И основах монтажа

О видео съемке методом наблюдения

Мы из предыдущих лекции уже уяснили что в игровом кино все кадры, которые предстоит снять, описываются заранее. Но для неигровой съемки, в том числе и бытовой, этот путь неприемлем. Мы ведь не можем за несколько дней до события предположить, какая именно рыба попадется на крючок, кто лучше всех поздравит вас с Днем рождения или где именно спустит у машины колесо. Такая съемка – почти сплошная импровизация, в которой не будет дублей, ценных указаний действующим лицам, заранее расписанных диалогов и выстроенных кадров. Зато люди будут постоянно стремиться выпасть за рамку кадра, приветливо помахивать в объектив ручкой, передавать приветы, показывать язык… – в общем, будут воспроизводить весь набор неадекватных действий, присущих человеку, на которого направлен объектив. Возникает вопрос? Как же я мне снять? Как показать что происходит, что б было понятно где я, что делают персонажи. И так далее. В конце - концов, как же быть с конфликтом?!! Где ж конфликт, когда в той же библиотеке ничего не происходит? Напомню, что в первых лекциях действии и конфликте я говорил, что слово мы должны Рассматривать происходящее под призмой конфликта! И то что не следует воспринимать СЛОВО конфликт дословно!

Я приводил вам пример, что две противоположных стены уже находятся в «конфликте» а если мы снимем их и смонтируем определенным образом, то вполне можем визуально обострить «конфликт».

К конфликту вернемся позже….Сейчас же вернемся к методу «наблюдения» в приведенной к примеру комнате.

Догадываюсь, что для многих первое что прейдет в голову, это самое простое – поставить камеру на штатив где-нибудь в уголке, где на нее будут поменьше обращать внимание, захватить в кадр максимально возможное пространство и побыстрее менять кассеты, чтобы что-то не пропустить.

Представьте себе результат такой съемки. Если хотите, можете попробовать ее даже осуществить. Но думаю, большинство и не снимая такого «кино» поймет, что смотреть на экране этот «поток жизни» потом будет совсем неинтересно.

Если вы сядете без камеры в том же углу комнаты и понаблюдаете за происходящим вокруг и за собой, то скоро обнаружите, что глаз, рассматривая происходящее, все время меняет угол, выделяя отдельные лица, жесты, объекты… Глаз разбивает происходящее на отдельные картинки разной крупности и детализации, то есть «раскадровывает». А мозг связывает эти картинки в единое осмысленное целое – «монтирует». К монтажу мы вернемся а пока разберемся с раскадровкой.

Если вы продолжите следить за своим зрением, то обнаружите, что глаза рассматривают любую ситуацию по определенной, практически неизменной, схеме. Сначала глаз «считывает» общую ситуацию, затем выделяет главный, самый важный в этот момент объект, потом важные особенности (детали, действие) этого объекта и, наконец, соотносит главный объект и его особенности с окружением (фоном). Рассмотрим пример «дорожной ситуации» и на нем попробуем понять – что и как снимать чтоб зрителю было все предельно ясно и постараемся разобраться –

чем же там «конфликт». Допустим что на дороге спустило колесо вы ехали с кем - то. С другом и он начал менять колесо. Если вы будете наблюдать за тем, как он меняет проколотое колесо, то сначала глаз увидит дорогу и стоящий на ней автомобиль, потом выделит

друга, затем – движения его рук, прилаживающих «ключ-балонник» к болту, и снова увеличит угол зрения, включив в него стоящую на дороге машину. Когда эта информация «считана», а ситуация осталась прежней, глаз пройдет тот же круг несколько раз – раз от разу быстрее – и потом переключится на другой сюжет или объект.

Но вот товарищ, наконец, надел ключ на головку болта и пытается его открутить. Главный объект меняется: теперь им становится никак не желающий повернуться ключ. Глаз совершит все тот же круг, только уже ограничив угол зрения диапазоном «машина – «балонник». Затем главным объектом станет снимаемое колесо, потом – «запаска», снова болт… А когда история с колесом закончится, то главным объектом станет сначала садящийся за руль счастливый либо измотанный (в зависимости от процесса) друг. Потом – отъезжающий автомобиль, затем – пустая дорога… Но все четыре фазы «схемы» будут присутствовать постоянно.

Камера – лишь примитивный аналог глаза. Поэтому снимая смену колеса, логично не «поливать» весь эпизод общим планом, а разбить его на кадры по той же схеме: дорога с машиной – друг у машины – руки с ключом – машина на дороге… Причем то как вы будите снимать и впоследствии монтировать и выстроит ваш «конфликт» допустим измазанное лицо друга, не подающийся прокрутке ключь? Или же срывающийся домкрат – и оценка всего происходящего главным героем вашего сюжета – друга! Понятно, что и ключ и болт уже конфликтуют… А сняты проезжающие мимо кричащие смеющиеся «туристы» то это обострит ваш сюжет.

Или же застолье в День рождения, следует снять сначала всю заполненную гостями комнату, потом – говорящего тост, затем бокал в его руке, снова общую картинку стола…

Научившись воспроизводить эту «формулу», вы сделаете первый шаг к раскадровке. Но только – первый. Ведь камера (и кино вообще) появилось совсем не для того, чтобы просто примитивно копировать то, с чем глаз прекрасно справляется и сам. Если постоянно воспроизводить только «круги визуального восприятия» (или, как говорят психологи, «перцепции») то очень быстро такое «зрелище» вызовет все ту же скуку. Значит, на экране должно быть что-то такое, что реальному глазу увидеть не так-то просто. Это «что-то» – постоянная смена не только угла, но и точки зрения на объект.

Если мы займем для наблюдения за застольем один из углов комнаты и все попытаемся все снять оттуда, то нам на первом же десятке кадров станет понятно, что ограниченность точки съемки сильно мешает увидеть происходящее во всей полноте. Кто-то окажется к камере спиной, какие-то важные объекты будут перекрыты… Да и во время тоста куда интересней увидеть реакцию того, к кому он обращен, чем уже виденный на экране стол. Для этого придется зайти почти за спину говорящего – ведь «тостуемый» смотрит на него, а не в камеру, а важным объектом в этот момент станет его лицо.

То есть, снимая что-то на камеру, мы следуем «формуле» перцепции зрительного восприятия, меняя крупности, (выделяя главные в этот момент объекты) – и совершенствуем ее постоянной сменой углов зрения. Вот это и есть раскадровка. Снимая таким образом и соответствующе монтируя мы выстраиваем взаимоотношения объектов съемки ведь мы снимаем не только людей… как в примере с колесом. Мы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: