Монтаж по ориентации в пространстве

Предположим, вы снимали концерт какого-то эстрадного певца. Ваше место в зале находилось недалеко от сцены, чуть правее центра. Певец во время выступления в основном смотрел в центр зала. На вашей записи преобладающее направление его взгляда будет справа налево. В какой-то момент вам захотелось поснимать публику. Вы повернулись направо и включили запись. Если всё так и было, то при монтаже этих кадров вы столкнетесь с серьезной проблемой. Дело в том, что и певец, и публика на этих кадрах смотрят в одну сторону, справа налево. Зрителю, особенно тому, который не был на концерте, придется напрягать извилины, чтобы сориентироваться в пространстве. Проблема бы не возникла, если бы для съемки публики вы повернулись не направо, а налево. Тогда глаза исполнителя и людей в зале имели бы встречное направление, и было бы ясно, кто на кого смотрит. Простейший случай монтажа по положению объектов в пространстве — монтаж диалога двух персонажей (так называемая «восьмерка»). Если взгляды этих людей будут направлены навстречу, кадры монтируются, если в одну сторону — нет. В общем случае правило формулируется так: съемка двух взаимодействующих объектов должна производиться строго по одну сторону от линии их взаимодействия. Линия взаимодействия — это воображаемая линия, проходящая через оба объекта.

Что бы вы ни снимали, всегда помните, что зрителю должно быть понятно не только что именно попало в кадр, но и где объекты находятся относительно друг друга. Для этого операторы придумали «ось съемки» – воображаемую линию, которая соединяет двух людей, два объекта или человека с объектом. Либо определяет основное направление действия. При съемке диалога «ось» проходит между глазами говорящего и слушающего. Во время спортивного матча эта ось пройдет через центр поля – от одних ворот до других. На съемках надо стараться не пересекать эту воображаемую линию. Если же пересечь ее зачем-то непременно нужно, разделите снятые по разные стороны оси кадры деталью или крупным планом, снятым фронтально. Иначе ваши зрители (а позже и вы сами) запутаются: кто куда смотрит, идет, кому говорит, с кем играет?

«Восьмеркой» планы, снятые во встречных диагоналях называют потому, что снимаемые объекты находятся по одну сторону цифры «8», а камера смотрит на них под встречными углами. В этом случае даже объекты, никогда не бывшие рядом в жизни, на экране начинают взаимодействовать друг с другом. Забегая вперед, замечу, что это взаимодействие на экране важнее всего остального, а планы, снятые во встречных диагоналях, монтируются (соединяются) практически всегда лучше и чище, чем любые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: