Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений

Управленческая роль – это соответствующий выработанным нормам способ поведения руководителя по обеспечению успешной деятельности организации. Роль руководителя – официальная (институциализированная или конвенциальная, т.е. возникшая в результате договора) роль человека, на которого возложены функции управления организацией (социальной группой, общностью, институтом). В структуру роли руководителя входят системы юридических и других социальных норм, системы ожиданий, предъявляемых к руководителю со стороны других лиц, занимающих как более высокие, так и более низкие социальные позиции (статусы).

Не только личность может влиять на роль и ее исполнение (например, выбирая стиль руководства), но и структура роли способствует формированию специфических черт и качеств личности. Кроме роли руководителя выделяют еще три типа управленческих ролей:

· межличностные (лидер + иные неформальные роли),

· информационные (приемник информации),

· роли по принятию решений.

Из лекции по СП – основные СП-роли в группе:

1. Лидер – человек, как правило, с рациональным подходом к жизни, имеющий достижения, уважаемый, авторитетный, успешный и поэтому привлекательный для большинства членов группы. Это наиболее активный участник группы; в том числе поэтому он обладает большой побудительной мотивационной силой. Он, как правило, непосредственно задает и формулирует цели группы и разрабатывает стратегическую программу действий, осуществляет общее руководство группой. В хорошо психологически структурированной группе обычно заметны несколько лидеров, которые реализуют свои лидерские качества профильно, в различных сферах «бытия» группы.
Отличительные поведенческие черты лидера:

a. более высокая социальная активность, выполнение интегрирующих и целеориентирующих функций;

b. такое положение в межличностных отношениях, которое позволяет управлять информационными потоками;

c. высокий уровень ресурсов (видит бог, не моя формулировка; означает больший трудовой вклад в дела группы).

2. Организатор – человек, который с удовольствием и лучше других распределяет обязанности между членами группы; энергичен, умеет ладить с людьми и давать поручения, а также контролировать ход выполнения обязанностей членами группы.

3. Генератор идей – человек со «светлой головой», который с легкостью создает новые идеи, намечает новые маршруты движения группы, но, как правило, теряет интерес к своим идеям на стадии их исполнения.

4. Исполнитель – напротив, человек, с большим удовольствием берущийся за выполнение определенных заданий, часто предпочитающий работать в одиночестве и отвечать только за порученный лично ему участок работы.

5. Пионер – человек, активизирующийся на этапе разработки неведанного, неизвестного; с энтузиазмом протаптывает новые тропы, но как только тропа начинает превращаться в проторенный маршрут, утрачивает всякий интерес к ней и переключается на прокладку нового маршрута.

6. Эксперт – эрудированный компетентный человек, который грамотно и, как правило, лучше других может дать оценку выполненной работы и даже исправить допущенную коллегами ошибку. *Так, способен заметить, что прилагательное «грамотный» употребляется в значении «соответствующий нормам литературного языка» и отнюдь не в смысле «квалифицированный». Любите русский язык

7. Критик – человек, который обладает критическим умом, нацелен на поиски недостатков и возможностей улучшения кого-либо (на ум сразу евгеника приходит) и чего-либо. Он часто коммуникативно неудобен и поэтому его не любят в группе, но терпят именно за развитую способность видеть недостатки и, таким образом, за то, что он помогает выявлять их и меняться в лучшему.

8. Оппонент – человек, который всегда, часто невзирая на лица, готов отстаивать идеи, противоположные высказанным другими участниками группы. Как правило, это является следствием выработанной «установки на противоречие» или следствием желания обратить на себя внимание, выделиться. Это, как правило, человек, неудовлетворенный своим статусом в группе и стремящийся занять новую нишу в структуре межгрупповых отношений. Иногда оппонент выбирает в качестве своего визави лидера группы, и тогда он становится оппозиционером или, если позволяют индивидуальные возможности и обстоятельства, перехватчиком.

9. Коммуникатор – человек, который имеет широкий круг знакомых и в состоянии легко, без особых усилий сводить совершенно разных людей для решений совместных задач. Помимо этого, коммуникатор обычно достаточно широко информирован и «держит нос по ветру», поэтому многие высоко оценивают его полезность.

10. Эстет – человек с сильно развитыми оценочными структурами сознания, достаточно компетентный, готовый несколько отстраненно рассматривать проблемы, задачи, людей и их поступки, продукты труда с позиции «прекрасное-безобразное» и тем самым в состоянии влиять на результаты принимаемых решений.

11. Тактик (методолог, технолог) – человек, который хорошо планирует и методологически грамотно выстраивает в определенной последовательности шаги деятельности группы.

12. Изгой – человек, которого большинство членов группы недолюбливает и общением с которым пренебрегает. При прочих равных условиях человек с доминирующей ролью изгоя изгоняется из коллектива.

13. Шут – человек, выполняющий рекреативные функции в группе. В зависимости от того, каков характер группы, возможны самые различные вариации на тему этой социально-психологической роли: шут, «наша радость», «чудо века» и т.д.
Весельчак – человек с развитым чувством юмора, как правило, оптимист с позитивной самооценкой и доброжелательным отношением к людям. Так же выполняет рекреативные функции, часто «душа» группы.

14. Морализатор – человек, который старается тщательно соблюдать все правила поведения в группе и готов оценивать этичность взаимоотношений участников группы, даже когда его об этом не просят. Часто это человек с альтруистической акцентуацией характера (?), иногда – сложная личность (альтруист и сложная личность – взаимоисключающие пункты?), стремящаяся вытеснить собственные стремления, оцениваемые им как нежелательные или аморальные.

15. Хранитель традиций – человек, который радеет за группу и следит за исполнением групповых ритуалов и традиций. Обычно эта социально-психологическая роль почетна и занимает высокое место в иерархии групповых статусов.

16. Фаворит (любимчик) – человек, которому лидер группы симпатизирует и кого поддерживает больше других.

17. Сподвижник лидера – человек, который во всем стремится помогать лидеру группы, иногда – и без его ведома, так сказать, «для себя». Источниками такой поддержки лидера могут быть самые разные побуждения: разделение основных идей лидера, стремление приблизиться к статусу лидера в группе и проч.

18. Нейтрал – человек, который стремится быть независимым в группе, занимать собственную, ни с кем не пересекающуюся, нишу, не входить в особо теплые межличностные отношения с членами группы и не быть никому обязанным. Часто эта роль выполняет функцию стартовой для человека, только входящего в новый для него коллектив.

19. Виновник (человек для битья, крайний) – человек, на которого обычно списывают неудачи как группы в целом, так и отдельных ее участников. Эта роль часто связана с отсутствием у личности ярко выраженных черт и талантов, ответственности, обязательности или иных важных для группы качеств, но иногда формируется вследствие неудачного опыта первого взаимодействия в группе и остается до тех пор, пока личность не совершит очевидно значимого и положительного оцениваемого поступка.

20. Невидимка (аноним) – человек, достаточно легко приспосабливающийся к различным составам группы, пассивный в коллективе и стремящийся быть невидным и незаметным.

21. Опекун (наставник, учитель) – человек, который берет под защиту и опеку других участников группы, помогает им адаптироваться в коллективе, решать производственные проблемы, продвигаться по служебной лестнице и проч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: