Ошибки восприятия

Социальное восприятие часто оказывается неточным, построенный образ партнера по общению — некорректным. Наиболее ошибочным оказывается первое впечатление о человеке, но существует вероятность неточного отражения и понимания и довольно знакомого партнера. Типичные ошибки социальной перцепции провоцируются следующими психологическими эффектами и факторами.

Эффект ореола (“гало-эффект”) — тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное или негативное впечатление об одном качестве человека на всю его личность в целом. Так, человека начинают считать выдающимся после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи. Исследователи отмечают, что действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола: срабатывают фактор превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Фактор превосходства срабатывает не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру (уму, росту, здоровью, материальному положению и др.), оценивается им гораздо выше и по остальным параметрам; иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Эффект порядка (эффекты “первичности” и “новизны”) касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. После первой встречи с человеком больший вес придается данным, полученным вначале. Наоборот, в ситуациях восприятия знакомого человека действует “эффект новизны”, заключающийся в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

Эффект средней ошибки — тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Эффект проекции — приписывание другим людям собственных качеств. Причем замечено, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать собственные достоинства, а неприятному — свои же собственные недостатки. Это психологическое правило известно давно и используется в проективных тестах: “Что усиленно отрицаешь, тем непременно обладаешь сам”.

Стереотипизация. Так, например, одним из результатов стереотипизации восприятия учителя является формирование в его сознании модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает собой успешную роль педагога, делая его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: