Социальное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс
а) восприятия внешних признаков других людей,
б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками,
в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.
В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.
Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия — человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия — человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не бывает всегда точной.
|
|
Особенности социальной перцепции:
- активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
- целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
- мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Социальная перцепция обычно проявляется как:
1.восприятие членами группы:
- друг друга;
- членов другой группы;
2. восприятие человеком:
- самого себя;
- своей группы;
- «чужой группы»;
3. восприятие группой:
- своего человека;
- членов другой группы;
4. восприятие группой другой группы (или групп).
|
|
Обычно выделяют четыре основные функции социальной перцепции:
1) познание себя, являющегося начальной базой для оценки других людей;
2) познание партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;
3) установление эмоциональных контактов, обеспечивающих выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
4) формирование готовности к совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.
В ходе социального восприятия формируются образы-представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности.
Эффекты социального восприятия. Хорошо известны также следующие эффекты восприятия людьми друг друга.
Эффект Барнума представляет собой склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект бумеранга состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что:
- подорвано доверие к источнику информации;
- передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям;
- субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.
Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.
Эффект края ориентирует на то, что из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.
Эффект ореола раскрывает распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая очеловеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола выступает в двух формах:
1) позитивная оценочная пристрастность — ореол положительный; означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться положительно, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;
2) негативная оценочная пристрастность — ореол отрицательный; означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.
Экспериментами установлено, что эффект ореола наиболее очевидно проявляется тогда, когда воспринимающие имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются его моральных качеств.
Эффект первичности в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.
Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается и самой значимой.
Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.