Межплеменные союзы

История мужских воинских союзов уходит своими корнями в глубокую древность. Некоторые исследователи относят их возникновение к временам неолита, когда отдельные племена перешли к оседлому образу жизни. Для защиты собственности из племени выделяется группа людей, служащая ядром для формирования в дальнейшем воинского сообщества.

Воинские межплеменные союзы – характерная особенность организации индоевропейских народов в догосударственный период. Тацит пишет о межплеменных воинских группах «собакоголовых» у германцев, у древних ирландцев существовали «фении», отмечены союзы у иранцев и скифов. У сарматов женщины-воины были примером женских межплеменных воинских союзов, так как сохранялись многие черты матриархата. По законам сарматов для того, чтобы вступить в брак, девушке необходимо было представить доказательство своей зрелости – отрубленную голову врага… Конечно же, существовали воинские объединения и у славянских племен.

Кроме воинского товарищества представителей одного роду-племени и временных (на время войны) союзов воинов близких племен, существовали и профессиональные межплеменные объединения, куда входили воины, посвятившие себя служению богам войны, и изгои, совершившие какие-то проступки в своем племени (скажем, убийство, за которое не смогли заплатить виру, или не желающие трудиться и выполнять приказы старейшин) и которые готовы были в товариществе таких же отчаянных людей найти новую семью. Существовали и тайные союзы, которые исподволь направляли дела племени в нужном направлении, хотя племя могло быть недовольно двойной жизнью этих воинов-оборотней. Межплеменные объединения воинов были независимы от племен, из которых выходили их члены, но поддерживали с ними связь, оказывали помощь в военных действиях, за что им предоставлялись территория для проживания, пища и ремесленные изделия. И в дальнейшем профессиональные воины старались жить обособленно от «мирного» населения, по своим законам верности и чести.

Древнейшие воинские союзы носили тайный и мистический характер, поскольку воины участвовали в сражениях, убивали и проливали кровь. Считалось, что человек, убивший любое живое существо, и в особенности другого человека, делают проходимым для мстительной нечисти барьер между мирами умерших и живых. Повреждение это затягивается в течение какого-то времени, и кто знает, какие злые силы успеют сквозь нее проскочить. Не говоря уже о душах погубленных врагов, которые постараются всячески отомстить убийце, а заодно и всем, кто окажется поблизости. Одним словом, человек, совершивший убийство, пусть даже в бою, сражаясь за «своих», объявлялся «нечистым» и должен был пройти определенный карантин, совершить очистительные обряды перед тем, как быть допущенным в нормальное общество.

Все эти причины вынуждали воинов селиться отдельно, в особых домах (в наши дни – в казармах), куда посторонние не допускались. Археологами было раскопано много древних укреплений, и все данные говорят о том, что жизнь в этих крепостях была организована как раз по принципам профессионально-мистического воинского братства.

В период Великого переселения народов (и даже раньше) начали возникать международные коалиции (пример – коалиция Аттилы). В киевский период на службу к Рюриковичам переходили целые племена тюрок (торки, половцы, черные клобуки…), они расселялись на окраинах Киевской державы компактно, с условием несения пограничной службы (в статусе воинских союзов). Шло взаимопроникновение военных культур, что привело в результате к возникновению в Евразии единой межнациональной «дружинной культуры»…

«ЗВЕРИНЫЕ» СОЮЗЫ

Воинские сообщества почти всегда окружались ореолом силы и таинственности. Чтобы попасть в них, необходимо было пройти определенные ступени обучения, испытания и посвящения (инициации), подробно описанные в соответствующей главе.

Посвящение в мужчин-воинов происходило через определенные ступени. Благодаря общей цели – стать полноправным членом племени (общины) и постоянным испытаниям со стороны взрослых и старшей молодежи группа посвящаемых приобретала сплоченность и готовилась к прохождению обрядов инициации. Пройдя эти обряды, они становились членами объединения старших юношей, а затем – взрослых мужчин.

Исследователи полагают, что индоевропейские народы разделяли общую систему верований и ритуалов, характерную для воинских братств молодых людей. Главными занятиями членов молодежных союзов были: охота, добыча пропитания, состязания с соперниками из другого союза, ловкое воровство, а также обучение у старых охотников-воинов. Часто эти действия проходили в форме ритуалов и игр.

Одним из важнейших моментов юношеской инициации было ритуальное перерождение в тотемных животных, после чего молодые люди становились членами соответствующих союзов. В традиции воинского тайнопосвящения, кроме основных тотемов, волка и медведя, могли существовать и другие: на западных землях – культ вепря, схожий с верованиями германцев, на северо-восточных – уподобление лосю или рыси. Медведь отличается грузной мощью, но не нападает на лесных соседей почем зря. Волк, как правило, живет в стае; в природе он умен и жесток, но строго соблюдает правила своей стаи. Волк всегда тщательно подготавливает свою атаку и атакует наверняка. Если волк загнан в угол, то дерется «до последнего». В кровожадности волку нет равных: если волк залезает в овчарню, то, как правило, он режет всех, до последнего ягненка. Рысь в живой природе выживает там, где не могут выжить медведь и волк. Она может долго не давать себя обнаружить, но атака ее для врага внезапна, в случае невозможности одолеть противника рысь покидает «поле боя» и быстро уходит, дабы сохранить свою жизнь и силы до следующей, более удачной охоты. Вепрь знаменит своей свирепостью и неумолимостью действий, всегда доводит дело до конца. Лось является древнейшим тотемом у народов леса и лесостепи, знаменуя собой силу, подвижность и благородство.

Рысь выживает там, где не могут выжить волк и медведь

Известно, что многие повадки и приемы, которые подсматривали на охоте воины за животными, использовались в ратном деле (например, существуют приемы: «волчья поступь» или «медвежий» удар оплеухой)... Избирая своим тотемом определенного зверя, молодые воины перенимали и повадки его в зависимости от обстоятельств окружающего мира. Вполне возможно, что в племени одновременно существовало несколько молодежных союзов, куда определяли юношей по наклонностям и возможностям. Союзы соревновались между собой, а в дальнейшем выполняли определенную военную работу: «рыси» участвовали в разведке и скрытых рейдах в лесу; «волки» становились основной частью войска, не знающей усталости и страха; «медведи» составляли ударную группу силачей, основной задачей которых были участие в поединках и подтверждение богатырского статуса дружины; «вепри» проламывали строй противника и неумолимо добивались своего…

Все дееспособные подростки общины (племени, рода) в период приобщения к миру взрослых жили «по-волчьи», отдельно от прочих сородичей, обучались войне и охоте, шли в бой в первых рядах племенного ополчения и считались принадлежащими не общине, а воинскому братству и грозным богам. «Волчьи союзы» полноценно сохранялись у славян до VII века, пока господствовала подсечная система земледелия, а потом, надо думать, эти объединения подростков стали играть меньшую роль в связи со сменой типа хозяйствования на пашенное и переложное земледелие и усиление товарообмена между племенами, когда понадобилась постоянная рабочая сила. Остатки этих обрядов сохранялись еще долгое время в общинном воинстве, преобразуясь в малую княжескую дружину в профессиональном воинстве.

«Воинские союзы» подростков отразились в фольклоре славян. Например, в образах мертвой царевны и семи богатырей, учеников колдуна (на семь лет), скитаниях по лесам младшего царевича Ивана…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: