Практическое использование теории цветоведения в творческой практике

Я думаю, что основным фактором при создании этой теории стало то, что в природе преобладает цвет, полученный в результате отражения солнечного света от предметов (объектов). И при имитации такого варианта на практике невозможно получить смешением именно данные цвета (кроме как на экране монитора, где используется цвет прямой цвет свечения). Но зато можно получить все другие оттенки смешением именно этих трех цветов (рис.1). Скажем, различные оттенки зеленого мы получаем смешением желтого и синего в различных пропорциях. Красный и синий дадут различные оттенки фиолетового. Красный и желтый - дадут оранжевый и его оттенки. Если смешать полученный зеленый и готовый синий - получим сине-зеленый и так далее, до полного заполнения цветового круга (рис.2). Для сомневающихся рекомендую поэкспериментировать с акварелью. Это прием получения цветового круга ("экватора" практически во всех системах). Для получения более темного или более светлого оттенков "экваториального" цвета достаточно смешать его в нужной пропорции с черным или белым цветом (практика живописи конкретными красками так же отличается от теории некоторыми особенностями). На третьей картинке - пример получения темно-зеленого и светло-зеленого из насыщенного зеленого путем смешения с черным и белым. Так же получаются и красно-коричневые, и бордо, и все другие цвета. Это - живописная часть теории. Но основная прелесть этой теории - в ее композиционных свойствах. И в возможностях ее практического использования. И именно это место не работает в достаточно крепкой и сильной, а главное - очень симпатичной теории Дмитрия Кирсанова из-за применения компьютерных цветовых систем. Итак, возьмем три основных цвета и создадим путем попарного смешения промежуточные: оранжевый, зеленый и фиолетовый (рис. 4). Теперь мы имеем упрощенную схему цветового круга, основной особенностью которого является наличие основных и дополнительных цветов. Но дополнительными эти цвета (оранжевый, фиолетовый и зеленый) называются потому, что они усиливают свойства ПРОТИВОПОЛОЖНОГО по схеме основного цвета (рис.5). Каждый цвет в такой парочке заставляет звучать свой антипод максимально мощно, так же сильно звучит и он сам. Разумеется, таких пар - бесчисленное количество. Для каждого цвета всегда есть его дополнительный цвет. Для черного цвета - это белый. На рисунке 7 показан способ получения такой пары среди очень сложных оттенков. Дополнительный цвет идеален для акцентирования основной идеи вашей работы. Передвигаясь по кругу от прямого противостояния до практически соседних цветов, вы будете ослаблять это напряжение. Скажем, пара зеленый-синий имеет меньшее напряжение, чем пара синий-красный.

Совершенно не обязательно напрягать цвет на полную мощность, особенно на веб-страницах. Но приведя цвет в гармонию, вы будете иметь дополнительный фактор успеха.

Разумно и грамотно используя эту теорию на практике, вы сможете строить нужные вам цветосочетания с нужным напряжением, правильно акцентировать свои странички и художественные работы. И вы уже не будет зависеть от компьютерной палитры, благодаря которой комп. дизайнеры выдают иногда потрясающе дохлые серо-оранжевые или циано-мажентовые сочетания. Так же вы поймете, что выбор цветосочетаний - это не просто подстановка трех-четырех цветов в систему методом случайного тыка, а достаточно разумная логическая операция с использованием определенных знаний и вашего эстетического опыта.

Думаю, на сегодня пора остановиться. Много - это не всегда хорошо, особенно в плане усвояемости материала. А тема цвета в данном аспекте настолько велика, что мы посвятим ей еще и следующий выпуск (как бразильский сериал - прервем на самом интересном месте:o)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: