Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты — от хозяйственных работ до погребальных процессий. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н.э.), изображающий толпу плакальщиков.

В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Запряженные в колесницы кони мчатся галопом, от стрел охотников убегают звери, падают поверженные враги. Лодка фараона плывет через заросли тростника, отчего гнутся гибкие стебли; хлопая крыльями, взлетают птицы; нескольких успевает схватить дикая кошка. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса.

В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела.

В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня.

Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия) / показать /.

В I в. одна из статуй, поврежденная землетрясением, на рассвете начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким образом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки Ахилла, приветствовал свою мать — богиню утренней зари Эос. С тех пор статуи стали называть «Колоссами Мемнона».

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках.

Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: