Книги, цитируемые в «завещании»

Мелье, как, впрочем, большинство авторов XVIII в., очень небрежен в цитировании источников. Даже библейские тексты, которые ему очень хорошо известны, цитируются у него часто неточно. Отчасти это надо отнести на счет опечаток в издании Р. Шарля. Но в основном ошибки, неясности и неточности были в той копии рукописи Мелье, которую Р. Шарль положил в основу своего издания. Очевидно переписчик допустил много ошибок и небрежностей. Названия цитируемых книг приводятся лишь приблизительно, большей частью без указания главы, страницы и т. д., иногда без указания автора; или же дается ссылка на автора без названия книги. Поэтому иной раз лишь с трудом удается расшифровать туманные намеки Мелье, а в некоторых случаях его ссылки вовсе не поддаются уточнению.

Кроме библейских книг и «творений» отцов церкви (на последних он обычно просто ссылается, не приводя цитат из их произведений), Мелье цитирует классических авторов: Цицерона, Лукреция, Вергилия, Ливия, Овидия, Сенеку, Плиния, Иосифа Флавия, Тацита, Ювенала, Лукиана.

Из более поздних авторов Мелье чаще всего цитирует:

1. Essais Монтэня, у которого он заимствует много материала для критики религии и церковных установлений. Далее следуют два автора, против которых в основном направлена его полемика:

2. Фенелон (Мелье часто называет его глухо: «архиепископ Камбрэ») — Télémaque и, особенно, Existence de dieu; полное название последней книги Traité de l`existence de dieu et de ses attributs. P. 1718 (это издание найдено в библиотеке Мелье).

3. Мальбранш, которого Мелье по имени не называет, но чье произведение Recherche de la vérité часто цитирует.

Ниже мы приводим полное название прочих цитируемых Мелье книг, насколько это в каждом отдельном случае возможно установить.

4. Espion turc (иногда ошибочно цитируется Esprit turc). Речь идет, повидимому, о книге I. P. Mаranа — L’Espion du Grand Seigneur et les relations secrètes envоiées au Divan de Constantinople et découvertes à Paris pendant le regne de Louis le Grand. P. 1684 — 1686, три тома. В издании 1742 г. эта книга имеет уже 7 томов, причем, судя по указанию на титуле (continué par Cotolendi et autres depuis le 5-e volume), было и промежуточное издание в 5 томов. Это пятитомное издание, очевидно, и цитирует Мелье.

5. Dictionnaire historique. Имеются в виду Louis Moreri — Grand dictionnaire historique ou Mélange curieux de l’histoire sacrée et profane (экземпляр этого словаря обнаружен в библиотеке Мелье).

6. Histoire Romaine. При отсутствии ссылок на страницы и других указаний нельзя установить автора книги с таким общим заглавием. Возможно, что речь идет о книге Nic. Coeffeteau — Histoire Romaine. P. 1621.

7. Recueil de conferences. Безыменный сборник проповедей и статей. В одном месте автором статьи назван Rосо1еs (1620 — 1696), бенедиктинец, автор ряда исторических трудов.

8. Jean de La Bruyère (1645—1696) — Caractères.

9. Pic de la Mirandole (Pico de la Mirándola, 1463— 1494) — автор ряда книг — Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae, Apologia и др. Мелье цитирует, по всей вероятности, его Epistolae.

10. Richard de S. Victor, богослов (ум. 1173 г.). Из различных изданий его писаний наиболее распространенным было издание 1650 г.

11. Apologie des grands hommes. Имеется в виду книга библиографа Габриеля Ноде (Naudé) – Apologie pour les grands hommes faussement soupçonnes de magie, P. 1625.

12. Niceph. Вероятно, имеется в виду автор «Истории Византии» Никифор Грегорас (1295 — 1360).

13. Nouveau théâtre du monde. Полное название Nouveau théâtre du monde, contenant les états, empires, royaumes et principautés, par D. T. Y. V. P. 1655.

14. Théâtre du Monde, если здесь Мелье не имеет в виду Nouveau théâtre du monde, может означать Nouvel Atlas ou Théâtre du monde… Amsterdam 1656.

15. Quesnel. Pasquier Quesnel (1634—1719), близкий к Арно и другим «отшельникам Пор-Ройяля», — автор книги Reflexions morales sur le Nouveau Testament, на которую, очевидно, и ссылается Мелье.

16. Annales de Hollande et Pologne — совершенно мифическое название. Да и содержание «цитаты» (сообщение о женщине, родившей сразу 365 детей) похоже на мистификацию.

17. Retraite de S. Ignace — повидимому, иезуитское произведение, точное название и автора которого установить нет возможности.

18. Du Bellay, livre à Hermоdore. Кардинал Jean du Bellay (1492—1560), видный политический деятель, оставил письма, часть которых была издана. Повидимому, Мелье цитирует одно из его писем.

19. Trithème. Jean Trithèmе (Tritheim, 1462—1516) — бенедиктинец, автор книги De scriрtоribus ecclesiastiсis. 1497.

20. Fallengius. Возможно, имеется в виду итальянский поэт (1491—1544) Теофил Фоленго (Follengius).

21. Bl. Pascal, Reflexions.

22. Esprit de Mazarin. Полный титул: L`Esprit du cardinal Mazarin, ou entretien sur ce qui se passe à la cour de France et dаns celles des autres princes de l`Europe, Cologne, 1695. Анонимный памфлет.

23. Mémoires d`Argentоn.

24. De Commines, Mémoires — в обоих случаях речь идет о мемуарах Philippe sire de Commines et d`Argenton (1495 — 1560). Мемуары издавались много раз, последнее издание вышло в 1850 г.

25. Jornandes, liber de rebus gestis. Речь идет о книге Иорнанда, вернее Иордана, Jordanis — De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum, написанной в 551 г. Ссылка на Liber de rebus gestis навеяна названием более известного труда того же автора — De Getarum sive Gothorum origine et rebus gestis, Lugd. Batav. 1597.

26. Salut de l`Europe en 1694 (в некоторых случаях — 1690). Книги под таким названием не удалось обнаружить. По всей вероятности речь идет о памфлете (может быть, рукописном), где дается критика режима во Франции. Ссылки Мелье в той же главе на отдельные, повидимому, статьи (corruption du clergé, oppression du peuple, parlement esclave и т. п.) соответствуют, надо полагать, подзаголовкам этого памфлета.

27. Journal historique. В те времена (Мелье ссылается на номер за январь 1710 г.) журнал под таким названием не выходил. Возможно, что имеется в виду Journal historique sur les matières du temps, выходивший с 1704 по 1716 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

[В скобках дано, по Р. Шарлю, содержание глав,
для которых в тексте заголовка нет]

I. Предисловие. Задача труда........................................................ 2

II. Мысли и чувства автора о религиях мира.................................. 3

III. Все религии являются лишь заблуждениями, иллюзиями и обманом 14

IV. Первое доказательство тщетности и ложности религий: они лишь измышления человека 15

V. Почему политики используют религиозные заблуждения и обман 17

VI. У древних было в обычае причислять императоров и знатных людей к сонму богов. Гордыня знатных, лесть одних и невежество других породили и узаконили это злоупотребление 19

VII. Они верили, что люди могут становиться после своей смерти богами 21

VIII. Происхождение идолопоклонства............................................. 23

IX. Ни одна из существующих в мире религий не является божественным установлением 28

X. [Второе доказательство тщетности и ложности религий: слепая вера, лежащая в основе всех религий, — источник заблуждений, иллюзий и обмана].......... 30

XI. Она (вера) является также лишь источником и роковой причиной смуты и вечных расколов среди людей........................................................................................ 32

XII. [Слабость и ложность мнимых доказательств достоверности, на которых покоится истинность любой религии].................................................................................... 34

XIII. [Недостоверность и ложность мнимых чудес, как основы для утверждения какой бы то ни было религии].................................................................................... 36

XIV. [Недостоверность историй о них].............................................. 38

XV. [Недостоверность мнимого священного писания: оно сильно фальсифицировано и испорчено].................................................................................................. 44

XVI. [Недостоверность евангелий].................................................... 46

XVII. [Мнимые священные писания не обнаруживают никаких признаков мудрости или сверхчеловеческих знаний]....................................................... 50

XVIII. [Евангельские противоречия]................................................... 52

XIX. [Мнимые чудеса, о которых сообщается в евангелиях, ложны; доказательства этого] 62

XX. [Совпадение мнимых христианских чудес с мнимыми языческими чудесами] 75

XXI. [И те и другие одинаково ложны]............................................. 79

XXII. Третье доказательство [тщетности и ложности религий, выводимое из ложности видений и божественных откровений]....................................................... 84

XXIII. [Безумие приписывать богу установление жестоких жертвоприношений невинных животных и думать, что такие жертвы ему приятны]................................... 89

XXIV. [Происхождение жертвоприношений]...................................... 94

XXV. [Мнимый приказ бога Аврааму принести в жертву своего сына] 100

XXVI. [Ложность мнимых обетований бога патриархам Аврааму, Исааку и Иакову] 103

XXVII. Четвертое доказательство [ложности религий, вытекающее из ложности мнимых обетований и пророчеств Ветхого завета]..................................................... 105

XXVIII. [Ложность мнимых обетований Нового завета]....................... 126

XXIX. [Ложность духовных, аллегорических и мистических толкований священного писания] 150

XXX. Пятое доказательство [ложности христианской религии, вытекающее из заблуждений ее учения и морали].................................................................................... 173

XXXI. [Первое заблуждение: христианское учение о троице]........... 174

XXXII. [Второе заблуждение: учение о воплощении бога].................. 176

XXXIII. [Что представляет собой Иисус Христос]................................. 182

XXXIV. [Его проповеди и поучения].................................................... 185

XXXV. [Христианство вначале было лишь низким и презренным фанатизмом] 193

XXXVI. [Третье заблуждение христианства: поклонение богу из теста в таинстве причащения] 196

XXXVII. [Сравнение поклонения богам из теста с почитанием богов, изготовленных из дерева, камня или золота]..................................................................................... 197

XXXVIII. [Поклонение богам из теста открывает широкую дорогу ко всякого рода идолопоклонству] 201

XXXIX. [Четвертое заблуждение: учение о творении и о первородном грехе] 212

XL. [Пятое заблуждение: учение о гневе божием за первородный грех и о наказании рода человеческого]......................................................................... 213

XLI. [Три основные заблуждения христианской морали]............... 232

XLII. Шестое доказательство [ложности христианской религии, вытекающее из оправдания и освящения ею злоупотреблений, тирании и угнетения со стороны знати] 237

XLIII. Первое злоупотребление [состоящее в вопиющем неравенстве состояния людей] 238

XLIV. [Происхождение знати]........................................................... 240

XLV. Второе злоупотребление: [оправдание существования категории тунеядцев, способных лишь грабить и притеснять других людей]...................................... 244

XLVI. [Оправдание существования бесполезной армии церковников и бездельников монахов] 245

XLVII. [Оправдание богатства монахов, давших обет нищенства]...... 245

XLVIII. [Оправдание существования армии нищенствующих монахов, которые могли бы заниматься честным трудом]...................................................................... 248

XLIX. Третье злоупотребление: [присвоение людьми благ земли в собственность вместо того, чтоб обладать ими сообща, отчего происходит много зла и бедствий] 257

L. Четвертое злоупотребление [несправедливость, неравенство] 259

LI. Пятое злоупотребление [нерасторжимость брака].................. 261

LII. [Каким великим благом было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами].................................................................................. 262

LIII. [Забвение принципов общежития ранних христиан].............. 267

LIV. Шестое злоупотребление [тираническое правление царей]... 269

LV. [Тирания королей Франции, несчастное положение народа]. 273

LVI. Возникновение и рост налогов................................................ 276

LVII. „Спасение Европы в 1694 г.”[о тираническом правлении королей Франции] 278

LVIII. [Королю не должно быть дано право по своему произволу устанавливать налоги] 288

LIX. [Что говорят об этом придворные льстецы и государи].......... 288

LX. Седьмое доказательство обманчивости и ложности религий, выводимое из ложности самого представления людей о мнимом существовании богов........... 293

LXI. Большинство ученых и самых мудрых людей древности отрицали или подвергали сомнению существование богов............................................................... 294

LXII. Откуда впервые взялась вера в богов и познание их............. 298

LXIII. Богопоклонники в конце-концов были вынуждены признать ложность господствовавшего представления о множественности богов................................ 299

LXIV. Вера в единого бога обоснована не лучше, чем вера в богов.. 301

LXV. Ни красота, ни порядок, ни совершенство в произведениях природы нисколько не доказывают существования единого бога, якобы создавшего их................ 302

LXVI. Фантастическое представление богопоклонников об их боге. 306

LXVII. Бесполезно прибегать к гипотезе существования всемогущего бога, чтобы объяснить природу и образование естественных вещей........................................... 308

LXVIII. Бытие не могло быть сотворено.............................................. 310

LXIX. Возможность или невозможность вещей не зависит ни от воли, ни от мощности какой-либо причины.................................................................................. 312

LXX. [Основные истины также вечны и ни от кого не зависят]....... 318

LXXI. [Творение из ничего невозможно]........................................... 322

LXXII. [Время и пространство не могли быть сотворены].................. 322

LXXIII. [Бытие, или — что то же самое — материя, может получать движение только от самого себя]................................................................................................ 336

LXXIV. [Нелепо утверждать, что бесконечно совершенное существо тем не менее не обладает видимыми и ощутимыми совершенствами].................................................. 356

LXXV. [Небесное блаженство, на которое надеются христопоклонники, — блаженство воображаемое]................................................................................................ 364

LXXVI. [Пороки, бедствия, преступления людей доказывают, что не существует бесконечно благого существа, которое ведь не допустило бы зла]......................... 367

LXXVII. [Если бы существовало божество, требующее себе поклонения, оно дало бы себя познать людям непосредственно]..................................................................... 381

LXXVIII. [Много есть ложных пророков и ложных чудес]..................... 386

LXXIX. [Если б существовал всемогущий и всеблагой бог, не было бы жалких, несчастных и несовершенных существ]......................................................... 401

LXXX. [Опровержение доводов картезианцев о существовании бога] 413

LXXXI. [Мы знаем естественные бесконечности времени, пространства, числа] 413

LXXXII. [В этом смысле существует много бесконечностей. Но абсолютная бесконечность возможна только одна — вселенная в целом]..................................................... 420

LXXXIII. [Картезианцы заблуждаются, путая бесконечное бытие с бесконечно совершенным существом, которого в действительности нет]........................................... 421

LXXXIV. [Все материальные вещи образуются в результате движения частиц материи] 435

LXXXV. [Различие между образованием естественных вещей и искусственным созиданием] 440

LXXXVI. [Картезианцы вынуждены признать, что естественные вещи могли образоваться в силу только естественных законов природы].............................................. 446

LXXXVII. [Они поэтому должны признать, что материя обладает движением сама от себя] 447

LXXXVIII. [Ложность рассуждений, к которым прибегают богопоклонники, чтоб оправдать несовершенства и пороки в творениях природы]................................................. 448

LXXXIX. Восьмое доказательство [ложности религий, вытекающее из ложности представлений о духе и о бессмертии души].................................................................... 471

XC. [Слабость и обманчивость доводов богопоклонников в пользу мнимого бессмертия души] 473

XCI. [Опровержение этих доводов].................................................. 478

XCII. [Мнение древних о бессмертии души]..................................... 487

XCIII. [Душевные явления — лишь модификация материи; но это не значит, что душевные явления сами-по-себе обладают объемом, геометрической формой или другими материальными признаками. Нелепость утверждения картезианцев, что животные лишены сознания и чувств] 488

XCIV. [Моисей и древние пророки не верили в бессмертие души]... 509

XCV. [Плиний не признавал бессмертия души]............................... 512

XCVI. [Неизбежность зла также является доводом против существования бога, который мог бы воспрепятствовать злу]............................................................ 514

XCVII. [Все приведенные доказательства вполне между собою согласуются; они, следовательно, достоверны и убедительны]..................................................... 515

XCVIII. [Заключение]........................................................................... 517

IC. [Обращение к читателям]........................................................ 528

Книги, цитируемые в «Завещании».......................................................... 530


[1] Филипп., 2:5. «В вас должны быть те же чувствования».

[2] «Еще видел я под солнцем: место суда, а там — беззаконие, место правды, а там — неправда» Екклез., 3:16).

[3] «Восхвалил я более мертвых, чем живущих, а счастливее тех и других я считал тех, кто ещё не родился и не видит злых дел, которые делаются под солнцем» (Екклез., 4:2).

[4] В тексте: «тщетно для вас, но бесполезнo (опечатка? с пользой?) для них». — Прим. пер.

[5] В тексте: «богатые скупцы». – Прим. пер.

[6] В тексте: «мистериями». — Прим. пер.

[7] Подразумевается: гражданская и церковная власть. — Прим. пер.

[8] В тексте: «мистериями». — Прим. пер.

[9] Эрганос, царь Эфиопии, умертвил всех жрецов Юпитера в одном из своих городов, так как они заполнили город заблуждениями и суевериями (Dict. hist.). Царь Вавилона точно так же поступил с жрецами Бела (Ваала). Дан., 14:21. [Под «Dict. hist.» подразумевается вероятно «Grand Dictionnaire historique», 1674. — Прим. пер.].

[10] Даниил, 20:35.

[11] Essais de Montagne, livre III, ch. 13.

[12] Иова, 29:15.

[13] Там же, 29:17.

[14] Телем., т. 2, стр. 84.

[15] Essais de Montagne, livre II, ch. VI, p. 543.

[16] В тексте: «прямому разуму». – Прим. пер.

[17] Esp. Turc, t.III, lett. 78. èdit. de 1715. (Espion Turc?)

[18] Кандия — Крит. — Прим. пер.

[19] Essais de Montagne, livre 11. ch. 16. p. 601.

[20] Essais de Montagne, р. 503.

[21] Там же.

[22] Слова в квадратных скобках всюду вставлены нами. — Прим. пер.

[23] 14-я гл. книги Премудрости [Соломона].

[24] Hist. Rom, t. 3, р. 108.

[25] Ess. de Montagne, livre 11, ch. 12, р. 298.

[26] Деяния, 12:21, 22.

[27] Ess. de Montagne, р. 498.

[28] Pline, lib. 2:7. [Автор цитирует по франц. изданию].

[29] Ess. de Montagne, р. 484.

[30] Ibid., р. 498.

[31] Ibid., р. 485.

[32] Христиане исходят из противоположных чувств: они считают для себя честью и славой говорить о рождении и смерти своего бога Христа.

[33] Бытие, 4:26.

[34] Прем. Сол., 14:27.

[35] Там же.

[36] Прем., 14:16.

[37] Там же, 4:17.

[38] Там же, 4:18.

[39] Прем. Сол. 14:27.

[40] Ess., livre II, ch. 12, р. 501.

[41] Кн. Чисел, 12:6.

[42] III Царств, 3:10.

[43] Прeм. Сол., 18:14, 15; поется в воскресенье под рождество христово.

[44] Еss. de Mоntagne, livre I, ch. 31, p. 182.

[45] Еss. de Mоntagne, р. 78.

[46] Там же, стр. 79.

[47] Recueil de Confer., t. 5, р. 375.

[48] Еss. de Mоntagne, р. 1036.

[49] Sess. 6, ch. 8.

[50] Esp., 11:6.

[51] Притчи, 25, 27.

[52] Esp., 11:1.

[53] Ess. de Montagne, p. 408

[54] Juv. Sat. 15:36.

[55] Caractères, p. 573.

[56] Ess. de Montagne, р. 406.

[57] Ibid., р. 48.

[58] Ess. de Montagne, p. 498.

[59] Dict. hist.

[60] 4-я книга “Фаст” Овидия.

[61] Hist., lib. 4, 18.

[62] 5-я книга.

[63] Diod., lib. 4, с. 2.

[64] Str., lib. 10.

[65] Исх., 8:7.

[66] Dict. hist.

[67] Аpologie dеs grands hommes, t. I, р. 244. (Автор — Г. Ноде. — Прим. пер.).

[68] Ess. de Montagne, р. 1038.

[69] Ess. de Montagne, р. 1037.

[70] Ibid., р. 1038, 1039.

[71] Матф., 24:5, 11, 24.

[72] Посл. к Фессал., 2:2, 9, 10.

[73] Парал., 18:23.

[74] Цар., 22:24.

[75] Еss. dе Моntаgnе, р. 79.

[76] Ibid., р. 601.

[77] Esp. Turc, t. 4, lettre 83.

[78] Херемон называет здесь не Аарона, а Иосифа. — Прим. ред. франц. изд.

[79] В тексте: «типографы». — Прим. пер.

[80] [La-Вгuуèге] – Сaгасtères.

[81] Здесь и дальше у Мелье приводятся латинские тексты Иеронима (из письма последнего к Паулину, из предисловий к книге Иисуса Навина, к посланию к галатам, к книге Иова, к евангелиям и псалмам). За этими текстами у Мелье следует перевод их. Мы опускаем всюду эти латинские тексты и даем только русский перевод с французского перевода их у Мелье. При этом надо заметить, что Мелье местами дает не точный перевод, а весьма вольное изложение. Так например слова Иеронима (из предисловия к посланию к галатам) «напрасно ты, Хроматий, святейший и ученейший из епископов», Мелье передает следующим образом: «его святейшество папа напрасно заставлял бы меня». Впрочем в других местах расхождения менее значительны. — Прим. пер.

[82] В латинском тексте: «напрасно ты, Хроматий, святейший и ученейший из епископов, заставлял бы меня»... — Прим. пер.

[83] Ездра 4:14.

[84] Dict. hist.

[85] Тим. 1:4.

[86] Тит., 3:9.

[87] Луки, 3:21.

[88] Матф., 17:1; Марка, 9:2; Луки, 9:28.

[89] Иоа., 2:3; 6:4; 7: 2 и 10; 11:5; 12:12.

[90] Матф., 4:1; Марка 1:12; Луки, 4:1.

[91] Иоа., 2:11.

[92] Матф., 4:13.

[93] Луки, 4:16; 31.

[94] Матф., 4:18; Марка, 1:16; Луки, 5.

[95] Иоа., 1:16; 40:45.

[96] Иоа., 13:5.

[97] Иоа., 13:30.

[98] Матф., 26:43; Марка, 14:37; Луки, 22:45.

[99] Матф., 26:5.

[100] Матф., 26:17; Марка, 14:12; Луки, 26:7.

[101] В тексте: «нe совершил». — Прим. пер.

[102] Матф., 9:17.

[103] Марка, 9:13, 14.

[104] Луки, 24:13, 36.

[105] Иоа., 20:15, 19, 26.

[106] Иоa., 21:1.

[107] Матф., 27:16.

[108] Марка, 16:14.

[109] Луки, 24:50.

[110] Иоа., 20:19, 21:1.

[111] Матф., 28:20.

[112] Луки, 24:50.

[113] Деян., 1:12.

[114] Луки, 24:13, 29 и 51.

[115] Деян., 1:3.

[116] 4-я сессия.

[117] Второз., 1:17.

[118] Там же, 16:19.

[119] Там же, 16:19: Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых.

[120] Левит, 19:15: Не делай неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.

[121] Второз., 10: 17.

[122] Ссылка на этот текст ошибочна. — Прим. ред. франц. изд.

[123] Премудр., 6:8 (точнее: 6:7 — Прим. пер.).

[124] Там же, 11:25.

[125] Быт., 12:1.

[126] Там же, 13:16.

[127] Быт., 17:10, 12.

[128] Там же, 17:11.

[129] Там же, 17:8.

[130] Там же, 15:18.

[131] Бытие, 12:1, 2, 3; 18:18; 26:4; 22:17; 28:14

[132] Бытие, 22:16, Псалт., 89:4; Еккл., 44:22; Евр., 6:13, 14

[133] Исход, 19:5, 6.

[134] Исход, 23:20, 26, 27.

[135] Второз., 7:5, 6, 7.

[136] Там же, 7:14.

[137] Там же, 14:2.

[138] Там же, 26:18, 19.

[139] Иисус Навин, 6:4 — 20.

[140] Там же, 10:13.

[141] Быт., 16:7, 9.

[142] Там же, 20:6.

[143] Там же, 19:4.

[144] Судей, 13, 3 — 5. (Автор передает таким образом библейский текст: «итак берегись, не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого». — Прим. пер.).

[145] Цар., 19:35.

[146] I Сам., 6:19.

[147] II Cам., 24:15.

[148] Второз., 29:4.

[149] Премудр., 10:10.

[150] Деян., 5:15.

[151] В тексте: «святые ферколы или ферумины» (?). — Прим. пер.

[152] Apolog. des grands homes, t. I, p. 13.

[153] Мелье имеет в виду писателей «демонологов». Так например: Дельрио — испанский инквизитор и «демонолог», автор книги «Inquisitionum magicarum libri sex» («6 книг по расследованию колдовства») (1599 г.). Де-Луайе — автор «Истории привидений». Жан Боден (1520—1596), крупнейший государствовед Франции эпохи Возрождения, он же автор трактата по «демонологии». — Прим. пер.

[154] Apologie des grands hommes, t. 2, р. 458.

[155] Служивший для миропомазания королей Франции. — Прим. пер.

[156] В тексте: «Февральский». Винцент Феррийский (1355—1419) — доминиканский монах и знаменитый проповедник, причислен к святым. — Прим. пер.

[157] В тексте: «своих инструментов». — Прим. пер.

[158] Иоа, 3:6 (цитированное место находится у Иоа., 3:16. – Прим. пер.).

[159] Иоа, 10:10 (это место находится у Иоа., 3:17, причем сказано не: «осудить мир», а «судить мир». — Прим. пер.).

[160] Матф., 18:11.

[161] Луки, 19:10.

[162] Иоа., 1:19.

[163] Иоа., 3:7. (В местах, цитированных автором, в синодской библии нет указанных выражений. — Прим пер.).

[164] Тит., 2:11.

[165] Ефес., 5:25.

[166] Иоа., 12:32.

[167] Быт, 12:1.

[168] Там же. 12:7.

[169] Там же, 15:1.

[170] Там же, 15:17.

[171] Там же, 15:18.

[172] Там же. 17:1.

[173] Там же, 17:2.

[174] Там же, 17:4.

[175] Там же, 17:5.

[176] Быт., 17:7.

[177] Там же, 17:10.

[178] Там же, 17:11.

[179] Там же, 17:12.

[180] Там же, 17:13.

[181] Там же, 17:22, 27.

[182] Там же, 22:1.

[183] Там же, 22:2.

[184] Там же, 22:3.

[185] Там же, 27:1.

[186] Быт., 26:4, 24.

[187] Там же, 28:11, 18 (В синодском переводе библии: «это не иное что, как дом божий, это врата небесные». – Прим. пер.).

[188] Там же, 31:12.

[189] Быт., 32:25, 28.

[190] Исход, 19:9.

[191] Быт., 8:21.

[192] Исход, 25:1.

[193] Там же, 25:8.

[194] Там же, 27:1.

[195] Там же, 29:1.

[196] Там же, 29:1 — 20.

[197] Исход, 29:21, 29, 36, 38, 44, 45.

[198] Левит, 1:1 — 10.

[199] Левит, 1:11 — 16.

[200] Там же, 5:15.

[201] См. об этом также гл. IX книги Левит и гл. XVI о козле отпущения, а также ряд других мест.

[202] Числ, 15:1 — 11.

[203] В тексте: «новых». — Прим пер.

[204] Ездра, 4:30.

[205] Esp. Turc, t. 3, lettre 40.

[206] В тексте: «прямому разуму». — Прим. пер.

[207] Быт., 1:29.

[208] Essais de Montagne, p. 488

[209] Nouveau théâtre du monde, t. 2, p. 1329.

[210] Ibidem.

[211] Essais de Montagne р. 167.

[212] Essais de Montagne.

[213] В тексте: «Мартинги». — Прим. пер.

[214] Тhéâtre du monde, t. I, p. 121.

[215] Essais, р. 489.

[216] Essais, 490.

[217] Lucrèсе, 1, I, р. 88. [Лукреций — О природе вещей, книга I, стих 102].

[218] Иерем., 23:15.

[219] Апокал., 15.

[220] Joseph. Histoire des Juifs, t. I, ch. 13. (Иосиф Флавий. – Древности иуд.).

[221] Ферамен, афинский оратор и государственный деятель, живший в V е. до нашей эры, служил то олигархии, то демократии; эта двойственность снискала ему прозвище «котурна» —сандалии на высоком каблуке, которую можно было одинаково надевать на правую и левую ногу. В тексте ошибка: «Тheracunes». — Прим. пер.

[222] Исайя, 1:11.

[223] Apolog. des grands hommes, p. 192.

[224] Быт., 12:2; 22:17; 28:14; Исход, 23:25 – 27; Второз., 17:14; Быт., 26:3; Второз., 26:19; Быт., 26:24; Второз., 15:4; Исход, 20:24; Быт., 28:14; Быт., 17:7; 13:15; 18:18; Псал., 110:3.

[225] Быт., 13:15; 17:8; 35:12.

[226] Второе послание Петра, 1:19, 21.

[227] Viri illusores — люди иллюзий, — как сказал один из этих мнимых пророков.

[228] Исайя, 28:24; Иуда, 18.

[229] Софония, 3:4.

[230] Иезек., 12:1 — 4. (Вернее: 13:1 — 4. — Прим. пер.).

[231] Иезек., 13:6, 8, 9.

[232] Иерем. 23:11.

[233] Там же.

[234] Иерем. 23:21.

[235] Иерем., 23:13.

[236] Иерем., 23:14.

[237] Иерем., 25:15.

[238] Иерем., 27:9.

[239] Иерем., 29:8.

[240] Плач Иерем., 2:14.

[241] Матф., 24:4, 11, 24, 25.

[242] Второз., 13:1, 5.

[243] Тaм же, 18:15, 18 — 20.

[244] Числ, 12:5 — 8.

[245] Быт., 15:1 — 17.

[246] Там же, 22:3.

[247] Там же. 46:2.

[248] I кн. Паралипом., 17:3-14.

[249] Исаия, 1:1.

[250] Иерем., 14:14.

[251] Иов, 13:15.

[252] II посл. к Кор., 12:2.

[253] Recueil des Conf., t. 5, р. 201.

[254] I Цар., 18, 19, 22, 40.

[255] Второз., 18:20.

[256] Там же, 22.

[257] Иерем., 28:9.

[258] Псалмы, 130:7.

[259] Там же, 111:7, 9.

[260] Там же, 96:11, 12.

[261] Там же, 22:27 — 30.

[262] Исайя. 11:12.

[263] В синодском переводе библии: «среди язычников». – Прим. пер.

[264] В синодском переводе библии: «об Иудее». — Прим. пер.

[265] Скобки принадлежат автору. — Прим. пер.

[266] В синодском переводе библии: «судить народы». — Прим. пер.

[267] Исайя, 2:1, 2, 3, 4, 17, 18.

[268] Исайя, 35:4 — 10.

[269] Исайя, 40:1, 10, 11.

[270] Исайя, 45:17.

[271] Исайя, 52:1.

[272] Исайя, 43:25.

[273] Исайя, 54.

[274] Исайя, 60.

[275] Исайя, 60.

[276] Исайя, 65:17 – 26.

[277] Исайя, 16:20.

[278] Матф., 10:17.

[279] Луки, 21:16.

[280] Исайя, 66:11, 16.

[281] Исайя, 65:13, 14.

[282] Иерем., 3:15 — 17.

[283] Иерем., 30:8, 9, 10. (Пропущено указание на 30:3. – Прим. пер.)

[284] Иерем., 30:7, 12.

[285] Иерем., 31:27 — 37. (Вернее: 27 — 34. – Прим. пер.).

[286] Иерем., 32:36. (Вернее: 36 — 42. — Прим. пер.).

[287] Иерем., 33:6, 7, 8.

[288] Иезек., 39:25, там же, 34:24 и 36:23.

[289] Иезек., 39:25 (Вернее: 39:25, 27 — 29. — Прим. пер.).

[290] Иезек., 37:21 (Вернее: 21 — 28. — Прим. пер.).

[291] Иерем, 23:5, 6.

[292] Даниил, 2:44; 7:27; 9:24.

[293] Осия, 3:4, 5.

[294] Oсия, 2:18, 21, 22, 23, 24.

[295] Иоиль, 2:18 и 3:1. (Точнее: 3:1, 5 — 10, 16 — 21. — Прим. пер.).

[296] Амос, 9:13.

[297] Авдий, 17.

[298] В синодском переводе библии: «судить». — Прим. пер.

[299] Михей, 2:12 и 4:1. (Точнее: 4:1 — 4. — Прим. пер.).

[300] Михей, 5:6. (Точнее: 5:7, 8, 13. – Прим. пер.) и 7:8. (Точнее 7:18 — 20. — Прим. пер.).

[301] Наум, 1:15.

[302] Софония, 3:14. (Точнее: 3:13 — 17, причем библейский текст, как часто у автора, не только урезывается, но и вообще дается в вольном изложении. – Прим. пер.).

[303] Захария, 2:10, 9:9; 14:8. (Точнее: 2:10, 11; 9:9, 10; 14:8, 9. – Прим. пер.).

[304] Захария, 8:7. (Точнее: 8:7 — 13. — Прим. пер.).

[305] II Самуил, 7:12.

[306] Псалмы, 89, 36.

[307] Христос означает здесь: «помазанник». – Прим. пер.

[308] Псалмы, 72, 1, 7, 9.

[309] Псалом, 111:9. Исайя, 52:10.

[310] Исайя, 9:5, 6. (Точнее: 9:6 — 7. – Прим. пер.).

[311] Исайя, 11:1. (Точнее: 11:1 — 3, 5 — 6, 9. – Прим. пер.).

[312] В синодском переводе библии: «оправдание наше». – Прим. пер.

[313] Иерем., 33:14. (Точнее: 33:14 — 18. – Прим. пер.).

[314] Иезек., 34:28, 24.

[315] Аггей, 2:7 — 9.

[316] В синодской библии: «отрасль». — Прим. пер.

[317] В синодской библии: «он будет и священником». — Прим. пер.

[318] Захар., 3:8; 6:12; 9:9.

[319] В синодской библии: «и кто устоит, когда он явится?». — Прим. пер.

[320] Малахия, 3:1.

[321] Исайя, 46:13.

[322] Для уразумения текста приводим слова из книги Иезекииля, непосредственно предшествующие данному месту: «Сын человеческий! что за поговорка у вас в земле Израилевой: много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет»? (Иезек., 12:22. — Прим. пер.).

[323] Иезек., 12:23 (Точнее: 12:23 — 25. — Прим. пер.).

[324] Сколько, — говорит сьеp де-Монтзнь, — имеется подобных побасенок о том, как боги наставляют рога бедным смертным! У магометан народ верит, что изрядное количество детей родилось от духовного отца божественным образом во чреве девственниц. Ess., р. 500.

[325] Матф., 1:20 и Лука, 1:30.

[326] Матф., 4:17.

[327] Матф., 6:33. (Точнее: 6:31 — 33. — Прим. пер.).

[328] Матф., 77:7 — 11.

[329] Матф., 10:8.

[330] Матф., 13:41 (Точнее: 13:41 — 43. — Прим. пер.).

[331] Матф., 16:18, 19.

[332] Матф., 16:27.

[333] Матф., 16:18.

[334] Матф., 19:28, 29.

[335] Матф., 20:25 — 27.

[336] Матф., 24.

[337] Матф., 28.

[338] Матф., 21:22 и Марка, 11:23.

[339] Марка, 16:17. (Точнее: 17, 18. — Прим. пер.).

[340] В синодской библии: «богатящихся отпустил ни с чем». — Прим. пер.

[341] Луки, 1:46 — 53. (Точнее: 1:46, 53 — 55. — Прим. пер.).

[342] В синодской библии: «бывших от века». — Прим. пер.

[343] Луки, 1:68 — 75.

[344] Луки, 2:25. (Точнее: 2:25 — 32. — Прим. пер.).

[345] Луки, 10:22.

[346] Матф., 10:19.

[347] Луки, 22:30.

[348] Иоа., 1:12.

[349] Иоа., 1:51.

[350] Иоа., 4:21.

[351] В синодской библии: «И на суд не приходить». — Прим. пер.

[352] Иоа., 5:25. (Точнее: 5:25, 28. — Прим. пер.).

[353] Иоа., 6:40.

[354] Иоа., 6:48. (Точнее: 6:47 — 48. — Прим. пер.).

[355] Иоа., 7:37 (Точнее: 7:37 — 38. — Прим. пер.).

[356] Иоа., 8:12.

[357] Иоа., 10:З0.

[358] Иоа., 11:25.

[359] Иоа., 16:20. (Точнее: 16:20, 22. – Прим. пер.).

[360] Иоа., 12:32.

[361] Деяния ап., 1:11.

[362] Деяния ап., 13:32.

[363] I Кор., 15:21. (Точнее: 15:21 — 25. — Прим. пер.).

[364] В синодской библии: «не все мы умрем, но все изменимся вдруг». — Прим. пер.

[365] I Кор., 15:51. (Точнее: 15:51 — 54. — Прим. пер.).

[366] II Кор., 5:17 — 19.

[367] Галат., 3:29. (Точнее: 3:28 — 29. — Прим. пер.).

[368] Ефес., 4:11 — 13.

[369] Петра, 3:9.

[370] Петра, 3:10. (Точнее: 3:10 — 13. — Прим. пер.).

[371] Иоа., 5:7 — 12.

[372] I Кор., 10:37.

[373] Евр., 10:37.

[374] В синодском переводе библии: «откровение». — Прим. пер.

[375] Апок., 1:1 и 3:11.

[376] В тексте: «первые святых». Это очевидно опечатка: premières вместо prières. – Прим. пер.

[377] Апок., 5:8 – 10.

[378] Там же, 10:6.

[379] Там же, 11:15.

[380] Апок., 13:11 — 15.

[381] Там же, 21:1 – 5, 10. (Точнее: также 11, 18, 21, 22. – Прим. пер.).

[382] Там же, 22:1 – 5, 16.

[383] В тексте: «эти народы». – Прим. пер.

[384] Все эти цитаты приведены в тексте по-латыни. — Прим. пер.

[385] В тексте: «что оно видно». — Прим. пер.

[386] В тексте: «прямого разума». — Прим. пер.

[387] Второз., 28:11 и 11:13.

[388] Иезек., 18:21.

[389] Луки, 1:32.

[390] Луки, 2:32.

[391] Матф., 4:17.

[392] В тексте: «учение и политика или управление». — Прим. пер.

[393] В тексте: «свою политику и свое управление». — Прим. пер.

[394] Матф., 6:25 — 34.

[395] Матф., 7:7; Луки, 11:9; Марка, 11:24; Иоа., 11:13; Марка, 11:23; Луки, 18:6.

[396] Марка, 16:17, 18.

[397] Иоа., 14:13.

[398] Матф., 18:19.

[399] Луки, 11:13. В синодской библии: «святого». — Прим. пер.

[400] Марка, 11:23, 24.

[401] Матф., 16:19.

[402] Луки, 22:30.

[403] Матф., 19:28, 29; Марка, 10:29.

[404] Иоа., 8:51.

[405] Там же, 6:54.

[406] Матф., 16:18.

[407] Esp. Turc., t. VI, lettre VI.

[408] Матф., 5:17.

[409] Деяния, 15:29.

[410] Esp. Turc., t. 5, lettre 15.

[411] В тексте: «конституцией». – Прим. пер.

[412] Иоа., 5:25.

[413] Матф., 10:19, Луки, 12:11.

[414] Деяния, 5:41.

[415] Иоа., 14:6.

[416] Иоа., 11:25.

[417] Иоа., 8:51.

[418] Матф., 24:30; Луки, 21:27.

[419] Матф., 24:34.

[420] Матф., 16:28; Марка, 8:38.

[421] Иоа., 12:32, Луки, 21:27.

[422] Римл., 5:17.

[423] I Кор., 15:51.

[424] II Петра, 3:13.

[425] Деяния, 13:32 и 10:42, 43: Христос искупил нас от проклятия [в синодской библии: «от клятвы». — Прим. пер.] закона... дабы благословение Авраама через Иисуса Христа распространилось на язычников... дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. Гал. 3:13, 14, 22. Но когда пришла полнота времени, бог послал сына своего, чтобы искупить подзаконных. Гал., 4:4.

[426] Луки, 1:67.

[427] Луки, 1:68 и т. д.

[428] Деяния, 38:39 (Вернее: 13:32. — Прим. пер.).

[429] Луки, 24:44.

[430] В синод. библии: «надлежит исполниться всему». — Прим. пер.

[431] «В последние дни сам бог говорил нам в сыне, которого поставил наследником всего». Евр., 1:2.

[432] Деяния, 1:6.

[433] I Кор., 10:1.

[434] Гал., 4:21.

[435] Римл., 9:6.

[436] Гал., 3:13.

[437] В синодском переводе библии: «и потомкам». — Прим. пер.

[438] В синодском переводе библии: «и семени твоему». — Прим. пер.

[439] В синодском переводе библии: «430 лет». — Прим. пер.

[440] Ефес., 1:13.

[441] Колосс., 2:3. (Точнее: 2:13, а также 16. — Прим. пер.).

[442] Колосс., 3:1. (Точнее: 3:1, 2. – Прим. пер.).

[443] I Кор., 2:6.

[444] I Кор., 3:6.

[445] I Кор., 9:11.

[446] Быт., 24.

[447] Epist. 157 et Serm. 78 de temp.

[448] Быт., 25.

[449] Orig. Hom. 5. Hilarius in Psalm 134. Ambrois, lib. 2, tit. 3, contra Marcianum, Augustinus, passim.

[450] Быт., 27:28, 39.

[451] Быт., 28.

[452] Быт., 28.

[453] Theod.; Aug. Sеrm. de temp.

[454] Aug. in Ps. 44 et Serm. de temp. 79.

[455] Justin. Dial. сontra Triph. Hieron. Epist. 11.

[456] Быт., 37.

[457] Быт., 38:27.

[458] Быт., 39:7.

[459] Там же, 40.

[460] Там же, 49.

[461] Исход, 3:2.

[462] Там же, 7.

[463] Там же, 12.

[464] I Кор., 5:7.

[465] Исход, 13:21.

[466] Там же, 15:25.

[467] Исход, 16.

[468] Там же, 17:11.

[469] Название неточно. См. также гл. XXVIII. Верно: «Диалог с Трифоном». – Прим. пер.

[470] Исход, 23:19.

[471] Там же, 24:9.

[472] Там же, 26.

[473] Исход, 26 (Автор вероятно имел в виду Исход 29:14. — Прим. пер.).

[474] Там же, 26.

[475] Григ., Кир., Авг.

[476] Исход, 28.

[477] Иерон., Письмо 128. Иосиф, Древн., кн. 3., гл. 8. Беда, Григ.

[478] Там же, 33:23.

[479] Авг.

[480] Левит, 1.

[481] Там же, 16:10, 21.

[482] Левит, 19:19.

[483] Там же, 25:10.

[484] Числ, 6.

[485] Числ, 12.

[486] Там же, 17.

[487] Второз. 21:3.

[488] Там же, 25:4.

[489] Там же, 25:7.

[490] Quesnel к ев. Иоанна, 14:10.

[491] Ess., p. 406.

[492] См. об этом Анналы Голландии и Польши.

[493] Второз., 21:33.

[494] Луки 9:58.

[495] Там же, 4:29

[496] Серое простонародье любит собираться вокруг сумасшедших, бегать за ними.

[497] Марк, 3:21. (В латинской библии, цитируемой Мелье, сказано сильнее: quoniam in furorem versus est — ибо он впал в бешенство. — Прим. пер.).

[498] Луки, 23:9.

[499] Матф., 27:29.

[500] Иоа., 3:16, 17.

[501] Там же, 18:33.

[502] Луки, 18:22.

[503] Деяния, 1:6.

[504] Матф., 17:11.

[505] Иоа., 24:30, 31.

[506] Луки, 21:27, 28.

[507] 2 посл. Петра, 3:13.

[508] Матф., 19:28, 29.

[509] Луки, 22:30.

[510] Матф., 19:29.

[511] Иоа., 5:25.

[512] Там же, 5:28.

[513] Там же, 8:51.

[514] Луки, 24:44, 47. В его время было также много других подобных обманщиков, которые называли себя истинным мессией, обещанным законом; таковы в числе других например некий Иуда-галилеянин, Февда, Бар-Кохба и др., которые под этим ложным предлогом обманывали народ и старались возмутить его, чтобы привлечь к себе; но все они погибли. Деяния, 5:36.

[515] Иоа., 20:22.

[516] Иоа., 3:16, 17

[517] Луки, 4:22.

[518] Луки, 4:17.

[519] Исайя, 9:5.

[520] Матф., 4:17.

[521] Марка, 1:15.

[522] Матф., 13:24, 25.

[523] Там же, 45, 46.

[524] Матф., 13:47, 48.

[525] Там же, 31.

[526] Там же, 33.

[527] Там же, 34.

[528] Там же, 13:13.

[529] Марка, 4:12.

[530] Иоа., 9:39.

[531] Иис. Сир., 37:20.

[532] Матф., 10:34

[533] Там же, 10:34-38.

[534] Матф., 5:1.

[535] Там же, 5:11, 12.

[536] Иоа., 12:24, 25, 26, 27.

[537] Луки, 12:35.

[538] Там же, 14:26.

[539] Там же, 14:34, 35.

[540] Матф., 13:3.

[541] Луки, 8:8.

[542] Иоа., 7:16, 28.

[543] Там же, 7:28.

[544] Там же, 8:51.

[545] Там же, 6:54.

[546] Там же, 7:37.

[547] Луки, 11.

[548] Матф., 23:26.

[549] Иоа., 8:13.

[550] Матф., 4:5, 8.

[551] Марка, 7:32.

[552] Луки, 10:21, 23.

[553] Это совершенно не согласуется с предсказаниями об этом всех древних пророков. Смотрите выше изумительные вещи, предсказанные ими!

[554] Луки, 19:41.

[555] Иоа., 13:21, 31.

[556] Там же, 17:1.

[557] Деян., 1:6.

[558] Тацит, Ann., XV:44.

[559] Лукиан, Peregr.

[560] Hist.Rom.

[561] I Кор., 1:25.

[562] Галат. 6:14.

[563] I Кор., 4:9.

[564] II Кор., 4:8.

[565] Там же, 6:4.

[566] Благоугодно было богу юродством проповеди спасти верующих (I Кор., 1:21).

[567] Но бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира, и униженное и ничего не знающее избрал бог, чтобы посрамить значащее, для того чтобы никакая плоть не хвалилась перед богом (I Кор., 1:27 — 29).

[568] Когда они таинственно вкушают, как они думают, своего бога, они поют: o res mirabilis! Mannucat dominum pauper servus et humilis (о чудо, бедный и смиренный раб ест господа).

[569] Ess., p. 466.

[570] Совершается уже все, что я считал невозможным, и нет ничего, во что нельзя было верить

[571] Матф., 26:28.

[572] Матф., 10:1.

[573] Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми (Иов, 12:17). Разума у разумных его не станет (Исайя, 29:94).

[574] I Кор., 1:20.

[575] Намек на Фому Аквинского, прозванного doctor angelicus. – Прим. пер.

[576] Гал., 3:1.

[577] Пс., 113:15; 115:4.

[578] Прем., 3:10.

[579] Там же, 14:12.

[580] Варух, 6.

[581] Исход, 20:4, 15, 16, 17.

[582] Второз., 4:16–19. См. также Второз., 4:15, 16, 17.

[583] Римл., 1:21.

[584] I Кор., 10:14.

[585] Деян., 15:26 и 21:25.

[586] Луки, 18:19.

[587] Иоа., 20:17.

[588] Иоа., 14:28.

[589] Второз., 13:9.

[590] Матф., 5:18.

[591] Римл., 18:25.

[592] Римл., 1:23.

[593] Быт., 9:5, 4.

[594] Левит, 17:14.

[595] Там же, 7:27.

[596] Второз., 12:23.

[597] Пс., III:9 и Быт., 17:7.

[598] Левит, 23:21.

[599] Сколько, говорит Монтэнь, существует рассказов о подобном наставлении рогов богами бедным смертным! В религии Магомета, в верованиях этого народа, много таких Мерлинов, т. е. детей, не имеющих отца, рожденных божественным образом их чрева девственниц (Ess., p. 500).

[600] Hom., 41.

[601] In nativit., 17.

[602] Евр., 6:9.

[603] Sup. Psalm., 6:7.

[604] Hymn. Quadrg.

[605] Числ., 27:14.

[606] Второз., 7:25.

[607] Юдифь, 2:8 (цитированного в указанном месте книги Юдифь не имеется. – Прим. пер.).

[608] Retraite de S. Ignace, p. 17, 73.

[609] Второз., 32:21.

[610] Там же, 32:42.

[611] Исайя 23:63.

[612] Иерем. 32:37.

[613] Иез., 5:11.

[614] Там же, 24:17.

[615] Числ., 11:10.

[616] Исайя, 9; 18.

[617] Плач Иеремии, 2:3.

[618] Исайя, 9:18.

[619] Псал., 6:1.

[620] Псал., 101:11 (102:9).

[621] Ефес., 2:3.

[622] Там же, 5:6.

[623] Иов, 22:3 и 35:6, 7.

[624] Исповедь, 11.

[625] Иаков, 1:17.

[626] Оскорблять и оскорбляться, — говорит Монтэнь, — одинаково свидетельствует о бессилии, которое несовместимо с бесконечно совершенным существом. Ess. de Montagne, p. 499.

[627] Слово "неуместна" отсутствует в тексте и очевидно пропущено переписчиком. – Прим. ред. французского издания.

[628] I Сам., 6:13, 19.

[629] II Кор., 1:3.

[630] Иов, 9:23.

[631] Исайя, 40:1.

[632] Быт., 8, 21.

[633] Быт., 9:13.

[634] Иоиль, 2:13.

[635] Иезек., 18:23.

[636] Исайя, 1:18.

[637] Deus beatus omnium, homo in fine temporum. Hymn. de ascens. Бог из всех блаженный, стал человеком в конце времён. Quae te vicit clementia, ut ferres nostra crimina, grudelem mortem patiens ut nos a morte tolleres. Ibid. (Тебя победило милосердие, дабы ты взял на себя наши преступления, претерпел жестокую смерть и спас нас от смерти).

[638] А между тем сам бог раньше сказал или велел провозгласить в своем законе, что проклят богом тот, кто висит на кресте (Второз., 21:23).

[639] Бог, пославший ради нас на крестную муку своего сына, чтобы избавить нас от власти дьявола (молитва на пасху).

[640] Матф., 5:28.

[641] Матф., 5:39.

[642] Луки, 6:32.

[643] Quesnel на св. Иоанна Злат., 16:1.

[644] Пропуск в оригинале. – Прим. пер.

[645] Лабрюйер.

[646] В главе «Об обычаях».

[647] De benef., кн. 3:28.

[648] Матф., 20:25.

[649] Там же, 23:8.

[650] Иак., 2:1.

[651] Espion (в тексте опечатка: Esprit) Turc. Tit. De Mold. T. 5, lettre 22.

[652] Espion Turc.

[653] Espion Turc.

[654] Пс. 72.

[655] В своей книге «К Гермодору».

[656] Деяния, 20:35.

[657] Иисус Сирах. 29:24. (В оригинале ошибочно дана ссылка на Иис. Сир., 29:31 и, кроме того, перепутаны сноски. — Прим. пep.).

[658] Притчи, 30:8.

[659] Concil. Later. Cap. Fin. De Relig. Dom. (В оригинале дан также латинский текст. – Прим. пер.).

[660] Ch. De Th., p. 410.

[661] Сенека, посл. 90.

[662] Январь 1710 г.

[663] Овидий «Метаморфозы», кн. 1, ст. 89 – 93 (У Мелье имя Овидия и его произведение не называется. – Прим. пер.).

[664] Паскаль, с. 331.

[665] Деяния, 2:44.

[666] Ess., p. 243.

[667] I Сам., 8:11.

[668] Иосиф Флавий.

[669] I Царей, 12:10.

[670] Кардинал де-Ришелье.

[671] P. 205.

[672] Апокал., 13:17.

[673] Esprit de Mazarin, p. 14.

[674] Подразумевается: германскую (Священную Римскую). – Прим. пер.

[675] Esprit de Mazarin, p. 44.

[676] Там же, р. 335.

[677] Esprit de Mazarin, стр. 260.

[678] Там же, стр. 74.

[679] Espion Esprit) Turc. Tome 6, lettre 17.

[680] Espion Turc. Tome 2, lettre 34.

[681] Там же, tome 2, lettre 34.

[682] Старинная французская мера емкости, различная в различных районах.

[683] Восточная часть королевства франков в 511 – 752 гг. (Прим. пер.). Au supplement des Etats. Tome 2 (в конце).

[684] Agric., 30:7.

[685] Salut de l`Europe en 1694.

[686] Lib. rer. gest.

[687] Доходы французской короны при Карле VII составляли только 1 800 000. При Людовике XIII они составляли 50 миллионов ливров, при Людовике XIV таланты сьера де-Кольбера подняли их свыше 80 миллионов. С той поры они очень увеличились и увеличиваются все время благодаря ловкости министров этого короля.

[688] Salut de l`Europe 1694.

[689] Политика кардинала Ришелье.

[690] Испорченность духовенства.

[691] Права короля на доходы вакантных духовных должностей и на их замещение. – Прим. пер.

[692] Испорченность и низость духовенства.

[693] Принижение и низость знати во Франции.

[694] Угнетение народа.

[695] Рабский парламент.

[696] Продажность суда.

[697] Извращение всего правосудия и добродетели.

[698] Вероломство Франции.

[699] Жестокость французов.

[700] Salut de l`Europe 1690.

[701] «Телемах».

[702] Таких императоров теперь более не видно.

[703] «Телемах».

[704] Иезекииль, 22:27, 28.

[705] Римл., 13:2.

[706] Премудр., 14:22.

[707] Сессия 15.

[708] Dict. Hist.

[709] Повидимому здесь у автора описка вместо «Протагор». – Прим. пер.

[710] Плиний, кн. 11, гл. 6.

[711] Mémoires de Commines, chap. III.

[712] Mémoires du Sr. Argenton Liv. 5, p. 449 et suivantes.

[713] Aug., de Spiritu et Lit., cap. 34.

[714] Ess., p. 407, liv. 11, chap. 12.

[715] Быт., 3:8.

[716] Там же, 1:27.

[717] Там же, 3:1, 6.

[718] Исход, 33:13.

[719] Там же, 33:23.

[720] Ess., p. 525, liv. 2, chap. 12.

[721] Римл., 1:21, 22.

[722] Existence de Dieu, § 1.

[723] В оригинале в обоих случаях — «l`etrе», что означает и «существо» и «бытие». — Прим. пер.

[724] Еккл., 1:9, 10.

[725] Землю предуготовил он во времени вечном. Варух, 3:32.

[726] Recherche de la vérité. Tome 1, p. 359.

[727] Там же, стр. 418.

[728] Recherche de la vérité. Tome 2, p. 24.

[729] Recherche de la vérité. Tome II, p. 359.

[730] Recherche de la vérité. Tome 2, p. 329.

[731] Каким образом существо, действительно неизменное и неподвижное, может двигать или приводить в движение какое-либо тело?

[732] Хорошо ли представляют себе картезианцы возможность этого? Видят ли они ясно, что есть необходимая связь между волей такого существа и движением какого-либо тела?

[733] Не является ли это скорее иллюзией, чем действительным явлением? Пусть они об этом хорошенько подумают.

[734] Recherche de la vérité. Tome 2, p. 329.

[735] Там же, т. 2, стр. 333.

[736] Бытие и материя – одно и то же. Бытие есть сущность всего; способ бытия есть форма всего; точно так же все состоит и все сводится к бытию и к способу бытия; но ясно и очевидно, что бытие в общем может иметь свое движение только от самого себя и следовательно не могло быть созданным.

[737] Пс., 148:5.

[738] Ess., p. 466.

[739] Там же, стр. 96.

[740] На каком справедливом основании, — говорит сьер де-Монтэнь, — боги могут признавать и награждать в человеке его добрые и добродетельные поступки, раз они сами привели его к ним или произвели их в нем?

[741] И почему они оскорбляются и мстят за порочные его поступки, раз они сами его поставили в такое положение и одним усилием своей воли могут предохранить его от греха? (Ess., p. 487).

[742] Исайя, 46:10.

[743] August., Confess., 12, 11.

[744] Св. Фомa Аквинский.

[745] Зрение, осязание, вкус в тебе обманываются, но только на один слух может вполне полагаться вера.

[746] Можно ли сказать, что простая модификация бытия будет еще в действительности чем-то, после того как она прекратила свое существование? Конечно нет. Но бесспорно, что каждый из нас – лишь простая и малая модификация бытия и следовательно с того момента, как мы перестаем существовать, мы превращаемся в ничто.

[747] Римл., 14:17.

[748] Екклез., 9:5, 6.

[749] Charactères, chap. des usages.

[750] Прит. Сол., 21:30.

[751] Исайя, 46:10.

[752] Известно, — говорит автор «Церковных бесед», — что бог, будучи преисполнен бесконечной святости и бесконечной мудрости, не мог не дать всем своим творениям совершенства, необходимого для их полноты и законченности. Бог ничего не делает наполовину и не может быть пустоты в его творениях; они по необходимости обладают всеми совершенствами и полнотою святости и достоинства, на какие только способны (12-я беседа на 2-е воскресенье по пятидесятнице, т. Ш. стр. 408).

[753] Иис. Сир., 41:17.

[754] Там же, 41:18.

[755] Исайя, 40:5.

[756] Иерем., 31:34.

[757] Исайя, 43:20.

[758] Там же, 48:11.

[759] Исх., 20:5.

[760] Исайя, 45:23.

[761] Исх., 20:5.

[762] Там же, 17:31.

[763] Там же, 36:39.

[764] Там же, 33:15.

[765] Там же, 144:20.

[766] Там же, 145:7.

[767] Бытие, 15:1.

[768] Второз., 28:2, 12.

[769] Софон., 3:8.

[770] Второз., 28:15.

[771] Там же, 28:22.

[772] Екклез., 8:11, 14.

[773] Там же, 9:1, 2, 3.

[774] Екклез., 6:9.

[775] Екклез., 9:4, 5, 6.

[776] Там же, 9:7. 9, 10.

[777] Римл., 1:20.

[778] Евр., 1:1, 2.

[779] Иоа., 4:34.

[780] Иоа., 8:42.

[781] Там же, 16:22.

[782] Гал., 1:8.

[783] II Кор., 11:13, 14.

[784] II Петр, 2:1.

[785] II Иоа., 7.

[786] Иуда, 18.

[787] I Иоа., 2:18.

[788] Матф., 24:11, 24.

[789] Это – настоящие шарлатаны, издевающиеся над людьми, как отзывается о них один из пророков, это – шарлатаны, которые, следуя своим страстям, ищут удовлетворения своим низким желаниям (Исход, 28:14).

[790] II Кор., 10:5.

[791] Ess., p. 406.

[792] Там же, стр. 498.

[793] Там же, стр. 480.

[794] Матф., 24:24.

[795] II Паралип., 8:22.

[796] II Фесс., 2:11.

[797] Числ, 12:1.

[798] I Кор., 1:23.

[799] Матф., 24:11 и 24:26.

[800] Стр. 410.

[801] Пс. 18 (19):1.

[802] Existence de dieu. P. 1.

[803] Екклез., 1:2 и 12:8 (10).

[804] Осия, 2:20.

[805] Дан., 9:24.

[806] Ис., 11:6 и 65:25.

[807] Там же, 43:20.

[808] Апок., 21:3, 4.

[809] Екклез., 9:2, 11.

[810] Existence de dieu. S. 1.

[811] Там же, разд. 4.

[812] Там же, разд. 5.

[813] Lib. II de natura deorum, § 8.

[814] Там же, разд. 6.

[815] Existence de Dieu. S. 7.

[816] Там же, разд. 72.

[817] Recherche de la vérité. II и IV.

[818] Existence de dieu et de ses attributes. P. 379 et 382.

[819] Там же, стр. 383.

[820] Там же, стр. 384.

[821] Existence de dieu. Р. 386.

[822] Там же, стр. 388.

[823] Existence de dieu, p. 378.

[824] P. 379.

[825] P. 387.

[826] P. 389.

[827] Existence de dieu. Р. 421.

[828] Там же, стр. 420.

[829] Existence de dieu. Р. 421.

[830] Existence de dieu. Р. 360, 366. Recherche de la vérité. Tome II, p. 91 et 93.

[831] Но сам-то автор ясно ли представляет себе, что существо, не имеющее никакого протяжения, бестелесное, без формы и образа, может тем не менее быть бесконечно совершенным? Конечно он себе этого не представляет и никогда не представлял.

[832] В тексте в том и другом случае: être — слово, означающее и бытие и существо. — Прим. пер.

[833] Existence de dieu. Р. 370.

[834] Там же, стр. 371.

[835] Там же, стр. 271.

[836] Recherche de la vérité. Tome II, p. 294.

[837] Existence de dieu. Р. I.

[838] Римл., 1:20.

[839] Recherche de la vérité. II, p. 344.

[840] Автор предполагает, что протяжение и материя – одно и то же.

[841] Recherche de la vérité. Р. 346.

[842] Картезианцы создают грубым способом третий элемент из более тонкой материи, некоторые частицы которой принуждены были в некоторых местах соединиться и слиться и даже затвердеть в виде коры. Так как частицы материи, из которых состоит этот третий элемент, имеют различные очертания, то отсюда следует также, что и их третий элемент имеет бесконечное множество форм и очертаний.

[843] Т. 2, р. 349.

[844] Стр. 340.

[845] Стр. 341.

[846] Стр. 354.

[847] Стр. 356.

[848] Стр. 360.

[849] Видел я неправду и противоречие в общине. Пс. 54:10.

[850] Луки, 1:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: