На основе модели искомых выгод
Модель искомых выгод, связанных с товаром
Максимум | Минимум | ||||
пользы | удобств | удовольствия | издержек | риска | хлопот |
Товар описывается как совокупность искомых выгод и возможных убытков (по характеристикам). Каждая характеристика оценивается с точки зрения ее воспринимаемого присутствия в товаре. Также может быть учтена важность характеристики для целевого потребителя (с точки зрения значимости достижения выгод и важности избежания убытков).
Группа характеристик | Характеристика товара | Уровень воспринимаемого присутствия характеристики | Важность характеристики |
Выгоды | Выгода 1 | ||
Выгода M | |||
Убытки | Убыток 1 | ||
Убыток N |
В качестве сильных сторон товара рассматриваются «выгоды» с высоким уровнем воспринимаемого присутствия (ключевые силы – выгоды с высокой важностью).
В качестве слабостей товара рассматриваются «убытки» с высоким уровнем воспринимаемого присутствия (ключевые слабости – убытки с высоким уровнем важности).
|
|
Уровень конкурентоспособности товара определяется как отношение суммы выгод к сумме убытков:
KT = å Выгода i / å Убыток j
Данный метод также может быть использован для сравнительного анализа конкурентных товаров.
Рыночная доля товара
Рыночная доля товара – количественный показатель силы товара, часть рынка, которую занимает данный товар.
Абсолютная рыночная доля товара
R = Vt / å Vi
R – абсолютная рыночная доля товара,
Vt – объем продаж исследуемого товара,
å Vi – совокупный объем продаж всех конкурирующих товаров
Относительная рыночная доля товара
Ro = Vt / Vk
Ro – относительная доля рынка,
Vt – объем продаж исследуемого товара,
Vk – объем продаж конкурентного товара.
Анализ диспозиции товаров
По долям рынка и динамике долей рынка
(конкурентная карта рынка)
Распределение товаров по динамике долей рынка | Распределение товаров по долям рынка | ||||
Лидеры | Товары с сильной позицией | Товары со слабой позицией | Аутсайдеры | ||
Товары с быстро улучшающейся позицией | |||||
Товары с улучшающейся позицией | |||||
Товары с ухудшающейся позицией | |||||
Товары с быстро ухудшающейся позицией |