствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно воспроизводит (репрезентирует) совокупность генеральную, хо-

1 См.: Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С. 139 и след.

204 Глава N. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

тя установление и регистрация фактов были произведены точно. Они присущи только несплошному наблюдению.

Ошибки регистрации представляют собой расхождение между сведениями, записанными в формуляры наблюдения (документы первичного учета и статистической отчетности), и фактическим положением в исследуемой совокупности. Они могут быть как в сплошном, так и в несплошном наблюдении.

Как уже отмечено, ошибки регистрации могут быть случайны­ми и систематическими.

Случайные — это следствие невнимательности, небрежности при заполнении формуляра наблюдения или подсчете итогов.

Систематические ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные ошибки — сознательные, тенденциозные иска­жения. К ним относятся нарушения порядка представления госу­дарственной статистической отчетности, выразившиеся в непред­ставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения статистических наблюдений, искажении отчетных данных или на­рушении сроков представления отчетов, допускаемые некоторыми недобросовестными руководителями при составлении отчетности.

Для пресечения преднамеренных ошибок статистического на­блюдения Законом РФ от 13 мая 1992 г. «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистичес­кой отчетности» руководители и другие должностные лица пред­приятий, учреждений, организаций и объединений независимо от форм собственности привлекаются к административной ответст­венности в виде предупреждения или штрафа в размере от трех­кратного до десятикратного установленного законом размера ми­нимальной месячной оплаты труда.

Кроме того, предусматривается возмещение органам статис­тики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных дан­ных или нарушении сроков представления отчетности1. В соответ­ствии с постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1992 г. Госкомстат России разработал и 14 августа 1992 г. утвердил По­ложение о порядке представления государственной статистичес­кой отчетности в Российской Федерации2.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер­ховного Совета Российской Федерации. 1992. № 27. Ст. 1556-1557.

2 См.: Вестник статистики. 1992. № 11.

§ 6. Точность, ошибки и методы контроля данных статистического наблюдения 205

Непреднамеренные ошибки — неточность, возникающая в про­цессе статистического наблюдения в установлении или регистра­ции изучаемых фактов помимо воли и желания лица, производя­щего наблюдение или сообщающего сведения (т.е. неумышленно, вследствие пропусков в записях отдельных фактов и т.п.).

Полученные в результате наблюдения данные до их обработ­ки подвергаются самой тщательной проверке, контролю. Контроль достоверности осуществляется на всех этапах сбора и обработки статистических данных: при заполнении формуляров статистиче­ского наблюдения, составлении отчетов, разработке аналитиче­ских материалов. Прежде всего осуществляется так называемый внеш­ний контроль. При этом проверяется правильность оформления до­кументов, т.е. наличие всех необходимых записей (реквизитов), пре­дусмотренных инструкцией, а также полнота материала и охвата всех отчетных единиц наблюдения (например, все ли следствен­ные отделы (отделения) области представили отчеты в УВД — ГУВД — ГУВДТ; все ли районные суды области представили от­четы в областной отдел юстиции, соответствует ли число осуж­денных, указанное в отчете районного суда, числу поступивших в отдел юстиции статистических карточек на осужденных).

Следующим этапом контроля точности информации являет­ся счётный (арифметический) контроль. Он основывается на ис­пользовании количественных связей между значениями различных показателей отчета. Задача такого контроля —исправление ито­гов и отдельных числовых показателей. Для этих целей во всех фор­мах статистических отчетов правоохранительных органов и орга­нов юстиции по многим показателям установлены контрольные арифметические равенства.

Логический (смысловой) контроль, так же как и арифметический, основывается на знании взаимосвязей между показателями, но не количественных, а логических, в процессе проверки ответов на во­просы программы наблюдения путем их сопоставления между со­бой или сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу. Например, сопоставляя ответы на вопросы ста­тистической карточки на выявленное преступление (форма № 1) о личности потерпевшего, их количестве и др., можно логическим путем установить ошибку. Если малолетний потерпевший показан как депутат, то ясно, что здесь допущена смысловая ошибка.

В целях эффективности логического и счетного контроля цен­тральные аппараты статистических подразделений правоохрани 206 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

тельных органов, судов и органов юстиции разрабатывают и рас­сылают на места рекомендации по заполнению статистической от­четности и алгоритмы формирования показателей по всем видам представляемых в их адрес статистических отчетов.

С вопросом контроля за ведением правовой статистики (про­верки качества документов первичного учета и статистической от­четности) тесно связан вопрос об укреплении отчетной дисцип­лины. Все суды, органы внутренних дел, прокуратуры, юстиции обязаны представлять отчеты в установленные сроки и по ут­вержденным формам.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под статистической информацией?

2. Что такое статистическое наблюдение и каким требованиям оно должно удовлетворять?

3. Какие вы знаете основные этапы проведения статистического на­блюдения?

4. Определите конкретные объекты наблюдения всех разделов пра­вовой статистики.

5. Что такое единица наблюдения, единица совокупности и едини­ца измерения в уголовно-правовой статистике?

6. Укажите отличие между понятиями «единица наблюдения» и «от­четная единица».

7. Что понимается под программой наблюдения?

8. Какие требования предъявляются к программе наблюдения?

9. Какие организационные вопросы являются важнейшими при про­ведении наблюдения?

10. Цель массового наблюдения — определение состояния и уровня преступности. Назовите единицы измерения преступности.

11. В чем сущность проблемы единого учета преступлений?

12. Что такое точность и ошибка наблюдения?

13. Какие ошибки наблюдения вы знаете?

14. Как проводится контроль результатов статистического наблюдения?

Задание 1. Назовите основные требования, предъявляемые к инфор­мации о преступности, и с этих позиций охарактеризуйте следующие ос­новные источники информации:

а) материалы уголовно-правовой статистики (МВД, прокуратуры);

б) материалы судебной статистики;

в) криминологические данные, полученные исследователем в ре­зультате обработки анкет;

Контрольные вопросы и задания

г) материалы опроса общественного мнения о преступности и госу­дарственных мерах социального контроля над ней.

Задание 2. Перечислите с исчерпывающей полнотой документы пер­вичного учета (статистические карточки), установленные Инструкцией о едином учете преступлений от 14 декабря 1994 г.

Задание 3. Ознакомившись с документами первичного учета, их рек­визитами, ответьте на следующие контрольные вопросы:

а) особенности заполнения, сроки и адреса представления доку­ментов первичного учета (статистических карточек);

б) какие признаки состава преступления наиболее широко пред­ставлены в документах первичного учета (статистических карточках): ф. № 1; 1.1; 2;

в) сроки и подразделения, где хранятся указанные статистические кар­точки;

г) перечислите с исчерпывающей полнотой^ в каких случаях преступ­ление учитывается как одно (составляется одна статистическая карточ­ка на выявленное преступление);

д) перечислите с исчерпывающей полнотой основания учета двух и бо­лее преступлений (составляются две карточки и более на выявленные пре­ступления);

е) перечислите основания снятия с учета зарегистрированных пре­ступлений;

ж) перечислите, в каких случаях зарегистрированные преступления под­лежат оставлению на учете, несмотря на прекращение уголовного дела;

з) раскройте особенности и основания учета лиц, совершивших пре­ступления.

Задание 4. Внимательно ознакомившись с бланками переписных ли­стов Всесоюзной переписи населения 1989 г., ответьте на следующие кон­трольные вопросы:

а) охарактеризуйте программу специально организованного статис­тического обследования — Всесоюзной переписи населения по вопросам переписных листов выборочной (В) и сплошной (С) переписи;

б) в чем состоит и чем объясняется отличие программ переписных листов сплошной и выборочной переписи населения;

в) в целях обнаружения связи и взаимозависимости научно обосно­ванно выберите максимально возможное число признаков из переписно­го листа сплошной переписи (С) и статистической карточки на лицо, со­вершившее преступление (ф. № 2).

Раскройте (обоснуйте) научное и практическое значение предложен­ных вами сопоставлений.

Задание 5. Ознакомившись со статистической карточкой на подсуди­мого, выполните следующие задания:

а) раскройте научно-практическое значение признаков программы это­го важного документа первичного учета деятельности суда;

б) сопоставьте программу статистической карточки на подсудимого с программой переписного листа (С) и проделайте указанную в пункте «в» задания 3 аналитическую работу.

Задание 6. Перечислите основные формы статистической отчетнос­ти МВД, прокуратуры и судов. Охарактеризуйте их основные реквизиты, сроки и порядок представления.

Задание 7. В условиях роста дифференциации материального уровня жизни, когда 4% граждан имеют доходы, практически в 300 раз превы­шающие доходы наименее обеспеченных слоев, а свыше 1/3 населения находится за официальной чертой бедности (Информ. бюлл. ВЦИОМ. 1994. № 6), не только нельзя исключать, но, наоборот, нужно предполагать формирование и наличие противоречивых интересов в разных слоях, их различное мнение и представление о «нужных» законах. В целях разра­ботки мер противодействия указанным тенденциям составьте програм­му специально организованного обследования на основе анкетного ме­тода формирования статистической совокупности.

Рекомендуемая литература

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации» от 20 февраля 1995 г.

Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г.

Положение о Государственном комитете РФ по статистике, утверж­денное постановлением СМ РФ 9 июля 1994 г.

Положение о порядке представления государственной статистичес­кой отчетности в Российской Федерации, утвержденное постановлени­ем Госкомстата России 14 августа 1992 г.

Инструкция по статистической отчетности о следственной работе по форме 1-Е, утвержденная постановлением Госкомстата России от 16 фе­враля 1993 г.

Инструкция о едином учете преступлений (3-е издание Инструкции от 14 декабря 1994 г.), утвержденная приказом Генеральной прокурату­ры РФ и МВД России 14 декабря 1994 г.

Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде, ут­вержденная приказом министра юстиции РФ 16 апреля 1994 г.

Панкратов В. В. Вопросы улучшения уголовного учета // Вопросы ки­бернетики и право. М., 1967.

Булатов Г., Майоров Н. Показательность данных уголовной статисти­ки // Вестник МГУ. XII. Сер. «Право». 1969. №3.

Шляпочников А. С. О создании единого учета преступлений // Сов. го­сударство и право. 1965. № 9.

Берекашвили Л. О едином учете преступлений // Соц. законность. 1976. № 10.

Савюк Л.К. Порядок и организация единого учета преступлений. М.> 1980.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: