Поворот танка может быть плавным и крутым. Плавный делается при больших скоростях движения, на скользких и обледенелых грунтах, а также на спусках и подъемах. Если на танке установлены планетарные механизмы поворота (ПМП), то основным способом плавного поворота является перевод одного из рычагов управления ПМП в первое положение (радиус поворота будет равен 9—10 м). При переводе рычага управления в первое положение подача топлива уменьшается, а после установки рычага увеличивается. Чем выше скорость движения танка, тем более плавно следует переводить рычаг управления.
Для поворота танка с радиусом более 10 м допускается частичное и кратковременное выключение блокировочного фрикциона одного из ПМП. Рычаг управления переводится в промежуточное положение (между исходным и первым). Плавный поворот танка с бортовыми фрикционами осуществляется также путем выключения одного из бортовых фрикционов без затяжки тормозной ленты.
Крутой поворот танка можно произвести, выключив один из ПМП (бортового фрикциона) с последующей затяжкой его тормозной ленты. Для такого поворота нужно уменьшить подачу топлива, перевести рычаг управления в крайнее заднее положение и увеличить подачу топлива.
Крутой поворот танка с ПМП может быть выполнен и путем включения замедленной ступени ПМП со стороны забегающей гусеницы. Надо уменьшить подачу топлива, плавно перевести рычаги в первое положение, рычаг управления со стороны поворота перевести во второе положение и увеличить подачу топлива. Если при крутом повороте забегающая гусеница начинает пробуксовывать, следует прекратить торможение, продвинуть танк вперед и вновь начать поворот.
На твердых грунтах, на местности, покрытой травой или неглубоким снегом, танк на низших передачах поворачивается легко. Без труда поворачивается он на подъемах и на некрутых спусках с твердым грунтом (рис. 156).
Торможение танка механик-водитель осуществляет тормозами, двигателем (уменьшает подачу топлива) или одновременно с помощью того и другого.
На спусках для замедления хода, при преодолении препятствий, при переходе на низшую передачу, а также на скользкой дороге для предотвращения юза торможение рекомендуется производить двигателем. Движение при этом замедляется потому, что энергия движения танка расходуется не только на преодоление сопротивления движению, но и на вращение деталей силовой передачи и двигателя. Естественно, что на более низкой передаче сильнее будет и торможение.
Общим тормозом торможение осуществляется в такой последовательности. Отпускается педаль подачи топлива и одновременно выключается главный фрикцион. Плавно нажимается педаль тормоза, в результате чего уменьшается скорость движения и танк останавливается. После остановки выключается передача и включается главный фрикцион.
Если необходимо получить большое тормозное усилие, например на крутом спуске, то применяются комбинированные торможения. Для этого отпускается педаль подачи топлива без выключения главного фрикциона и плавно нажимается педаль тормоза.
Остановка танка может быть преднамеренной или внезапной. В первом случае надо снизить скорость до 6—8км/час и отпустить педаль подачи топлива. Выключить главный фрикцион и передачу. Включить главный фрикцион и при подходе к месту остановки плавно затормозить танк, нажимая на педаль тормоза или переводя рычаги управления в крайнее заднее положение.
При внезапной остановке танка отпускается педаль подачи топлива и нажимается педаль тормоза. Перед остановкой выключается главный фрикцион и торможение продолжается до полной остановки. Затем выключается передача, рычаг кулисы ставится в нейтральное положение, включается главный фрикцион и отпускается педаль тормоза.
Чтобы остановить танк на подъеме или спуске, надо отпустить педаль подачи топлива, затормозить, нажав на педаль общего тормоза, выключить главный фрикцион, поставить рычаг кулисы в нейтральное положение, снова включить главный фрикцион и поставить педаль тормоза на защелку.
Во время вождения танка по пересеченной местности следует учитывать состояние грунта и рельефа. На твердом грунте танк надо вести на высокой скорости, по возможности избегать толчков и ударов, опасных для ходовой части танка. Поэтому небольшие бугры, кочки, ямы следует пропускать между гусеницами, либо обходить их,либо проходить по ним одной гусеницей. Повороты можно совершать не снижая скорости, пользуясь выключением блокировочного фрикциона или постановкой рычага управления ПМП в первое фиксированное положение.
Двигаясь же по мягкому грунту, нужно выбирать участки более сухие и твердые, избегая поворотов и переключения передач. Делать это целесообразно на возвышенных или более твердых участках. Заболоченные участки преодолеваются на второй, а при малой его протяженности на третьей передаче.
При подходе к подъему нужно оценить его крутизну, длину, состояние грунта и выбрать соответствующую передачу, допускающую полное преодоление подъема. При необходимости для увеличения тягового усилия использовать ПМП — поставить рычаги управления в первое положение. Короткие подъемы следует преодолевать с ходу на высших передачах, используя инерцию танка.
Длинные крутые спуски преодолеваются на низших передачах без переключения передач. Торможение производится двигателем, а в некоторых случаях тормозами, главный фрикцион при этом не выключается. На длинных пологих спусках используются более высокие передачи, в зависимости от состояния грунта. Ровные короткие спускиберутся с ходу без переключения на низшую передачу.
На глубоких сыпучих песках трогаться с места нужно плавно на низших передачах с использованием первого положения ПМП и без нужды не останавливаться. Короткие песчаные участки и невысокие барханы лучше проходить с разгона, не переходя на низкую передачу. При движении по неглубоким сыпучим пескам в колонне следует использовать колею впереди идущего танка.
Двигаясь по снежной целине, надо избегать низин, оврагов, где скапливается много снега. Для поворота и переключения передач следует выбирать участки с неглубоким снежным покровом. В гололед, снижая скорость движения, поворачивая и выправляя танк, нужно избегать торможения как общим тормозом, так и рычагами приводаПМП.