Архитектура Среднего царства. Период VII-хvii династий

(конец III тысячелетия до н.э. – XVII в. до н.э.)

Периоду Среднего царства предшество­вал длительный период междуусобной борьбы. Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

В районе Фаюмского оазиса был пост­роен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию.

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения при­вратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения.

Другой откры­тый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероят­но, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты.

Плоская крыша центрального, наиболее обширного помеще­ния поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на ко­лоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на пло­скую крышу.

О монументальном зодчестве первой по­ловины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невда­леке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м.

Вдоль стен по обеим сторонам дороги были поса­жены деревья и установлены статуи фара­она. Постепенно поднимаясь, дорога подво­дила к массивной стене, окружавшей боль­шой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колос­сальными статуями фараона, возвышавши­мися за двором, на скалистой террасе.

Пе­реднюю часть комплекса храма образовы­вал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фара­она Ментухотепа I; составлявшие его иеро­глифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывав­шие стены портика, были покрыты цвет­ными рельефами, рассказывавшими о воен­ных подвигах и охотах царя.

Посередине портика находился пандус, обсаженный сикоморами, который вел к рас­положенному на более высоком уровне вто­рому портику, окружавшему колонный зал. Портик был образован двумя рядами четы­рехгранных высеченных из песчаника стол­бов, превышавших по величине столбы первого портика. На столбах были высечены рельефы. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, пере­крытие которого опиралось на 140 восьми­гранных колонн.

Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сло­женная из каменных глыб. В западной, ли­шенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в от­крытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал осве­щался только спереди.

Фараон Ментухотеп I не был погребен в пирамиде; его гробница была вырублена в скале под гипостильным за­лом. В отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII дина­стии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фа­раона.

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвы­чайно интересна. Здания располо­жены на разных уровнях, и для их обозре­ния требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фа­сад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад за­упокойного храма.

Главное внимание зодчего было направ­лено на построение внешнего объема и фа­сада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера усили­лась, но внешний вид еще доминирует. Сна­ружи памятник представляет собой единую, цельную композицию, чего еще нет в ин­терьере.

Проход к задней части храма преграж­ден пирамидой. Задняя часть храма с вну­тренним двором и колоннадой была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, при­чем двери были сдвинуты с центральной оси.

По сравнению с памятниками Древ­него царства в храме Ментухотепа можно отметить уменьшение общей величины со­оружения и усложнение его архитектурной композиции. В Древнем царстве не было такого памятника, где открытые портики представляли бы собой основной мотив ар­хитектуры всего комплекса. Устройство колоннады на фасаде сооружения также было важным новшеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: