Демократы:
«Меня не интересует социальная принадлежность человека и прочие социальные знаки». «В голову не приходит определять принадлежность к какой-либо группе. Человек — это единица». «Важно, что представляет из себя сам человек». «Когда я общаюсь с человеком, мне вообще "по барабану", кто он — мужчина или женщина». «Трудно определить, в чем заключается принадлежность к группе, не могу выделить что-то, чем мы выделяемся из всех остальных». «Я являюсь представителем только своих идей». «Группы замечать могу, но это "игра"».
Аристократы:
«Воспринимаю людей по принадлежности к группе, "сажаю" каждого на какую-нибудь "полочку" ("хорошая мамаша", "лапочка"…)». «Если удается определить принадлежность к группе кого-либо, это радует. Легче воспринимать информацию от человека, зная его принадлежность к группе». «Я выделяю людей по профессиональным качествам. Первое: к какой социально-экономической группе человек относится. Второе: профессионал он или нет, как он себя ведет, по личным качествам». «Я к тебе обращаюсь как к типичному представителю переводчиков». «У нас на работе взяли нового секретаря, так вот она… работает плохо, и вообще не тот человек. Может потому, что живет в спальном районе… Только не подумайте, что я аристократ какой-то!». «Мне эта религия ни к чему, но простым людям надо». «Ты принадлежишь к моему кругу общения, а люди моего круга общения не крадут туалетную бумагу из "МакДоналдса"!».
Следствие по квадровым признакам
Понятие «дух квадры» или «ценности квадры» может быть выражено через наполнение трех квадровых признаков. Так, например, песню 1930-х годов: «Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда» — сочинил кто-то из второй квадры, но не потому, что «квадровым духом повеяло», а потому, что в ее тексте просматриваются два признака — веселые и решительные — которые в таком сочетании есть только у второй квадры.
РЕЗЮМЕ
Результаты исследований показали устойчивую тенденцию к существованию независимого наполнения каждого признака Рейнина и четкому распределению испытуемых по дихотомическому критерию. Понимание ряда признаков в соционике существенно скорректировано, дополнено и расширено. Некоторые частные гипотезы, относящиеся к отдельным признакам, не нашли подтверждения в эксперименте.
Как представляется, подобные исследования могут помочь в создании объективных критериев и надежных инструментов для определения соционического типа личности. Кроме того, только с учетом признаков Рейнина можно реально продвинуться на пути создания полной, многомерной модели психики.
Проведенный эксперимент является пилотным, его методика и выводы должны быть статистически подтверждены на большом экспериментальном материале. Тем не менее, уже сейчас можно говорить об устойчивой тенденции — по большинству признаков исключений практически не встречается, по некоторым признакам отмечено минимальное число исключений (примерно один из десяти человек). Почти все они связаны с осознанным поведенческим уровнем или обусловлены различиями в воспитании. В проявлениях признаков на речевом уровне и в невербальных реакциях исключений не встречено. Для опытного диагноста-соционика не составит труда проследить проявление большинства признаков в соционическом интервью.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1998.
2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике // Соционика, ментология и психология личности. — 1998. — № 1–6.
3. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. — Новосибирск, 1997.
4. Рейнин Г. Р. Группа биполярных признаков в типологии К. Юнга // Соционика, ментология и психология личности. — 1996. — № 6.
5. Рейнин Г. Р. Морфология малых групп // Соционика, ментология и психология личности. — 2001. — № 2.
6. Рейнин Г. Р. Теоретический анализ типологических описаний личности в психологии // Соционика, ментология и психология личности. 1999. — № 4–6.
7. Рейнин Г. Р. Типология К. Юнга как математический объект. Основные результаты // Соционика, ментология и психология личности. — 1996. — № 6.
8. Филатова Е. С. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. — СПб.: Б&К, 1999.
Статья поступила в редакцию 31.01.2003;
в окончательном варианте — 11.02.2003.
Ivanov P.A., Kotchubeeva L.A., Malkova I.I., Malskaya E.N., Mironov V.V., Ovchinnikov E.I., Stoyalova M.L.; Dospekhov S.V., Egorov V.V., Egorova O.A., Kazakova M.M., Kovaleva A.Yu.
Title — перевод названия статьи
Перевод резюме статьи. Keywords: перевод ключевых слов.
[1] Авторы выражают благодарность Е. М. Шаровой, З. А. Барзах, И. Ф. Лещинскому, Л. В. Киселевой, Е. Г. Ерыкалиной, а также всем участникам рабочих встреч.
[2] В настоящем времени, соответственно, глагол-связка опускается (например, «это хорошо» вместо «это есть хорошо»).
[3] Из-за того, что данный признак был «переименован» В. Гуленко, возникла некоторая путаница. У А. Аугустинавичюте [2] и Г. Рейнина [5] этот признак называется «левые — правые» (левыми являются ИЛЭ, СЭИ, ЭИЭ, ЛСИ, СЭЭ, ИЛИ, ЛСЭ и ЭИИ, соответственно, правыми — ЭСЭ, ЛИИ, СЛЭ, ИЭИ, ЛИЭ, ЭСИ, ИЭЭ и СЛИ). Мы же используем в данной статье более современные «противоположные» обозначения В. Гуленко и Т. Прокофьевой (левыми являются ЭСЭ, ЛИИ, СЛЭ, ИЭИ, ЛИЭ, ЭСИ, ИЭЭ и СЛИ, а правыми — ИЛЭ, СЭИ, ЭИЭ, ЛСИ, СЭЭ, ИЛИ, ЛСЭ и ЭИИ). Поскольку название данного признака в любом случае никак не соотносится с его наполнением, данное разночтение не столь существенно, но следует проявлять внимательность.
[4] Данный пример иллюстрирует склонность предусмотрительного применять в определенной ситуации имеющийся у него алгоритм действий.
[5] Это касается и начальства: например, начальник-СЛИ «узаконил» получасовой перерыв для игры в нарды и шахматы, а в качестве поощрения за хорошие показатели предложил всем работникам вечер игры в бильярд или в боулинг за счет фирмы.