Психологию в начале ХХ в

Тема 3. Экспериментальный период развития

Социальной психологии в начале ХХ века

Вопросы для рассмотрения:

3.1. Внедрение экспериментального метода в социальную психологию в начале ХХ в.

3.2. Причины разработки социально-психологической проблематики в США

3.3. Экспериментальные исследования малых групп в работах К. Левина

3.4. Экспериментальные исследования малых групп в работах Дж. Морено

Внедрение экспериментального метода в социальную

психологию в начале ХХ в.

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в самостоятельную экспериментальную науку, основанную на применении экспериментальных и математических методов.

Основнaя зaдaчa, которую в тот момент стaвили перед собой ученые, заключалась в срaвнении психики и поведения человекa в ситуациях, когдa он нaходится нaедине с собой и в присутствии других людей. Тaкие эксперименты в нaчaле 20-х гг. прошлого векa проводили в Гермaнии В.Мёде, в США Флойд Оллпорт, в России В. М. Бехтерев. С исследований немецкого ученого В. Меде, американского ученого Ф. Олпорта, русского ученого В.М. Бехтерева, которые внедрилиэкспериментв изучение социально-психологических явлений, начинается история подлинно научных исследований в области социальной психологии.

В. Меде и Ф. Олпорт положили начало исследованиям по выявлению влияния (положительного или отрицательного), которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими какой-то деятельности. Выяснилось, что общий эффект деятельности групп находится в прямой зависимости от того, «рядом» или «вместе» действовали индивиды, выполняя определенные задания. Было установлено, что даже присутствие наблюдателей из числа авторитетных для группы лиц создавало групповую атмосферу, которая приводила к повышению производительности всей группы и отдельных ее членов (эффект фасилитации)[1].

Вальтер Мёде в 1920 г. в Лейпциге опубликовал результаты своих экспериментов с группами, которые он начал проводить еще в 1913 г. Свои эксперименты Меде проводил в определенном порядке: каждый опыт начинался с одним испытуемым, а потом количество испытуемых увеличивалось (2, 3, 4 и более, максимум 8 испытуемых). Выявлялись различия в способности выносить боль в одиночку и в группе, в звукоразличении, в устойчивости и силе внимания, в счете, в сжатии динамометра. Мёде приводит примеры, когда под влиянием первичной группы и авторитетных лиц пороги чувствительности к току снижались у отдельных индивидов от 21% до 57%.

Меде также установил:

– имеются различные типы людей по отношению к коллективу (положительный, отрицательный, нейтральный);

– в познавательной сфере влияние коллектива меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли;

– в зависимости от типа отношения к коллективу находятся и сдвиги в психологической сфере.

Другой немецкий психолог, Гюго Мюнстерберг, эмигрировaв в США, заинтересовал Ф. Олпортa с описaнием экспериментов Меде.

Флойд Олпорт проводил эксперименты со студентами Гарвардского университета. Результаты своих экспериментов опубликовал в своей работе «Социальная психология» в 1924. Обстановка опыта выглядела так: одна общая комната и пять изолированных. Студенты-испытуемые должны были выполнять различные задания то в общей, то в изолированной комнатах. Задания включали в себя умножение чисел, зачеркивание букв, различение двойных изображений, различных запахов, веса предметов, свободные ассоциации, попытки опровержения отрывков из текстов различных древнегреческих философов. Таким образом, выяснялись особенности протекания процессов ощущения, внимания, мышления в изолированных и групповых условиях. Ф. Олпорт получил следующие результаты:

– суждения о текстах философов по качеству выше, но по скорости выдвижения медленней в изолированных условиях, чем в группе;

– в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями;

– в оценке запахов и веса предметов группа сглаживает крайности суждений.

В. Мёде и Ф. Олпортом была предложена программа развития социальной психологии, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.

Несколько позднее и в ином оригинальном направлении проводил свои эксперименты в группах Владимир Михайлович Бехтерев (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым) со студентами медицинского, педологического и психоневрологического институтов. В опытах использовался различный набор картинок, после демонстрации которых в течение 10 с испытуемые должны были воспроизвести их детали, установить сходство и различие в деталях картинок; выразить свое отношение к событиями на картине. Кроме того, студенты должны были внести предложения по проекту памятника, а также оценить длительность временного интервала (1,5 с). В опытах сначала учитывались показатели каждого (фиксировались на одном листке), затем проводились обсуждение, дискуссия, голосование и предлагалось, чтобы испытуемые внесли дополнения, изменения в свои прежние показания (второй листок).

В.М. Бехтерев установил: коллектив увеличивает объем знаний своих членов, исправляет ошибки, смягчает отношение к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители, дает общие сдвиги в показателях. Были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях коллективной деятельности.

Таким образом, получив на вооружение эксперимент, социальные психологи от простого описания явлений переходят к выявлению закономерностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: