Социальная перцепция

Социальное восприятие (сино­ним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс

а) воспри­ятия внешних признаков других людей,

б) последующего соотнесения получен­ных результатов с их действительными личностными характеристиками,

в) ин­терпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.

В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.

Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовос­приятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцеп­цию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внеш­них признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъ­ект восприятия — человек, который воспринимает) и объективную (объект вос­приятия — человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении со­циальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не бывает всегда точной.

Особенности социальной перцепции:

- активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;

- целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта соци­альной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;

- мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к восприни­маемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

1.восприятие членами группы:

- друг друга;

- членов другой группы;

2. восприятие человеком:

- самого себя;

- своей группы;

- «чужой группы»;

3. восприятие группой:

- своего человека;

- членов другой группы;

4. восприятие группой другой группы (или групп).

Обычно выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

1) познание себя, являющегося начальной базой для оценки других людей;

2) познание партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентиро­ваться в социальном окружении;

3) установление эмоциональных контактов, обеспечивающих выбор наиболее на­дежных или предпочтительных партнеров;

4) формирование готовности к совместной деятельности на основе взаимопони­мания, позволяющей достигать наибольшего успеха.

В ходе социального восприятия формируются образы-представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности.

Эффекты социального восприятия. Хорошо известны также следующие эф­фекты восприятия людьми друг друга.

Эффект Барнума представляет собой склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в на­учном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что:

- подорвано доверие к источнику информации;

- передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям;

- субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке че­ловека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатле­нию, при этом все последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект края ориентирует на то, что из предъявляемых субъекту для воспри­ятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем на­ходящиеся в середине.

Эффект ореола раскрывает распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, по­лучаемая очеловеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ра­нее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные чер­ты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола выступает в двух формах:

1) позитивная оценочная пристрастность — ореол положительный; означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его по­ведение, черты и поступки начинают оцениваться положительно, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недо­оцениваются, либо не замечаются;

2) негативная оценочная пристрастность — ореол отрицательный; означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо не­дооцениваются.

Экспериментами установлено, что эффект ореола наиболее очевидно проявля­ется тогда, когда воспринимающие имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются его моральных качеств.

Эффект первичности в социальной психологии означает важность определен­ного порядка поступления информации о человеке для формирования представ­ления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринима­ется незнакомый человек.

Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается и самой значимой.

Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчи­вый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользу­ются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: