Эластичность спроса и предложения

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. В математике эластичность – это отношение относительного прироста функции (зависимой переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной). В экономической теории эластичность показывает способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям.

По-разному могут реагировать на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменение дохода потребителей и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволит прогнозировать реакцию рынка в целом.

Эластичность – характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

Наш анализ начнем со спроса и прежде всего с его реакции на изменение цены на товар.

Эластичность спроса по цене (price elasticity of demand) показывает процентное (относительное) изменение объёма спроса на товар в результате однопроцентного (относительного) изменения его цены:

Ер = DQ/DP, (3)

где DQ изменение объема спроса в процентах;

DP - изменение цены в процентах.

Величина коэффициента эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, потому что закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным. Исключение составляет товар Гиффена, для которого эластичность спроса по цене положительна. Иногда экономисты говорят об абсолютных значениях коэффициентов эластичности спроса по цене. Использование абсолютных значений игнорирует знак «минус» и предполагает, что те, кто используют такие оценки понимают, что коэффициенты эластичности спроса по цене в действительности отрицательны.

По способу расчета различают точечную (point elasticity) и дуговую (arc elasticity) эластичность.

При малых изменениях цены и объема спроса используют точечную эластичность:

Ер = (dQ/dP) * (P/Q), (4)

где (dQ/dP)- первая производная функции спроса.

При относительно больших изменениях цены и объема спроса целесообразно использовать дуговую эластичность:

Ер = ((Q1 – Q0)/(Q1 + Q0): ((P1 – P0)/(P1 + P0)), (5)

где P0 и P1 – прежняя и новая цены за единицу товаров;

Q0 и Q1 – прежний и новый объемы спроса.

Спрос эластичен, если ценовая эластичность спроса больше единицы. В этом случае при незначительном повышении цены объем спроса существенно уменьшается. Спрос эластичен на товары, которые легко замещаются в потреблении другими товарами.

Спрос неэластичен, если ценовая эластичность спроса лежит в пределах от нуля до единицы. В этом случае относительное изменение цены превышает относительное изменение спроса, т.е. спрос слабо чувствителен к изменению цены. Спрос неэластичен на товары, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами.

Единичная эластичность спроса имеет место, когда ценовая эластичность спроса равна единице. Этот случай интересен тем, что изменение цены не влияет на суммарную выручку продавцов на рынке.

Спрос абсолютно эластичен, если ценовая эластичность спроса является бесконечно большой величиной. Это случается, когда имеется единственная цена, по которой покупается товар в неограниченном количестве.

Спрос абсолютно неэластичен, если ценовая эластичность спроса равна нулю. В этом случае изменение цены не влияет на объем спроса.

Расходы потребителей (потребителя) на покупку товара составляют общую выручку (total revenue)продавцов (продавца) от продажи товара на рынке:

(6)

Выясним, как общая выручка зависит от эластичности спроса по цене.

Если спрос на товар эластичен по цене, то цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях: P¯-TR­ и P­-TR¯. Если спрос на товар неэластичен по цене, то цена и общая выручка изменяются в одном направлении: P¯-TR¯ и P­-TR­.

При единичной эластичности изменение цен не влияет на общую выручку продавцов. Валовый доход достигает максимальной величины при единичной эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене зависит:

§ от наличия товаров, заменяющих данный товар в потреблении. Чем больше заменителей имеет данный товар, тем эластичнее спрос по цене на этот товар. Отсутствие товаров-заменителей предопределяет совершенную неэластичность (например, спрос на поваренную соль).

§ от степени агрегирования товара. Чем выше доля расходов, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем неэластичнее спрос. Так, у агрегированной группы товаров «сливочное масло» заменителей мало, например маргарин. В группе «сливочное масло» представлены разные виды отечественного и импортного масла, т.е. существует много заменителей. Поэтому спрос на сливочное масло «Доярушка» более эластичен по цене, чем спрос на «сливочное масло»;

§ от рассматриваемого периода времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном периоде;

§ от доли расходов в бюджете на данный товар. Чем выше доля расходов, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

§ от качества товара. Является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как, правило эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).

§ От уровня доходов потребителей. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разными доходами различна.

Эластичность спроса по доходу

Объем рыночного спроса зависит, как известно не только от цены, но и от факторов, важнейшим из которых является суммарный доход покупателей. Доходпотребителя оказывает влияние на его спрос на товар.

С ростом дохода потребитель меняет структуру своего потребления — увеличивает спрос на качественные или нормальные товары(normal goods) и сокращает спрос на некачественные товары (inferior goods).

С ростом дохода потребителя его спрос на качественный товар увеличивается, т.е. доход потребителя Iи спрос на качественный товар изменяются в одном направлении.

 
 
Рис.3.10. Кривая Энгеля для товаров первой необходимости


Зависимость между доходом потребителя I и величиной спроса на товар

называется кривой Энгеля (Engel curve).Для качественного товара кривая Энгеля имеет положительный наклон (рис. 3.10.,3.11.).

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении дохода покупателей на один процент.

Эластичность спроса по доходу рассчитывают по следующим формулам:

ЕI = DQ/DI, (7)

где - DQ изменение спроса в процентах;

DI - изменение дохода потребителя в процентах.

Для расчета точечной эластичности применяется следующая формула:

ЕI = (dQ/dI) * (I/Q), (8)

где (dQ/dI)- первая производная функции спроса по доходу.

При относительно больших изменениях цены и дохода потребителя целесообразно использовать дуговую эластичность:

ЕI = ((Q1 – Q0)/(Q1 + Q0): ((I1 – I0)/(I1 + I0)), (9)

где I0 и I1 – прежние и новые доходы потребителей;

Q0 и Q1 – прежний и новый спрос.

Для качественного товара эластичность спроса по доходу положительна. С ростом дохода спрос потребителя на различные качественные товары растет по-разному. На многие товары доход и спрос растут примерно одинаково, так что эластичность спроса по доходу близка к единице.

На товары первой необходимости, занимающие небольшую долю в расходах потребителя, спрос растет значительно медленнее, чем доход. Кривая Энгеля для этих товаров выпукла вниз (см. рис. 3.10.).

Эластичность спроса по доходу для товаров первой необходимости больше нуля, но меньше единицы, 0< ЕI <1.

На товары роскоши спрос растет заметно быстрее, чем доход потребителя. Кривая Энгеля для таких товаров выпукла вверх (см. рис. 3.11.).

Эластичность спроса по доходу для товаров роскоши значительно больше единицы, (ЕI>1), а на товары второй необходимости ЕI=1.

Возможен частный случай, когда спрос на товар, например поваренную соль, не зависит от дохода потребителя и является абсолютно неэластичным по доходу, ЕI=0. Кривая Энгеля для такого товара вертикальна.

Обратимся к некачественному товару. При росте дохода потребителя спрос на этот товар уменьшается

В общем случае доход потребителя и спрос на некачественный товар изменяются в противоположных направлениях. Для некачественного товара кривая Энгеля имеет отрицательный наклон.

Перекрестная эластичность спроса по цене

Объем рыночного спроса зависит не только от цены и суммарного дохода покупателей, но и от цен на другие товары. Выясним, какое влияние на спрос товара Xоказывает изменение цены дополняющего или заменяющего товара У.

Дополняющие товарыпотребляются только вместе. Например, автомобиль и бензин, трамвай и электричество, компьютер и программное обеспечение, электронные часы и батарейка, фильтр для очистки воды и сменная кассета и др. Увеличение цены дополняющего товара Y приведет к уменьшению спроса на товар X, а понижение цены дополняющего товара Yувеличивает спрос на товар X.

Таким образом, цена дополняющего товара Yи спрос на товар Xизменяются в противоположных направлениях.

Перекрестная эластичность(cross elasticity) спроса по цене показывает процентное изменение спроса на товар X в результате изменения цены товара Y на 1%:

Ес = DQx/DPy, (10)

где. DQx- процентное изменение спроса на товар X,

DPyпроцентное изменение цены товараY.

Для расчета точечной эластичности применяется следующая формула:

Еc = (dQx/dPy) * (Py/Qx), (11)

где (dQx/dPy)- первая производная функции спроса по цене товара Y.

При больших изменениях цены и величины спроса товаров используется дуговая эластичность:

Еc = ((Qx1 – Qx0)/(Qx1 + Qx0): ((Py1 – Py0)/(Py1 + Py0)), (12)

где Py0 и Py1 – прежняя и новая цены за единицу товара Y;

Qx0 и Qx1 – прежний и новый спрос на товар X.

Перекрестная эластичность спроса по цене дополняющих товаров всегда отрицательна (Еc<0).

Заменяющие товарыпотребляются один вместо другого, например: транспортные услуги метро, автобуса, троллейбуса и трамвая; растительные белки (орехи, семечки, соя) и животные белки (мясо всех видов); куртка и плащ; брюки и юбка и др.При повышении цены товара-заменителя Y спрос на товар X увеличится, а при снижении цены товара-заменителя Y спрос на товар X уменьшится. Таким образом, цена товара-заменителя Yи спрос на товар Xизменяются в одном направлении, Еc>0.

Перекрестная эластичность спроса по цене товаров-заменителей всегда положительна.

Таким образом, знак перекрестной эластичности спроса по цене характеризует отношения дополняемости или заменяемости двух товаров в потреблении при небольших изменениях цен. Чем больше (по модулю) перекрестная эластичность спроса по цене, тем сильнее зависимость двух товаров.

Для потребителя некоторые товары могут быть нейтральными (neutral),так что изменение цены товара Y не влияет на величину спроса товара X. Перекрестная эластичность спроса на товар Xпо цене товара Y будет равна нулю.

Эластичность предложения по цене ( price elasticity of supply) показывает процентное изменение объема предложения товара в результате изменения его цены на 1%:

Еs = DQ/DP, (12)

где - DQ изменение объема предложения в процентах;

DP - изменение цены в процентах.

По способу расчета различают точечную (point elasticity) и дуговую (arc elasticity) эластичность.

При малых изменениях цены и объема предложения используют точечную эластичность:

Еs = (dQ/dP) * (P/Q), (13)

где (dQ/dP)- первая производная функции предложения.

При относительно больших изменениях цены и объема предложения целесообразно использовать дуговую эластичность:

Еs = ((Q1 – Q0)/(Q1 + Q0): ((P1 – P0)/(P1 + P0)), (14)

где P0 и P1 – прежняя и новая цены за единицу товаров;

Q0 и Q1 – прежний и новый объемы предложения.

Если функция предложения имеет положительный наклон, то эластичность предложения по цене является положительной величиной, изменяющейся в диапазоне от нуля до бесконечности, 0≤Еs<∞.

Точечная и дуговая эластичности предложения по цене рассчитываются по тем же формулам, что точечная и дуговая эластичности спроса по цене, только вместо величины спроса в них подставляется величина предложения.

В рамках эластичности предложения различают эластичное предложение. неэластичное предложение, единичную эластичность предложения, совершенно эластичное предложение и совершенно неэластичное предложение.

Факторы, определяющие эластичность предложения по цене.

1.Фактор времени является основным в определении показателя эластичности предложения, так как предложение связано и изменением производственного процесса и медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос.

В условиях краткосрочного периода предложение совершенно неэластично, поэтому изменение цен не отражается на объеме предложения.

В условиях короткого периода предложение более эластично, а в рамках длительного периода эластичность предложения по цене больше единицы.

2. Способность товаров к длительному хранению и дороговизна хранения. Для товаров, которые не могут храниться долго (например, свежая рыба), эластичность будет низкой, то же относится к продукции, хранение которой стоит дорого.

3. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

4. Особенности производственного процесса или технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).

Практическое значение теории эластичности

Теория эластичности имеет большое значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит фиксированную сумму налога на единицу товара. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, эластичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую –потребители.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, а в случае неэластичного спроса – потребителем. Так как при эластичном спросе потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары- субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично- то на производителей. Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого- либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: