Стадии процесса принятия рациональных решений

1. Диагностика проблемы.

Диагностика – это определение проблемы. Первой фазой диагностики будет осознание и установление симптомов затруднения. Также на данном этапе необходимо распознать характеристики решения:

Ø Является ли решение стратегическим, тактическим или оперативным;

Ø Уровень неопределенности и риска;

Ø Количество целей.

Ошибки, возникающие на данной стадии:

Ø Задание чрезмерно обобщено, без учета особенностей

Ø Предполагается условие, которое в данной задаче не содержится

2. Сбор информации.

Для принятия решений менеджерам нужна качественная информация. Качество информации определяется 5-ю признаками:

Ø Достоверностью – д.б. избавлена от ошибок

Ø Современностью – должна основываться на последних данных

Ø Комплексностью – охватывать весь комплекс вопросов

Ø Краткостью – должна представляться в сжатой форме, которая позволяет принимать решения быстро и легко

Ø Уместностью – информация д.б. именно той, которая необходима для принятия решения

Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Важно видеть различия м/у релевантной и неуместной информацией. Релевантная информация – это данные, существенно касающиеся данного вопроса.

Ошибки, характерные для данной стадии:

Ø Использование удобной информации вместо правдивой

Ø Предпочтение одного упрощенного объяснения нескольким частичным (вводящая в заблуждение экономия)

Ø Сопротивление необходимости изменить решение под влиянием новой информации

Ø Технические, вычислительные ошибки

3. Выявление ограничений.

Пример ограничения – бюджет. Руководитель должен знать ограничения до того как начнет выявлять альтернативы. Руководителю также необходимо определить стандарты или критерии принятия решения.

4. Поиск альтернатив.

Многие из альтернатив легко обнаружить. Однако не редко возникают новые, уникальные проблемы. В этом случае необходим творческий подход.

Оценка альтернатив – определение +и – сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.

Для данной стадии решений важно выявление ловушек неэффективности решений:

Ø Окружение руководителя демонстрирует положительную оценку любому предложенному варианту решения.

Ø Иллюзия неконфликтных изменений чаще всего возникает тогда, когда реальные изменения отсутствуют, а решения являются «пустыми».

Ø Руководитель не принимает решений, перекладывая их на других. В одном случае на подчиненных, в другом – непосредственного исполнителя.

Ø Чрезмерная тревожность или высокий уровень мотивации вынуждает руководителя многократно возвращаться к уже принятым решениям, иногда их пересматривать или затягивать решения.

4. Выбор альтернатив с наиболее благоприятными общими представлениями.

5. Установление обратной связи.

На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

На процесс принятия решений оказывают влияние:

Ø Орг. структура

Ø Распределение полномочий в организации

Ø Участие работников в принятии решения

Ø Сложившаяся система делегирования полномочий

Ø Личностные качества руководителя

Ø Уровень риска, изменяющееся окружение

Ø Взаимосвязь решений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: