Предложение в системе рынка, факторы его определяющие. Предложение – характеризует желание и способность продавца продать на рынке определенное количество того или иного товара в определенный период времени

Предложение – характеризует желание и способность продавца продать на рынке определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара.

Объем предложения – это количество какого-то товара, которое согласны выставить на продажу продавцы в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся:

- цена товара (PX);

- технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);

- цены используемых ресурсов (Pr);

- налоги (Т);

- дотации (V);

- цены на другие товары (Pn);

- ожидания производителей (W);

- число продавцов (N);

прочие факторы (B).

Учитывая все эти условия функцию предложения можно представить следующим образом:

QSX = f (PX, К, Pr, Т, V, Pn, W, N, B).

Функция предложения характеризует зависимость объема предложения от определяющих его факторов.

Прежде всего, объем предложения на товар определяется его ценой. Если прочие факторы, влияющие на объем предложения принять за неизвестные, то указанная зависимость приобретет вид функции предложения от цены:

QSX = f (PX),

где, QSX - объем предложения товара «х».

Функция предложения от цены может быть задана тремя способами: табличным, графическим, и аналитическим.

1. табличный Предложение товара «х» 2. графический 3. аналитический
Р(цена), руб. QSX (объем предложения), тыс. шт.   QSX = -a + bPX Например, QSX = - 400+20PX
   
   
   
   
   
   

сдвигается влево и вверх, это свидетельствует об уменьшении предложения. (S1) Кривая (линия) предложения – кривая, которая показывает, какое количество товара готовы продать производители при каждом данном уровне цен в конкретный период времени.

Итак, все три способа демонстрируют нам прямую зависимость между ценой и объемом предложения, поэтому кривая предложения имеет положительный наклон. Эта зависимость называется законом предложения

Закон предложения показывает, что при неизменности всех прочих параметров, повышение цены ведет к увеличению объема предложения, и наоборот, снижение цены ведет к снижению объема предложения.

Принято различать изменение объема предложения и изменение предложения.

Изменение объема предложения возникает при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях прочих факторов. В этом случае имеет место движение вдоль кривой предложения.

Изменение предложения происходит при изменении прочих факторов, что влечет за собой сдвиг линии предложения вправо или влево. Смещение кривой предложения вправо и вниз соответствует увеличению предложения (S2). И наоборот, если кривая предложения

  P, руб.
 
 


S1

 
 


S0

S2

Q, тыс.шт

P,руб.
 
 


P1 S

P 0

P 2

Q2 Q0 Q1 Q, тыс.шт

 
Рис. 5. Изменение предложения Рис. 6. Изменение объема предложения  

Напоминаем, что к числу прочих (неценовых) факторов, определяющих предложение, относятся:

1. Цены на экономические ресурсы;

чем ниже затраты производителя на исходное сырье, материалы, топливо, рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок, и наоборот.

2. технологические возможности производителей;

чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство.

3. цены на другие товары.

Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве.

4. число продавцов.

Чем больше производителей данного товара, тем больше предложение.

5. ожидания производителей

ожидание изменений цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять на рынок продукт в настоящее время.

6. налоги и дотации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: