Виды правовых норм. Понятие и признаки нормы права

Понятие и признаки нормы права.

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, - элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права.

Норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существен­ные черты поведения, т.е. рассматривает его как вид общест­венного отношения. Эти признаки, включенные, в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализа­ции.

Виды правовых норм.

Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют различные классифика­ции. Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определен­ные права и обязанности, а также способы их защиты.

Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохра­нительные.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, регу­лятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так, в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Статья 59 КЗоТ РФ гласит: «Продолжи­тельность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов». Часть 1 ст. 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать своих несо­вершеннолетних детей». Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года».

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их из­ложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п. Например: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»[8]. «Не под­лежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, ес­ли при этом не были превышены ее пределы».

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение опре­деленных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п. Так в ч. 2 ст. 405 ГК РФ указано: «Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмеще­ния убытков». «Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент судебного следствия». «Дисципли­нарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законо­дательством. Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тя­жесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответст­вие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка».

Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное пове­дение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного при­нуждения.

Так, в ст. 329 УК РФ указано: «Надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года». Статья 180 КоАП РФ гласит: «Умышлен­ная порча паспорта, а также небрежное хранение паспорта, повлекшее его утра­ту, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти мини­мальных заработных плат».

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за на­рушение этих правил.

Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в кон­кретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами пра­ва, а исходными, отправными, учредительными предписаниями.

Среди специализи­рованных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларатив­ные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.

Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют опре­деленные состояния общественных отношений, к примеру, основы соци­ального, экономического, политического строя.

Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой дей­ствительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.

Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

Становление гражданского общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и долж­ностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия).

Различия между гражданским обществом и государством предопре­деляют ряд существенных отличий у правовых норм, регулирующих их существование и деятельность. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности (например, город­ской суд, областная прокуратура, главный бухгалтер, судебный при­став, налоговый инспектор, ректор университета). Они наделены ком­петенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их дея­тельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы. Существование членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность, дающую им широкую возможность совершать любые сделки, кроме запрещен­ных. Если гражданам разрешено все, что не запрещено, то должност­ным лицам разрешено лишь то, что предписано приказом или вытекает из компетенции. Права граждан — гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению. Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться для достижения поставленной перед ними цели.

К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, тру­дового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, администра­тивное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государ­ственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного права.

По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права.

Деление правовых норм на определенные и относительно определен­ные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Различная степень определенности может быть свой­ственна гипотезам (если при определении условий реализации право­вой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные(категоричес­кие) и диспозитивные, характеризующее связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоот­ношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания воз­никновения правоотношения, и его содержание твердо и детально оп­ределены нормативным актом, то нормы относятся к императивным. По существу, диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; од­нако различна степень определенности условий возникновения и ис­пользования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные спосо­бы и формы их соединения предопределены необходимостью сочета­ния точной правовой регламентации ряда сторон общественных отно­шений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материаль­ными ценностями либо с применением государственного принужде­ния) со свободой, самостоятельностью и активностью участников об­щественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры и т.п.) и качественных (пере­чни видов имущества, описание действий и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использова­нием «оценочных понятий» (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.

От норм, содержащих оценочные понятия («при наличии достаточ­ных доказательств...», «в случае производственной необходимости...», «при наличии уважительных причин...» и т.д.), отличаются как особый вид бланкетные нормы права, которые, как правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющийся элемент — правила, со­держащиеся в периодически обновляемых актах (правила движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету.

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в зако­нах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержа­щиеся в подзаконных нормативных актах.

По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нор­мы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответст­вующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

Нормы права могут распространять свое действие или на всю террито­рию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Сущест­вуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и дейст­вующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц.

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную катего­рию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, моло­дежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, спе­циальный субъект права.

По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.

В зависимости от способавыражения и закрепления, т.е. по источни­кам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закре­пленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.

Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным основаниям.

По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы. Последние являются правила­ми, стимулирующими производственную, социальную, творческую актив­ность личности.

В зависимости отспецифики объекта регулируемых общественных отношений выделяют социально-технические правовые нормы, которые устанавливают правила обращения с различными техническими устройст­вами, правила поведения в отношении различных природных объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: