Методика применения физических упражнений

Занятия физическими упражнениями начинают, как только больной пришел в сознание и проводят комплекс упражнений 2-3 раза в день операции и 4-5 раз в день в последующие дни. В день операции занятия с больным проводит медсестра, так как необходим тщательный контроль за реакцией пациента и сам пациент в этот период еще не может заниматься самостоятельно. В последующие дни пациент занимается самостоятельно (при предварительном обучении) или занятия проводит ухаживающий за больным.

Предлагаемый комплекс включает в себя 10 упражнений, проводится в медленном темпе с паузами, если пациенту необходим отдых и продолжается около 10 минут. Занятия проводятся из исходного положения лежа на спине. Больной прикрыт легким одеялом или простыней, стопы обнажены, руки вдоль туловища поверх простыни.

УПРАЖНЕНИЕ   ЦЕЛЬ
1.Дыхание средней глубины- спокойный вдох через нос, удлиненный выдох через рот. Выдох можно проводить через трубочку в стакан с водой. 4-6 раз.   Ускоряется выведение токсических веществ из организма, укрепляется дыхательная мускулатура,
2.Сжимание и разжимание пальцев рук в медленном темпе, при разжимании расслабляют мышцы рук. Повторяют 8-10 раз.   Стимуляция кровообращения в области периферических отделов верхних конечностей, профилактика тромбозов.
3.Сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах одновременно правой и левой ногой одновременно. Повторяют 8-10 раз. Стимуляция кровообращения в области периферических отделов нижних конечностей, профилактика тромбов.
4.Больной придерживает руками область послеоперационного шва, медсестра охватывает нижние ребра больного с боков. Вдох средней глубины через нос, выдох легкими кашлевыми толчками -стремиться откашлять мокроту.   Откашливание способствует восстановлению дренажной функции бронхов, увеличению аэрации легочной ткани, предупреждению послеоперационных легочных осложнений.
5.Поочередное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах правой и левой руки, по 6-8 раз каждой рукой.   Улучшение кровообращения в сосудах верхних конечностей.
6.Поочередное сгибание правой и левой ноги в коленном и тазобедренном суставах, скользя стопой по постели. Повторяют 4-5 раз.   Нормализация моторной функции кишечника особенно при явлениях его пареза. Под влиянием непосредственного раздражения рецепторов кишечника упражнениями, перемещающими и массирующими петли кишок, активизируется и нормализуется перистальтика кишечника, уменьшается метеоризм и атония.
7.Кисть левой руки на животе, правой- на груди - углубленное дыхание грудного типа (при операционном рубце в области живота) или брюшного типа (при операционном рубце в области грудной клетки). Повторяют 6-7 раз.   Восстановление подвижности диафрагмы, улучшение легочной вентиляции.
8. Круговые движения в кистях рук. Повторить 8-10 раз.   Улучшение периферического кровообращения в области верхних конечностей.
9.Круговые движения в голеностопных суставах. Повторить 8-10 раз.   Улучшение кровообращения в области нижних конечностей.
10.Дыхание средней глубины. Спокойный вдох через нос, удлиненный выдох через рот. Повторить 4-6 раз.   Ускорение выведения токсических веществ из организма, укрепление мышц грудной клетки.

Лечебное применение физических упражнений- лечебно - педагогическийпроцесс. Необходимо, чтобы больной был уверен в благоприятном действии выполняемых упражнений. Эта уверенность должна достигаться разъяснением лечебного влияния упражнений на состояние здоровья и объективно подкрепляться улучшением самочувствия пациента.

Подобный комплекс физических упражнений можно применять пациентам, находящимся длительное время на постельном режиме, так как они также нуждаются в профилактических занятиях лечебной гимнастикой. Изменения, происходящие в организме при длительном постельном режиме во много сходны с теми изменениями, которые происходят в послеоперационном периоде. У таких пациентов также сохраняется опасность развития гипостатической пневмонии, тромбозов, пареза кишечника и нарушения мочеиспускания.

Предложенный комплекс прост и достаточно эффективен. Его может проводить медицинская сестра или сам пациент при предварительном обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: