Внешняя среда

Внешняя среда - это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешняя среда определяет эффективность и целесообразность работы предприятия.

Внешние факторы делятся на две группы:

- факторы прямого воздействия (ближайшее окружение);

- факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики, потребители, конкуренты, население, государство, профсоюз, акционеры.

Население - главный фактор внешней среды. Население является основным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

Поставщики - это, помимо поставщиков ресурсов, еще и кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, научные и проектные организации, которые готовят необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию.

Конкуренты - активно действуют и готовы в любое время занять место предприятия на рынке.

Государство - от его действий зависит эффективность функционирования предприятия, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Роль государства в предпринимательской деятельности.

Государство в лице своих органов заинтересовано в продуктивной работе каждого предприятия независимо от формы собственности.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы.

Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Основные функции государства:

1. Создание правовой основы. Без правовой основы экономика и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. Обеспечивает законные «правила игры».

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если данная функция не выполняется должным образом, то создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и т.д.

3. Стабилизация экономики (устойчивое развитие экономики) - достижение и поддержание на оптимальном уровне основных макроэкономических показателей: объема ВНП и национального дохода, уровня инфляции, безработицы, дефицита бюджета и т.д. Для достижения этого государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансовокредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан. Обеспечение всем работающим гарантий минимальной зарплаты, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, осуществления индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Тем самым обеспечивается минимальный прожиточный уровень для всех граждан страны и не допускается социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д.

Государство должно вмешиваться в экономику только в случае наличия определенных условий и предпосылок таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допустить кризисных явлений. Условиями могут быть требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, дефицит бюджета, неконку-рентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, ухудшение окружающей среды и т.д.).

Государство также должно своевременно выявлять и устранять предпосылки (т.е. неявные проявления негативных тенденций), исходя из ухудшения ряда признаков:

- безработица - уровень 4-6 % считается нормальным, называется естественным уровнем безработицы; связана с сезонными перерывами, с поиском более выгодной работы и.др;

- инфляция - повышение общего уровня цен на товары, работы, услуги. Характерна для всех стран мира, т.к. цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Умеренная инфляция менее 10% в год, галопирующая инфляция - 20-200% в год, гиперинфляция - сыше 200% в год;

- дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться к тому, чтобы дефицит не превышал определенную величину. Профицит - это тоже не совсем нормальное явление, поэтому актуально стремиться не столько к сбалансированности доходов и расходов, сколько достигать определенной величины дефицита.

В условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается.

Политика, проводимая государством для создания нормальных условий предпринимательской деятельности и функционирования предприятий:

1. Фискальная (бюджетная) политика - регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Разумное повышение либо снижение налоговых ставок. Налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования и развития малого бизнеса для предприятий, направляющих значительную часть своих средств на реконструкцию, перевооружение.

2. Финансово-кредитная политика - целенаправленное управление государством банковским кредитом, денежной массой и кредитами. Государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

3. Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса - важнейший фактор подъема экономики. Под единой научно -технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство. Пример: послевоенная Япония взяла ориентир на проведение научно технической политики. Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим, чтобы страна не отстала от ведущих стран мира (общепризнанные приоритеты: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.). Финансирование науки и образования -важный фактор развития НТП.

4. Амортизационная политика - составная часть научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, скорость обновления основных фондов.

5. Инвестиционная политика. Подъем инвестиционной активности зависит от стабильности экономики, величины процента банковского кредита (чем выше процент ставки по кредиту, тем ниже объем вложений). Решение проблемы: предоставление льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и перевооружение, создание условий для привлечения иностранных инвестиций и т.д.

6. Ценовая политика - государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного минимума, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

7. Структурная политика - сбалансированность в развитии всех отраслей экономики, социальная направленность экономики. Экономика России сегодня гипертрофированна, т.е. несбалансированна.

8. Планирование и регулирование. Государство устанавливает основные макроэкономические показатели - индикативное планирование: темпы роста валового национального продукта (ВНП) и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер зарплаты, дефицит бюджета, ставку процента по банковскому кредиту и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. Индикативное планирование предусматривает также способы достижения этих показателей, т.е. заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная, социальная политика государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: