Примеры. «Меня не интересует социальная принадлежность человека и прочие социальные знаки»

Демократы:

«Меня не интересует социальная принадлежность человека и прочие социальные знаки». «В голову не приходит определять принадлежность к какой-либо группе. Человек — это единица». «Важно, что представляет из себя сам человек». «Когда я общаюсь с челове­ком, мне вообще "по барабану", кто он — мужчина или женщина». «Трудно определить, в чем заключается принадлежность к группе, не могу выделить что-то, чем мы выделяемся из всех остальных». «Я являюсь представителем только своих идей». «Группы замечать могу, но это "игра"».

Аристократы:

«Воспринимаю людей по принадлежности к группе, "сажаю" каждого на какую-ни­будь "полочку" ("хорошая мамаша", "лапочка"…)». «Если удается определить принадлеж­ность к группе кого-либо, это радует. Легче воспринимать информацию от человека, зная его принадлежность к группе». «Я выделяю людей по профессиональным качествам. Пер­вое: к какой социально-экономической группе человек относится. Второе: профессионал он или нет, как он себя ведет, по личным качествам». «Я к тебе обращаюсь как к типичному представителю переводчиков». «У нас на работе взяли нового секретаря, так вот она… рабо­тает плохо, и вообще не тот человек. Может потому, что живет в спальном районе… Только не подумайте, что я аристократ какой-то!». «Мне эта религия ни к чему, но простым людям надо». «Ты принадлежишь к моему кругу общения, а люди моего круга общения не крадут туалетную бумагу из "МакДоналдса"!».

Следствие по квадровым признакам

Понятие «дух квадры» или «ценности квадры» может быть выражено через наполне­ние трех квадровых признаков. Так, например, песню 1930-х годов: «Мы будем петь и сме­яться, как дети, среди упорной борьбы и труда» — сочинил кто-то из второй квадры, но не потому, что «квадровым духом повеяло», а потому, что в ее тексте просматриваются два признака — веселые и решительные — которые в таком сочетании есть только у второй квадры.

РЕЗЮМЕ

Результаты исследований показали устойчивую тенденцию к существованию незави­симого наполнения каждого признака Рейнина и четкому распределению испытуемых по дихотомическому критерию. Понимание ряда признаков в соционике существенно скоррек­тировано, дополнено и расширено. Некоторые частные гипотезы, относящиеся к отдельным признакам, не нашли подтверждения в эксперименте.

Как представляется, подобные исследования могут помочь в создании объективных критериев и надежных инструментов для определения соционического типа личности. Кроме того, только с учетом признаков Рейнина можно реально продвинуться на пути соз­дания полной, многомерной модели психики.

Проведенный эксперимент является пилотным, его методика и выводы должны быть статистически подтверждены на большом экспериментальном материале. Тем не менее, уже сейчас можно говорить об устойчивой тенденции — по большинству признаков исключений практически не встречается, по некоторым признакам отмечено минимальное число исклю­чений (примерно один из десяти человек). Почти все они связаны с осознанным поведен­че­ским уровнем или обусловлены различиями в воспитании. В проявлениях признаков на ре­че­вом уровне и в невербальных реакциях исключений не встречено. Для опытного диагно­ста-соционика не составит труда проследить проявление большинства признаков в социони­ческом интервью.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике // Соционика, мен­тология и психология личности. — 1998. — № 1–6.

3. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. — Новосибирск, 1997.

4. Рейнин Г. Р. Группа биполярных признаков в типологии К. Юнга // Соционика, ментоло­гия и психология личности. — 1996. — № 6.

5. Рейнин Г. Р. Морфология малых групп // Соционика, ментология и психология личности. — 2001. — № 2.

6. Рейнин Г. Р. Теоретический анализ типологических описаний личности в психологии // Соционика, ментология и психология личности. 1999. — № 4–6.

7. Рейнин Г. Р. Типология К. Юнга как математический объект. Основные результаты // Со­ционика, ментология и психология личности. — 1996. — № 6.

8. Филатова Е. С. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. — СПб.: Б&К, 1999.

Статья поступила в редакцию 31.01.2003;

в окончательном варианте — 11.02.2003.

Ivanov P.A., Kotchubeeva L.A., Malkova I.I., Malskaya E.N., Mironov V.V., Ovchinnikov E.I., Stoyalova M.L.; Dospekhov S.V., Egorov V.V., Egorova O.A., Kazakova M.M., Kovaleva A.Yu.

Title — перевод названия статьи

Перевод резюме статьи. Keywords: перевод ключевых слов.


[1] Авторы выражают благодарность Е. М. Шаровой, З. А. Барзах, И. Ф. Лещинскому, Л. В. Киселевой, Е. Г. Ерыкалиной, а также всем участникам рабочих встреч.

[2] В настоящем времени, соответственно, глагол-связка опускается (например, «это хорошо» вместо «это есть хорошо»).

[3] Из-за того, что данный признак был «переименован» В. Гуленко, возникла некоторая путаница. У А. Аугустинавичюте [2] и Г. Рейнина [5] этот признак называется «левые — правые» (левыми являются ИЛЭ, СЭИ, ЭИЭ, ЛСИ, СЭЭ, ИЛИ, ЛСЭ и ЭИИ, соответственно, правыми — ЭСЭ, ЛИИ, СЛЭ, ИЭИ, ЛИЭ, ЭСИ, ИЭЭ и СЛИ). Мы же используем в данной статье более современные «противоположные» обозначения В. Гуленко и Т. Прокофьевой (левыми являются ЭСЭ, ЛИИ, СЛЭ, ИЭИ, ЛИЭ, ЭСИ, ИЭЭ и СЛИ, а правыми — ИЛЭ, СЭИ, ЭИЭ, ЛСИ, СЭЭ, ИЛИ, ЛСЭ и ЭИИ). Поскольку название данного признака в любом случае никак не соотносится с его наполнением, данное разночтение не столь существенно, но следует проявлять внимательность.

[4] Данный пример иллюстрирует склонность предусмотрительного применять в определенной ситуации имеющийся у него алгоритм действий.

[5] Это касается и начальства: например, начальник-СЛИ «узаконил» получасовой перерыв для игры в нарды и шахматы, а в качестве поощрения за хорошие показатели предложил всем работникам вечер игры в бильярд или в боулинг за счет фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: