Восприятие

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от вс приятия нормально развивающихся детей, и здесь можно гов рить и о количественном отставании от возрастных норматш и о качественном своеобразии в формировании данной псих ческой функции.

У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрителы-и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на ог ческий и звуковой раздражитель возникает притормаживание < щих движений. При этом отсутствует двигательный компонент Of ентировочной реакции, т. е. поворот головы в сторону источ* звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных ] ций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивай* плач, испуг.

Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП пс 4 — 8 мес. Оно характеризуется рядом патологических особеннС стей, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позе нических рефлексов на мышцы глаз.

Прослеживающая функция глаз при нормальном развитии фор мируется уже начиная с 1 мес. жизни. К 3 мес. ребенок способе^


следить за разнообразными движениями игрушки и в вертикаль­ной, и в горизонтальной плоскости. Зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее и характеризуется фрагмен­тарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.

При нормальном развитии с 5 —6 мес. особенно интенсивно начинают развиваться такие свойства восприятия, как активность, предметность, целостность, структурность и др. Все эти свойства начинают формироваться на основе активного перцептивного по­ведения. Ребенок погружается в предметный мир, активно осваи­вает пространство. Перцептивное поведение включает в себя ак­тивные зрительные «изучающие» действия и осязательные движе­ния. Например, ребёнок, знакомясь с игрушкой, осматривает ее и ощупывает. Такое зрительно-осязательное познание предмета иллюстрирует формирование образа восприятия.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а так­же мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер, что практически не активизирует моторную и психическую деятельность ребенка. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формиро­вании образа восприятия, препятствует выработке навыков само­обслуживания, развитию предметной деятельности, простран­ственных представлений, наглядно-действенного мышления, кон­струирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навы­ков, развитие познавательной деятельности в целом. Зрительно-моторная координация у детей с ДЦП формируется примерно к 4 годам. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции от­ражается на всем ходе их психического развития.

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изоб­ражений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумлен-ных» и др.). Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составных фигур (например, утки и зайца). У неко­торых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыду­щего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблю­дается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Многие не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти нужную деталь на картинке или в натуре. Это мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают затруднения в написании цифр и букв: изображения могут быть зеркальными либо перевернутыми, ребенок плохо ориентируется на строке или в клетках тетради. Труд­ности графического воспроизводства букв могут быть связаны не


* 0



только с нарушением оптико-пространственных представлений, и с неврологическими проявлениями (атаксия, парез, гиперкине зы и др.)- Нарушения счета могут основываться на трудностях восприятии количества, что выражается в невозможности узна графическое изображение цифр, сосчитать предметы и т.д.

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с не-; достаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с, Тяжелые нарушения зрения (слепота и слабовидение) встреча* ся примерно у 10% детей с ДЦП, а примерно 20 — 30% име» косоглазие. Так, некоторые из них из-за внутреннего косоглаз используют ограниченное поле зрения: игнорируются его нар> ные поля. Например, при значительном поражении двигатель* го аппарата левого глаза у ребенка может выработаться привыч игнорировать левое поле зрения. При рисовании и письме он < дет использовать только правую сторону листа, при конструир вании — не достраивать фигуру слева, при рассматривании ка тинок — видит только изображение справа. Те же нарушения мечаются и при чтении. Нарушение зрительного сосредоточен! и прослеживающей функции глаз, а также процесса создания лостного образа восприятия может быть связано и с нистагме Наличие позотонических рефлексов также негативно сказывает на зрительном восприятии. Такие особенности зрительного лизатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение! глазах, нистагм и другие, приводят к дефектному, искаженно* восприятию предметов и явлений окружающей действительное Таким образом, нарушения зрительного восприятия у детей с Д1 могут объясняться патологией зрительной системы.

И. И. Мамайчук было проведено исследование, которое пок ло, что перцептивные действия и образы восприятия (гаптичес* го и зрительного) формируются у дошкольников с церебраль* параличом в значительно более замедленном темпе, чем у их ровых сверстников. Определяющую роль в их формировании иг умственное развитие ребенка. Тяжесть нарушения двигательш функций верхних конечностей, в результате которой происход) рассогласование сенсорных и исполнительных действий, прег ствует адекватному графическому изображению предметов у де с ДЦП с сохранным интеллектом, а также отрицательно влияет i качества гаптического восприятия фигур. У детей с ДЦП с умстве! ной отсталостью наблюдаются более глубокие нарушения сенср| но-перцептивной и исполнительной деятельности, причем степе! этих нарушений главным образом зависит от глубины интелле* ального дефекта. Важную роль в развитии обобщенности и осмь ленности гаптических и зрительных образов восприятия у здоровь и больных детей играет уровень их речевого развития. У детей j ДЦП с сохранным интеллектом не наблюдалось устойчивой между словом и сенсорным образом, что в значительной степе*


тормозило соотнесение усвоенных наименований с предметом в процессе решения перцептивных задач. У детей с ДЦП, осложнен­ным легкой степенью умственной отсталости, трудности словес­ного отражения гаптических и зрительных образов восприятия глав­ным образом определялись низким уровнем анализа и синтеза сен­сорных сигналов.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что от­рицательно влияет на становление и развитие слухового восприя­тия, в том числе и фонематического (неразличение сходных по звучанию слов: «коза» — «коса», «дом» — «том»). Любое наруше­ние слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприя­тия, ярче всего проявляются на письме.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осу­ществления действий с предметами являются причинами недо­статочности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Изве­стно, что у здорового ребенка первое знакомство с предметами окружающего мира происходит путем ощупывания предметов ру­ками. Через действия с предметами дети устанавливают целый ком­плекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность, терми­ческие свойства, размеры, пропорции, фактуру и др. Стереогноз не является врожденным свойством, а приобретается в процессе активной предметно-практической деятельности ребенка. У большин­ства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практи­ческой деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осяза­ние и узнавание предметов на ощупь затруднены. По данным Н. В. Си­моновой, у детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития возникают наиболь­шие затруднения в формировании стереогноза. Недостаточность ак­тивного осязательного восприятия приводит к задержке формирова­ния целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

Восприятие пространства является необходимым условием ори­ентировки человека в окружающем мире. Овладение знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать простран­ственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначить, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных видов деятельности. Пространственный анализ осуществляется целым комплексом анализаторов, хотя ос­новная роль принадлежит двигательному анализатору, который является главным нарушенным звеном при ДЦП. В силу двига­тельной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта развитие ориентировки в про­странстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с


ДЦП обычно вьывляются выраженные пространственные наруш&-| ния. У детей с ДЦП многими авторами были обнаружены знач* ные нарушения пространственного восприятия (Р.Я.Абрамович-Лех ман, К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, А.А. Добронравова и др.).

При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространствен^ ного восприятия. При гемиплегии нарушена боковая ориентащ при диплегии — ориентация по вертикали, при тетраплегии ориентация в направлении спереди назад (сагиттальная). При пс следней форме искажение пространственного восприятия несе самые тяжелые последствия для психики ребенка.

Исследования А. А. Добронравовой показали, что недостат ность объемных представлений приводит к тому, что у парализ ванного ребенка возникает неправильное представление о фор» и сущности окружающих его предметов. У большинства изуче| ных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестет!-ский анализатор при сохранности зрения. У половины обслед^ ванных детей оказались нарушенными представления об объеме | соотношение плоскостного изображения с тем же объемным щ метом. Например, если дети без труда узнавали на картинках. шадь или дом, то выбрать аналогичный объект среди игрушек о! затруднялись. У ряда детей в возрасте 3 — 5 лет отождествле* предметов, изображенных на картинке, с предложенными выбора игрушками производилось не по форме, а по цвету, характерно для здоровых детей второго года жизни. А. А. Добре равова рассматривала это как показатель задержки развития де с ДЦП. Значительную помощь детям оказывало называние щ мета, изображенного на картинке, исследователем. Это облегча ребенку поиск аналогичного предмета среди игрушек. У мног детей с ДЦП отмечалось нарушение представления о велич* объемных предметов. Так, дети затруднялись в подборе одех обуви, посуды определенной величины в соответствии с разме ми кукол. У детей, с которыми проводилась в дальнейшем ра£ по развитию объемных представлений, значительно легче и трее шло становление пространственного восприятия. Данные: исследования указывают на тесную связь развития объемных щ: ставлений и пространственного восприятия, а также на необц! димость ранней работы по развитию пространственного восщ тия у дошкольников с ДЦП.

В детском возрасте развитие пространственно-временных ношений представляет собой сложный процесс. В дошкольном i расте формирование представлений о времени связано с разв* ем понимания длительности, скорости, последовательности менениях явлений окружающей действительности. В этот nept дети овладевают умением различать и выделять признаки време в процессе наблюдения за сезонными явлениями и изменен* в природе, организуя свое поведение в различные периоды с>


обозначая последовательность привычных действий. В дошкольном возрасте восприятие времени связано с системой привычных дей­ствий, главным образом режимных моментов, например: «Утро будет, когда надо делать зарядку». С зависимостью восприятия вре­мени и пространства дети встречаются в своей практической, иг­ровой и других видах деятельности. У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного и временного вос­приятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация дви­гательного акта, словесное обозначение пространственных и вре­менных компонентов.

В результате исследований, проведенных Н. В. Симоновой, мож­но утверждать, что формирование пространственно-временных от­ношений у детей с ДЦП сопряжено с многочисленными трудно­стями. Особые трудности возникают в тех случаях, когда последо­вательность и длительность явлений определяется с помощью про­странственных отношений. Причиной трудностей в освоении про­странственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирование пространственно-временных представлений происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опы­та. Затруднения в различении пространственных отношений, пра­вильные объяснения и ошибочное воспроизведение пространствен­ных признаков указывают на недостаточность обобщенного по­нимания уже сложившихся у детей словесных формулировок, на вербализацию пространственных отношений, опережающую прак­тическое освоение пространства. При ДЦП это связано с освое­нием окружающего на основе максимально сохранных (и все же нарушенных!) функций, например на основе речи.

По данным Н. В. Симоновой, у детей с выраженной спастич-ностью обнаруживается наиболее выраженное нарушение ориен­тации в пространстве, сопровождающееся чувством страха, воз­никающим при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объемных представлений. Плоское изображе­ние предметов на картинках, как правило, не вызывает неприят­ных ощущений у этих детей. Исследования автора показали так­же, что дети с гиперкинетической формой ДЦП раньше проявля­ют способность к пространственному восприятию и простейшему обобщению. У них раньше развивается представление о схеме сво­его тела, в то время как у детей с другими формами ДЦП обычно существует лишь формальное знание схемы своего тела, основан­ное на длительном обучении. Соотношение и распознавание от­дельных частей тела на игрушках, т. е. абстрактное знание схемы тела, у детей с другими формами ДЦП нередко оказывается на­рушенным. У детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития в возрасте


до 3 — 4 лет можно заметить полную пространственную дезорие* тацию, проявляющуюся особенно ярко при формировании странственных представлений о предмете, даже хорошо знакомс

По данным Н.В.Симоновой, у детей с ДЦП могут быть Hapj шены различные звенья процесса активного восприятия прост ства, что отчетливо проявляется в разнообразных видах деятел ности, требующих наличия пространственных представлений, нарушения возрастают по мере усложнения и видоизменения де^ тельности детей. Проводилось специальное исследование прост ственных представлений и элементарной практической ориент ровки у детей с ДЦП в возрасте 6 — 7 лет, не имеющих умстве* ной отсталости, в процессе выполнения заданий по развитию реч конструированию и рисованию. Были обнаружены, помимо щих трудностей пространственного восприятия, характерных, здоровых детей данного возраста, и качественно своеобразные тру| ности восприятия пространства у детей с ДЦП, отличающие большей стойкостью и частотой проявления. Формирование странственного восприятия у этих детей идет в более медленнс темпе, при этом значительную роль играет уровень умственнс развития детей и характер их познавательной деятельности. Пра тическая дифференцировка пространственных отношений и увд ребление адекватных словесных обозначений в большинстве «чаев у детей с ДЦП имеет ситуативный характер. Наибольшие ности вызывает практическая ориентировка по направлена «лево — право» при изменении точки отсчета. Зависимости уров развития пространственных представлений и ориентировки от • жести общей двигательной патологии ребенка в исследовав Н.В.Симоновой обнаружено не было, однако особенности странственного восприятия отражали характер патологии дв* тельной сферы при различных клинических формах ДЦП.

Исследование Л. А. Даниловой установило, что у многих шкс ников с ДЦП встречаются в комплексе дефекты стереогноза, зр| тельного восприятия формы и пространственных представлен* Нарушение этих функций значительно затрудняет овладение кими учебными предметами, как черчение, геометрия, геог фия. Кроме того, эти дефекты лежат в основе особого вида графин и дислексии (нарушения письма и чтения). В процессе ко рекционной работы выявилось, что вначале компенсируется фект зрительного восприятия, затем дефект пространственнс восприятия и впоследствии астереогноз.

Для формирования пространственных представлений у здор вого ребенка наряду с двигательным и зрительным анализатор ми большое значение имеет слух. На 5 мес. жизни слуховая ориев тировочная реакция является компонентом зрительного воспр* тия пространства. При ДЦП имеет место недостаточность простра ственно-различительной деятельности слухового анализатора.


Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недо­статочности и других нарушений задерживается развитие простран­ственных представлений и формирование схемы тела.

Некеторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствитель­ность у детей с ДЦП. Например, ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное приближение человека. У совсем маленьких детей можно наблю­дать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает сол­нечный луч. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезап­но, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким "образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни ха­рактерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Память

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, ося­зательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тес­но связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприя­тия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки вос­приятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Например, нистагм не дает возможности ребенку создать це­лостное оптическое представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рваным», фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Часто слуховое восприятие у детей с ДЦП нарушено. Напри­мер, ребенку говорят: «Коса» — и показывают на картинку с ее изображением. Ребенок с нарушениями фонематического слуха слышит это слово как «коза» и запечатлевает картинку в памяти. Таким образом, нарушение фонематического восприятия приво­дит к неверному запоминанию.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отлича­ется фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оце­нить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его факту­ру, другие особенности.

Все эти примеры доказывают, что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием наруше­ний восприятия.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспро­изведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной па­тологии при ДЦП.


Исследования И. И. Мамайчук и Е. Н. Бахматовой по изучещ слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагало запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей ственные трудности в удержании запоминаемого материала; повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного дов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексз Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании матер» ла, предъявляемого в зрительной модальности.

У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню ] вития может соответствовать возрастной норме или превышать \ тогда механическая память на начальных этапах обучения помс ет осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается меха* ческое запоминание порядка следования явлений и их назващ Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, час суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого яе ния, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возт ют трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.)

Словесно-логическая память предполагает достаточный уров развития речи и мышления, а поскольку эти функции у дете! ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный Щ памяти задерживается в своем становлении.

Изучение памяти у детей с ДЦП (до 4 лет) проводила Н. В. (нова. Например, у детей с гиперкинетическим синдромом и отнс тельно сохранным интеллектом способность к узнаванию и минанию сразу же после показа ранее незнакомого предмета и можность запоминания и воспроизведения его звуковым сил или мимикой значительно более сохранна, чем у детей с дру формами ДЦП. Более полно запоминаются яркие предметы и те» • которым можно создать больше ассоциативных связей. Их восг ведение и узнавание возможно и по истечении некоторого време Узнавание выражается в положительных эмоциях (смех, улыб* повороте головы в сторону нужного объекта или его изображег в движении глазных яблок и фиксации взгляда на нужном предме в попытке сделать указательный жест, в звукоподражании. 38 чительную трудность, а порой невозможность узнавания и заш» нания представляют бесцветные изображения. Эта трудность i ся даже после обучения и у более старших детей, в возрасте 3 —5.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфичес! развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических i цессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: