Способы поворота и торможения

Поворот танка может быть плавным и кру­тым. Плавный делается при больших ско­ростях движения, на скользких и обле­денелых грунтах, а также на спусках и подъемах. Если на танке установлены планетарные механизмы поворота (ПМП), то основным способом плав­ного поворота является перевод одного из рычагов управления ПМП в первое положение (радиус поворота будет равен 9—10 м). При пере­воде рычага управления в первое положение подача топлива умень­шается, а после установки рычага увеличивается. Чем выше скорость движения танка, тем более плавно следует переводить рычаг управ­ления.

Для поворота танка с радиусом более 10 м допускается частичное и кратковременное выключение блокировочного фрикциона одного из ПМП. Рычаг управления переводится в промежуточное положение (между исходным и первым). Плавный поворот танка с бортовыми фрикционами осуществляется также путем выключения одного из бор­товых фрикционов без затяжки тормозной ленты.

Крутой поворот танка можно произвести, выключив один из ПМП (бортового фрикциона) с последующей затяжкой его тормозной ленты. Для такого поворота нужно уменьшить подачу топлива, перевести рычаг управления в крайнее заднее положение и увеличить подачу топлива.

Крутой поворот танка с ПМП может быть выполнен и путем вклю­чения замедленной ступени ПМП со стороны забегающей гусеницы. Надо уменьшить подачу топлива, плавно перевести рычаги в первое положение, рычаг управления со стороны поворота перевести во второе положение и увеличить подачу топлива. Если при крутом пово­роте забегающая гусеница начинает пробуксовывать, следует прекра­тить торможение, продвинуть танк вперед и вновь начать поворот.

На твердых грунтах, на местности, покрытой травой или неглубо­ким снегом, танк на низших передачах поворачивается легко. Без труда поворачивается он на подъемах и на некрутых спусках с твер­дым грунтом (рис. 156).

Торможение танка механик-водитель осуществляет тормозами, двигателем (уменьшает подачу топлива) или одновременно с помощью того и другого.

На спусках для замедления хода, при преодолении препятствий, при переходе на низшую передачу, а также на скользкой дороге для предотвращения юза торможение рекомендуется производить двига­телем. Движение при этом замедляется потому, что энергия движения танка расходуется не только на преодоление сопротивления движе­нию, но и на вращение деталей силовой передачи и двигателя. Естест­венно, что на более низкой передаче сильнее будет и торможение.

Общим тормозом торможение осуществляется в такой последова­тельности. Отпускается педаль подачи топлива и одновременно выклю­чается главный фрикцион. Плавно нажимается педаль тормоза, в ре­зультате чего уменьшается скорость движения и танк останавлива­ется. После остановки выключается передача и включается главный фрикцион.

Если необходимо получить большое тормозное усилие, например на крутом спуске, то применяются комбинированные торможения. Для этого отпускается педаль подачи топлива без выключения глав­ного фрикциона и плавно нажимается педаль тормоза.

Остановка танка может быть преднамеренной или внезапной. В пер­вом случае надо снизить скорость до 6—8км/час и отпустить педаль подачи топлива. Выключить главный фрикцион и передачу. Вклю­чить главный фрикцион и при подходе к месту остановки плавно затормозить танк, нажимая на педаль тормоза или переводя рычаги управ­ления в крайнее заднее положение.

При внезапной остановке танка отпускается педаль подачи топлива и нажимается педаль тормоза. Перед остановкой выключается глав­ный фрикцион и торможение продолжается до полной остановки. Затем выключается передача, рычаг кулисы ставится в нейтральное по­ложение, включается главный фрикцион и отпускается педаль тормоза.

Чтобы остановить танк на подъеме или спуске, надо отпустить педаль подачи топлива, затормозить, нажав на педаль общего тормоза, выключить главный фрикцион, поставить рычаг кулисы в нейтраль­ное положение, снова включить главный фрикцион и поставить педаль тормоза на защелку.

Во время вождения танка по пересеченной местности следует учитывать состояние грунта и рельефа. На твердом грунте танк надо вести на высокой скорости, по возможности избегать толчков и уда­ров, опасных для ходовой части танка. Поэтому небольшие бугры, кочки, ямы следует пропускать между гусеницами, либо обходить их,либо проходить по ним одной гусеницей. Повороты можно совершать не снижая скорости, пользуясь выключением блокировочного фрик­циона или постановкой рычага управления ПМП в первое фиксиро­ванное положение.

Двигаясь же по мягкому грунту, нужно выбирать участки более сухие и твердые, избегая поворотов и переключения передач. Делать это целесообразно на возвышенных или более твердых участках. Забо­лоченные участки преодолеваются на второй, а при малой его протя­женности на третьей передаче.

При подходе к подъему нужно оценить его крутизну, длину, состо­яние грунта и выбрать соответствующую передачу, допускающую полное преодоление подъема. При необходимости для увеличения тягового усилия использовать ПМП — поставить рычаги управления в первое положение. Короткие подъемы следует преодолевать с ходу на высших передачах, используя инерцию танка.

Длинные крутые спуски преодолеваются на низших передачах без переключения передач. Торможение производится двигателем, а в некоторых случаях тормозами, главный фрикцион при этом не выклю­чается. На длинных пологих спусках используются более высокие передачи, в зависимости от состояния грунта. Ровные короткие спускиберутся с ходу без переключения на низшую передачу.

На глубоких сыпучих песках трогаться с места нужно плавно на низших передачах с использованием первого положения ПМП и без нужды не останавливаться. Короткие песчаные участки и невысо­кие барханы лучше проходить с разгона, не переходя на низкую пере­дачу. При движении по неглубоким сыпучим пескам в колонне сле­дует использовать колею впереди идущего танка.

Двигаясь по снежной целине, надо избегать низин, оврагов, где скапливается много снега. Для поворота и переключения передач сле­дует выбирать участки с неглубоким снежным покровом. В гололед, снижая скорость движения, поворачивая и выправляя танк, нужно избегать торможения как общим тормозом, так и рычагами приводаПМП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: