Современные представления об объекте и предмете социологии

 
 

Прежде чем раскрыть смысл основных положений прикладной социологии, обратимся к содержанию понятия «социология» и его научному статусу. Обычно слово «социология» ассоциируется с проведением опросов населения, выясняющих мнение людей по различным проблемам. Безусловно, опросы — важный инструмент исследования в социологии, а данные, полученные с их помощью, могут быть использованы в любой науке. Однако исследовательский диапазон социологии значительно шире: от сбора информации о предпочтениях избирателей в предвыборный период, причинах семейных конфликтов до разработки теорий, объясняющих особенности развития и функционирования как общества в целом, так и его отдельных структур. В массовом сознании социологию часто путают с психологией, демографией, статистикой, философией и другими науками. Поэтому представляется важным определить ее научный статус.

Термин «социология» образован из сочетания латинского слова societas - общество и греческого logos - наука, знание, т.е. буквально — наука об обществе. Именно в таком значении ввел в научный оборот данный термин основатель социологии французский философ Огюст Конт (1798-1857). В обыденном представлении слово «общество» предстает как совокупность людей, объединенных по каким-то признакам или интересам, например общество филателистов, спортивное общество и т.д. На языке социологии термин «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации явлений и процессов, которая формируется как результат совместной жизни, взаимодействия людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в поступках, высказываниях, вешах, сделанных людьми.

Поскольку социология — наука об обществе, то очевидно, что се объектом должно быть именно оно, но не просто общество, а прежде всего современное общество и отчасти прошлое, поскольку для лучшего понимания современности необходимы исторические сравнения. Это самый распространенный подход к определению социологии и предмета се исследования. Вместе с тем необходимо отметить, что объект социологии в общем совпадает с объектами других наук, которые принято называть общественными: история, экономика, антропология, демография, политология, социальная психология и др. Она выступает в значительной степени как обобщающая наука и является теоретической и методологической базой для этих теорий. Методика и техника изучения социальной жизни, различных социальных общностей, разрабатываемые социологией, как мы увидим далее, используются другими общественными и гуманитарными науками. При изучении самых различных сторон жизнедеятельности общества всегда включается социальный аспект. Социология, разрабатывая теорию общественного развития, тем самым расширяет границы видения каждой из этих наук. Однако каждая из них имеет свой специфический предмет исследования, который всегда ограничен, однозначен в отличие от объекта.

Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мира. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изучения предстало около 2,5 тыс. лет назад перед наиболее пытливыми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величайших философов Античности — Платон стремился изучить особенности политики как специфического способа человеческой деятельности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий.

Социальные процессы исследовались Гоббсом, Макиавелли, Дидро, Вольтером, Радищевым, Сен-Симоном и многими другими выдающимися мыслителями различных эпох и народов. Но только научное творчество французского философа Огюста Копта, который ввел само понятие «социология» и которого но нраву называют отцом социологии, как было отмечено выше, способствовало все более отчетливому выяснению предмета социологии и становлению ее как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах выдающихся ученых Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других крупнейших социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюркгейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучения «социальных фактов», К. Маркс — «общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер — «социальных действий», Г. Зиммель — «социальных взаимодействий», П. Сорокин — «социальной структуры», Т. Парсонс — «социальной системы», Н. Луман — «коммуникационных процессов в системах», Э. Гидденс — «структурационных действий социальных субъектов» и т.д.

П. Сорокин подчеркивал, что социология не единственная наука об обществе, его изучают и другие науки, например история, политология, экономические научные дисциплины. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «homo economics» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является «homo politics», религиоведение — «homo religious». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдельный, пусть очень важный пласт общественных процессов и отношений, но прежде всего человека как существо социальное, становящееся человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен «homo socials».

От психологии социология отличается тем, что она исследует не закономерности внутреннего, психического мира человека и его различные проявления — познавательные, мотивационные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социальными взаимодействиями, складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее ключевое отличие состоит в том, что первая исследует противоправное поведение, а вторая изучает все виды поведения, но с позиций его влияния на общество. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших социальных групп людей.

Следовательно, социология носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая с социологических позиций знания из экономической теории, политологии, психологии, юриспруденции и т.д.

Таким образом, социологию интересуют многообразные аспекты общественной жизни, которые характеризуются сложными социальными взаимоотношениями и связями. Они формируются на уровне отдельных личностей, личностей и групп, объединяющихся в различные общности (семейные, производственные, территориальные, политические, национальные и т.д.), находящиеся, как и личности, в постоянном движении, изменении и развитии. Динамика их изменений и развития обусловлена социальной средой.

Многие отечественные и зарубежные ученые в качестве ключевой категории социологического анализа рассматривают социальную общность, которая трактуется как взаимосвязь людей, обусловленная единством их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

К социальным общностям относятся «все (или большинство) устойчивые формы самоорганизации социального субъекта. Это и семья, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональные и территориальные общности, и, наконец, человечество в целом. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии».

Социальные общности — это то, где мы живем и работаем, учимся и отдыхаем: трудовые и учебные коллективы, семьи и дружеское окружение, этносы и нации, города и села и т.д. Именно общность выступает связующим звеном между личностью и обществом. Следует отметить, что социальные общности возникают под воздействием, с одной стороны, деятельности людей, а с другой — сложившихся в обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они оказывают влияние на функционирование и развитие общественных отношений, всего общества.

Понятие «социальная общность» соединяет и такие виды организации людей, которые не имеют жесткой налаженности, носят временной характер (зрительские и молодежные досуговые группы, толпа и др.)

Обращение к социальной общности как к основной категории выделения предмета социологии позволяет объяснить состояние таких социальных субъектов, как классы, социальные слои и группы. Таким образом, в сферу интересов социологии включается прежде всего вся совокупность связей людей и отношений, которые носят название социальных.

Различают два значения термина «социальное»: широкое и узкое. Социальное в широком смысле означает все, что касается общества, синоним слова — общественное. В узком смысле социальное употребляется для характеристики взаимоотношений между субъектами, возникающих в процессах их действий и взаимодействий в социальной среде — в малых и больших социальных группах и общностях, организациях и обществе в целом. Одним из первых вопрос о выделении феномена «социальное» как специфического предмета социологической науки поставил французский социолог Э. Дюркгейм.

Следовательно, все сказанное позволяет заключить, что социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.

В отечественной науке существуют и другие подходы к определению предмета социологии и его теоретического обоснования. Эта проблема продолжает оставаться дискуссионной, не имеющей до сих пор однозначного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: