период – «расконсервации» - с 1986 г. до настоящего времени

Начинается с публикации в «Учительской газете о педагогике сотрудничества. Популярность коммунарской методики растет, неслучайно в 1987 г. на заседании Научного Совета «Проблемы интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики» в Москве состоялась дискуссия «Коммунарская методика как феномен педагогической действительности», в которой приняли участие более 200 человек. Авторы докладов и статей анализировали предпосылки создания, теоретические основы, историю становления концепции И.П. Иванова, методики коллективного творческого воспитания, высказали свое мнение по проблемам распространения методики, раскрыли опыт ее применения в различных типах учебно-воспитательных учреждений.

С 80-х годов, благодаря усилиям его учеников и последователей стало возможным издание ряда книг И.П. Иванова, создание обучающих программ, проведение конференций и семинаров, и в целом развития гуманистических идей педагогики коллективного творческого воспитания.

В начале 90-х выходят в свет работы И.П. Иванова, многие из которых ему уже не суждено было увидеть: Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994; Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990; Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков, 1998; Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. Киев, 1992; Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.

Его единомышленники стремятся приблизить его идеи к широкой педагогической общественности:

Иванова Л.А. Будущее в настоящем - жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова. СПб., 1998; Коммунарская методика как феномен педагогической действительности. - Кострома, 1989, Педагогика общей заботы /Под ред. Т.В. Трухачевой. СПб.: Образование, 1996; Педагогика общей заботы: понятийный аппарат: Словарь-путеводитель по понятиям педагогической концепции / Под ред. Е.В. Титовой. СПб., 1998; Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

Однако в конце XX – начале XXI века в силу разных причин, и в том числе изменения ориентиров развития нашего общества, в массовой педагогической практике оказались поставлены под сомнение нравственные идеалы воспитания и накопленный ранее гуманно-демократический опыт работы с детьми. А поскольку в концепции Иванова прежде всего важна нравственная логика, это значительно осложнило развитие воспитательного процесса в образовательных учреждениях в русле идей педагогики общей заботы.

В 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялся педагогический форум, просвященный юбилею И.П. Иванова, на котором обсуждались самые острые проблемы воспитания детей и молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: