Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется первой в ответ на транзакционный стимул. Поэтому она получила название главной директивы.
У некоторых имеется две главных директивы, выполняемых с равной частотой. Гораздо реже можно встретить людей, у которых три главных директивы или более.
*** УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВЫ
Если у вас есть телевизор, найдите в программе какое-нибудь телеинтервью. Используйте его, чтобы поупражняться в посекундном отслеживании директивного поведения.
Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу. Затем просмотрите ее на медленной скорости или используя стоп-кадры. Сравните свои наблюдения с результатами первого посекундного отслеживания.
Понаблюдайте за разными личностями, которых часто можно увидеть на экране, например, телекомментаторами. У кого из них какая главная директива? Отличается ли главная директива вашего самого любимого комика от главной директивы самого нелюбимого политика?
|
|
Какая ваша главная директива, как вы считаете? Запишите ответ.
Теперь проведите объективную проверку. Попросите, чтобы за вами понаблюдал кто-нибудь, кто знаком с ключами директивного поведения, или запишите себя на видеомагнитофон и просмотрите запись. Оправдалось ли ваше первоначальное предположение насчет своей главной директивы?
Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет "клиентом", кто "терапевтом", а кто "наблюдателем". Клиент в течение трех минут рассказывает терапевту что-нибудь несложное. Терапевт слушает, как-то откликаясь на этот рассказ, и следит за временем. Наблюдатель, вооружившись ручкой и бумагой, отмечает директивы, обнаруженные в поведении клиента и терапевта. (Чтобы не усложнять задание, на первых порах наблюдатель может сосредотачиваться только на поведении клиента.) По истечении трех минут наблюдатель сообщает о выявленных им симптомах директивного поведения. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение.
Отмечайте признаки директивного поведения в повседневных взаимодействиях между людьми. Упражняйтесь в выявлении директив на работе, в магазине, в транспорте, во время случайных разговоров с друзьями. Не говорите людям, что ведете такие наблюдения, если не уверены, что это их интересует. ***