| § горизонтальная – переход в группу того же иерархического уровня или миграция § вертикальная – перемещение с одной ступени социальной иерархии на другую | § социальные лифты (каналы мобильности)–социальные институты, повышающие социальный статус (армия, церковь, брак, школа, государство, наследство и т.д.) § социальные отверстия – возможности изменения социального статуса § социальные мембраны – преграды на пути изменения социального статуса | |||
| Тип общества | Характерные черты | Исторический пример | ||
| закрытое | уровень социальной мобильности низкий | Доиндустриальное общество | ||
| открытое | уровень социальной мобильности высокий | Индустриальное общество | ||
Социальный статус – положение человека в обществе, предполагающее определённые права и обязанности
| Статусный набор– социальное положение в зависимости от всей совокупности критериев дифференциации Главный статус– тот, по которому человека выделяют окружающие Предписанные статусы –те, что даны от рождения и не могут быть произвольно изменены (пол, раса, социальное происхождение и этническая принадлежность, возраст). Достигаемые статусы – те, которые можно изменить в течение жизни.Престиж– оценка обществом позиций статусного набора Авторитет– степень признания обществом личных качеств человека | Социальная роль – общественно одобряемая (ожидаемая) модель поведения, заданная статусом личности и закреплённая формальными и неформальными социальными нормами. Ролевой набор– совокупность социальных ролей личности. Стиль играния роли– особый характер исполнения человеком ролевых обязанностей. Ролевой конфликт– возникает в результате выполнения несовместимых ролевых обязанностей. |
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей, в результате которого человек формируется как член общества.
| Формы: стихийная и организованная Факторы (агенты) социализации (обстоятельства, формирующие личность): семья, группы сверстников, воспитательные и общественные организации, СМИ, государство и др. Этапы социализации:первичная (детство); вторичная (в течении всей жизни) | Этапы социализации: § адаптация (освоение групповых норм и социальных навыков) § индивидуализация (поиск средств выражения индивидуальности) § интеграция (вхождение в группу) Конформность – соответствие ожиданиям группы. |