Пояснительная записка. Учебное пособие «история Русской литературы XI- XVIII веков» предназначено для студентов филологических специальностей педагогических университетов и

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI - XVIII ВЕКОВ

Учебное пособие «История русской литературы XI- XVIII веков» предназначено для студентов филологических специальностей педагогических университетов и соответствует основным разделам программы курса.

История русской литературы до XIX века является основополагающим звеном в историко-литературном образовании, поскольку рас­сматривает древнейший этап литературного письменного твор­чества, на котором сформировалась национальная специфика всей русской литературы, и литературу XVIII века, когда рождается «новая» русская литература, воспринимающая себя органической частью европейского литературного процесса, складывается современный литературный язык, реформируется система стихосложения, углубляется противоречие между эстетикой подражания образцам и неповторимостью творческой манеры писателя.

С изучения русской литературы древнего периода и XVIII веканачинается знакомство студента-филолога с историей русской литературы в целом. От понимания закономерностей развития и особенностей литературы XI- XVIII веков зависит успех работы над следующими историко-литературными курсами.

Цель и задачи курса:

Основная цель и задача курса «История русской литературы XI- XVIII веков» - определить то колоссальное влияние словесного искусства на век 19, которое имело место в русской культуре. Данный курс отражает характерные особенности историко-литературного процесса, который должен быть усвоен студентами-филологами. В лекциях будут раскрыты наиболее сложные, спорные, существенные проблемы и вопросы курса; СРСП посвящены анализу в единстве содержания и формы отдельных произведений; ряд тем и вопросов предлагаются студентам для самостоятельного изучения.

Изучение курса предполагает:

- овладение рядом теоретических понятий, связанных со спе­цификой и историей создания средневековых текстов, мировоз­зрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жан­ров литературы Древней Руси;

- знание содержания определенного круга наиболее значи­тельных произведений, своеобразия эпохи их написания, жан­ровой специфики, места в историко-литературном процессе сред­невековья;

- овладение рядом теоретических понятий, связанных характерными особенностями историко-литературного процесса в 18 веке, мировоз­зрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жан­ров литературы 18 века;

- знать основные закономерности развития русской литературы 18 века, особенности русского классицизма и сентиментализма; творчество выдающихся писателей 18 века; хорошо знать обязательные художественные тексты;

- расширение и углубление полученных знаний, формирование у студентов творческого мышления, готовности творческому решению профессиональных задач, формирование конкретных умений и навыков как составных частей педагогического мастерства.

В учебном пособии разработан целый комплекс учебно-методических рекомендаций: от планирования курса до организации самостоятельной работы студентов и различных форм контроля за ней. В учебном пособии осуществляется дифференцированный подход к обучению в зависимости от уровня подготовки студентов: даются вопросы и задания повышенной сложности, которые могут стать самостоятельной темой научных разысканий; предусмотрена система вариативности занятий и заданий. При разработке лекционного курса определяются не только темы лекций, но и их основные проблемы (литературная преемственность, эволюция жанров, формирование новых эстетических учений). Этого требует современный уровень развития науки, которая от описательности в изучении литературных явлений перешла к теоретическому осмыслению их. Этого требует и принцип межпредметных связей в процессе обучения филолога, когда занятия по теории литературы студенту надлежит соединить с практикой литературоведческого анализа, с результатами и приемами смежных (языкознания, философии, истории) и вспомогательных (текстология, источниковедение) дисциплин.

В результате изучения курса студент должен получить следующие предметные и общекультурные компетенции:

- уметь анализировать произведения разных жанров, определять их место в жанровой системе классицизма и сентиментализма;

- углубить навыки литературоведческого художественного текста, профессионального чтения научной и учебной литературы, получить практические навыки работы по учебнику для общеобразовательных школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: