Прежде чем начать движение, танк надо к этому подготовить — провести контрольный осмотр, обратив особое внимание на заправку систем охлаждающей жидкостью, маслом и топливом, подогнать сиденье механика-водителя, подготовить двигатель к запуску, запустить и прогреть его.
Подготовка к запуску двигателя B-54 сводится к следующему. Рукоятка топливораспределительного крана устанавливается в положение, соответствующее работе на одной из групп баков, открывается кран спуска и выпускается воздух из системы питания, в течение 5—10 сек топливо прокачивается ручным насосом. Затем включается выключатель аккумуляторных батарей и проверяется работа сигнала, педалей и рычагов управления, рычаг переключения передач ставится в нейтральное положение, а рукоятка ручной подачи топлива — в верхнее положение. Включается маслозакачивающий насос и создается давление не менее 3 кг/см2. При температуре окружающего воздуха ниже +5° С двигатель перед запуском разогревается с помощью подогревателя.
Запуск двигателя может быть произведен с электрическим стартером или с помощью сжатого воздуха.
Запуская двигатель стартером, механик-водитель выжимает педаль главного фрикциона и подает предупредительный сигнал. Включает маслозакачивающий насос, и, нажав на кнопку стартера, проворачивает коленчатый вал в течение 2—3 сек без подачи топлива. Отпустив кнопки насоса и стартера, выжимает педаль подачи топлива примерно на 1/3 ее хода и снова нажимает на кнопки насоса и стартера.
После запуска двигателя отпускает кнопки стартера и насоса и плавно педаль главного фрикциона. Устанавливает обороты двигателя 700—800 в минуту и фиксирует положение педали подачи топлива рукояткой ручной подачи. Сразу же проверяет давление масла по манометру. При 500—600 об/мин оно должно быть не ниже 2 кг/см2.В противном случае двигатель следует остановить и выяснить причину неисправности.
Двигатель прогревается на холостом режиме (700—800 об/мин), пока температура масла не поднимется до 8—10° С, а затем при 1200— 1600 об/мин. температура масла и охлаждающей жидкости должна достигнуть 30° С. Движение начинается на низших передачах, но как только температура охлаждающей жидкости и масла повысится до 55 С, можно переходить на любые передачи.
На эксплуатационных оборотах (1600—1800 об/ми и) наиболее оптимальными показателями работы двигателя являются температура охлаждающей жидкости и масла — 70—90° С (кратковременно допустима температура охлаждающей жидкости 105° С, масла — 110° С), давление масла — 6—9 кг/ см2.
Останавливать двигатель при температуре охлаждающей жидкости выше 70° С нельзя: может прекратиться циркуляция охлаждающей жидкости, произойти резкий перегрев двигателя и выбрасывание жидкости через паровой клапан системы охлаждения. Поэтому прежде чем остановить двигатель, надо открыть жалюзи, дать ему поработать в холостом режиме при 1500—1600 об/мин, пока температура жидкости снизится до 60—70° С, потом довести обороты до 700—800 об/мин. и спустя 1—2 мин заглушить двигатель, поставив рукоятку ручной подачи топлива в положение нулевой подачи.
На ровном участке и достаточно твердом грунте при трогании танка с места, как правило, включается вторая передача. Если грунт мягкий или вязкий и гусеницы глубоко в него погружены, начинать движение следует на первой передаче. На особо тяжелом грунте можно трогаться с места, используя планетарные механизмы поворота (ПМП). В этом случае надо выключить главный фрикцион и включить передачу, поставив рычаги ПМП во второе положение (до отказа на себя). Плавно отпустить педаль главного фрикциона, перевести рычаги ПМП в первое положение и одновременно увеличить подачу топлива. С началом движения рычаги ПМП переводятся в исходное положение, и увеличивается подача топлива.
Если в танке в качестве механизмов поворота применены бортовые фрикционы (например, Т-34), то при трогании с места водитель, после того как отпустит педаль главного фрикциона, увеличивает подачу топлива и переводит рычаги бортовых фрикционов вперед в исходное положение — вначале быстро, а затем медленно.
Танк, остановленный на подъеме или спуске, обычно удерживается общим (ножным) тормозом. Для трогания с места на подъеме надо выключить главный фрикцион и включить одну из низших передач, перевести рычаги управления на себя до отказа (продублировать торможение), отпустить педаль общего тормоза и включить главныйфрикцион. Увеличивая подачу топлива, поочередно перевести рычаги управления вперед. При этом гусеницы растормаживаются поочередно, и крутящий момент передается сначала на одну, а затем на другую гусеницу. На танке с ПМП рычаги переводятся в первое положение тоже поочередно, а в начале движения — в исходное положение.
На пологом коротком спуске, не имеющем препятствий, с места можно трогать на более высоких передачах(вторая или третья). Для этого выключается главный фрикцион, включается передача, выбранная в зависимости от крутизны спуска, и одновременно отпускается педаль общего тормоза и включается главный фрикцион.
На крутом длинном спуске или на спусках с поворотами и неровностями, трогание с места производится в том же порядке, но включается первая или вторая передача. Скорость на спуске регулируется притормаживанием общим тормозом. Главный фрикцион не выключается.