Просвещение, «Письмо о правилах российского стихотворства», ода, «Риторика», «чистота штиля», анакреонтика, научно-философская лирика, антиклерикальная сатира, поэма, трагедия

Главной целью всех многообразных трудов Ломоносова было просвещение России, воспитание «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». По его инициативе в 1755 г. в Москве открывает­ся первый русский университет.

Ломоносов разрабатывает свой трактат по стиховедению и направляет его в Россию – «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739, опубл. в 1778) и написанную по новым правилам оду «На взятие Хотина» (1739, опубл. в 1751). Автор пишет в трактате, что в русском языке нет, как в греческом, кратких и долгих слогов, именно на их чередовании строится греческая метрика; а в русском стихе следует ввести понятие стопы (метрическая единица, опреде­лённое сочетание ударного и безударных слогов). Используя античные названия, Ломоносов дал образцы стоп: двусложные сто­пы — ямб и хорей; трёхсложные — дактиль, ана­пест, амфибрахий. Автор подчеркнул, что стопы должны быть «чистые». Ломоносов до­казал, что силлабика несвойственна русскому языку. На том же основании он отверг некоторые предпочтения и ограничения Тредиаковского. Ломоносов допускает смешение и чередование различных рифм в строфе. Он утверждает равноправие всех стоп, отдавая предпочтение ямбу и анапесту. В своей поэтической практике он разработал 4-х стопный ямб.

Решив вопрос о характере русского стихосложения, Ломоносов принялся за создание теории русской поэзии и прозы: в 1748 г. он опубликовал «Краткое руководство к красноречию». «Риторика» была написана на русском языке. Трактат по­казывает, что автор истолковывает понятие «поэзия» как «ис­кусство создавать поэтические произведения». Он учит как писать стихи, как выдерживать единый стиль, как развивать тему, какие использовать изобразительно-выразительные средства. Поэт расширяет тематику произведения, включая научно-философский и любовный мотивы. В главе «О украшении» он объясняет законы стилистики и образности русской речи.

В литературном языке Ломоносов определил соотношение церковнославянских и исконно-русских слов и на этой базе предложил в учении о «трёх штилях», теорию литера­турных жанров (в статье «О пользе книг церковных в российском язы­ке», 1757—1758).

Литературные жанры, поделенные на «три штиля», используют только «свою» лексику. Классицизм возьмёт на вооружение предложенное Ломоносовым учение о трёх «штилях».

В филологических трудах и поэтическом творчестве Ломоносов достаточно четко изложил свою литературную позицию. Литера­тура должна быть общественно значимой и значительной, а потому любовной тематике он предпочитает высокую общественную тематику. В поэтической форме эта важная для Ломоносова мысль выра­жена в «Разговоре с Анакреоном» (1761). Он впервые связал этот жанр с совсем другим кругом проблем, дал ему новое содержание, которое впоследствии закре­пится литературной традицией. Ломоносов дал новую тему и новую структуру традиционно­му жанру. Тема эта — поэт и поэзия, их роль в обществе, их назна­чение. В структуре «разговора» в качестве обязательного персонажа, ведущего главную тему и выражающего авторскую позицию, стал поэт-гражданин, сын Отечества. «Разговор с Анакреоном» Ломоносова публицистичен по своей сути, отвечает просветительским настроениями самого поэта и его эпохи. В стихотворном диалоге-диспуте с Анакреонтом Ломо­носов намечает две основные тематические линии своего творчества: воспевание «вечной славы героев» и изображение силы, могущества, богатства России.

Ода стала главным жанром в творчестве Ломоносова. Он даёт в оде «программу» политических и культурных мероприятий, которые должно осуще­ствить правительство, если действительно желает блага нации. Поэтика ломоносовской оды насыщена метафорами, гиперболами, неожиданными и смелыми сравнениями.

"Ода на взятие Котина 1739 года". Ода написана за границей, во Фрейберге после получения известия о взятии русскими войсками турецкой крепости Хотин. Анна в оде лишена индивидуальных черт, её образ доведен до крайней степени абстракции:

Одеян в славу Аннин лик

Над звездны вечность взносит круги;

И правда, взяв перо злато,

В нетленной книге пишет то,

Велики коль ее заслуги.

Весь образ Анны в оде — одна большая, сложная метафора: это сама Россия, победившая своих врагов и тор­жествующая победу. А вместе с Анной, вместе с Россией ликует и автор. Так в первой же ломоносовской оде определились роль автора (носитель лирического восторга) и пафос оды (взволнованность пат­риотического чувства). Найденная Ломоносовым строфа — десятистишие — станет тра­диционной для классицизма одической строфой. Особенностью оды стало совмещение, наложение реального и мифологического содержания. Центральная часть — рассказ о сражении и размышления поэта по его поводу. Описывая битву, Ломоносов выбирает наиболее яркие моменты — то, что может воздействовать на патриотические чувства, дать представление о силе и мужестве россов, полков орлиных. Интересна пространственно-временная организация оды. Для неё характерно не только совмещение реального и мифологического, но и совмещение реального (настоящего) и исторического. Заканчивается ода прославлением наступившего мира: пастух со своими стадами «лесом без боязни ходит» и поёт песню, в которой... вечно тишины желает.

Местам, где столь спокойно спит;

И ту, что от врагов хранит,

Простым усердьем прославляет.

Так уже в первой оде возникает образ тишины; определилась и неразрывная связь образов тишины и царствующего монарха, который является гаран­тией мира.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747года» начинается с прославления тишины, потому что процветание и благополучие государства связано с миром, тишиной. Ода эта — одна из лучших у Ломоносова — написана к очередной годовщине восшествия Елизаветы на престол и по конкретному пово­ду: Российской академии наук был «дарован» новый устав. Используя форму посвящения оды определённому лицу — Елизавете Петровне, Ломоносов раскры­вает в оде самые любимые свои мысли и мечты о пользе наук для процветания России, о необходимости их развития, о приобщении к ним талантливой молодежи.

Обращаясь к императрице, автор призывает монархиню на­править «щедроты» на процветание «пространственной» державы, поощрить развитие наук; он убеждает одой, что науки при­несут пользу. Ода отличается логической убедительностью, чётким построением, и высокая риторика сочетается в ней с поэтическими образами боль­шого художественного достоинства.

Наука — не просто тема в поэзии Ломоносова. Единство художника и ученого свойственно всей ломоносовской поэзии, но особенно очевидно оно в его научно-философской лирике («Утреннее размышле­ние о божием величестве», 1743; «Вечернее размышление о божием величестве», 1743). Автор в поэтической форме выражает в них свои научные взгляды. «Божие величество» - это у Ломоносова синоним вселенной, необъятности природы, космоса. В «Утреннем размышлении» Ломоносов описывает бурные про­цессы, происходящие на солнце; верность его гипотезы подтвердит наука более позднего времени. Ломоносов-учёный намного опередил современную ему науку.

В «Вечернем размышлении» дан удивительный по своей поэтич­ности ночной пейзаж: Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас сокрылись прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

К научной поэзии относится и стихотворение Ломоносова «Пись­мо о пользе Стекла» (1752). По жанру это — серьёзное послание (к И.И.Шувалову), написанное александрийским стихом (шестистопный ямб с пиррихиями). Ломоносов рассказывает о своем изобретении — цветном стекле. Интересна в этом «Письме» авторская интерпретация мифа о Прометее, который «похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки», за что и был наказан Зевсом.

К научно-философской лирике Ломоносова относятся и сделан­ные им переложения псалмов. Это был тот жанр, который позволял высказать свои собственные мысли, настроения, переживания, чего не допускалось в других жанрах классицизма.

Антиклерикальная сатира «Гимн бороде» (1756—1757). Сатира Ломоносова высмеивает не раскольников, а тех, кому «положено по закону» носить бороду — духовенство. Здесь звучит любимая тема автора — наука и обличе­ние её гонителей. Одна из строф развивает науч­ную тему о множестве миров: Если правда, что планеты Нашему подобны светы... Ироническая речь в защиту бороды, похвалы её достоинствам обернулись в сатире жестким обличением касты высшего духовен­ства. Борода стала в стихах Ломоносова символом невежества.

Поэма «Пётр Великий» (1760—1761). Приступая к созданию "Петра Великого" Ломоно­сов решал не только задачу восхваления личности и деяний Петра, но и создания нового лите­ратурного жанра—исторической героической поэмы. Поэма осталась незаконченной: написаны только вступление и две песни. Первая — об Архангельском походе, вторая — об осаде Шлиссельбурга русскими войсками. Автор рисует идеальный об­раз просвещенного монарха в назидание потомкам, создавая невы­годный фон для «дщери Петровой». Написана поэма традиционным для этого жанра героическим размером — александрийским стихом. Поэма о Петре также связана с главной ломоносовской темой — темой науки. Петр был смелым новатором во многих областях жизни, первооткрывателем. Ломоносов подходит к его образу не просто как одический панегирист, а как учёный-историк, он (повторим его мысль из оды 1747 года) желает «на жизнь и на дела взглянуть».

Драматургия М.В.Ломоносова. Ломоносов написал трагедию "Тамира и Селим" в ноябре 1750 года. В трагедии освещены события Куликовской бит­вы, но русские на сцене не действуют совсем, драматург показывает, что происходит во время Куликовской битвы в стане татар, в Крымском царстве. О подвигах русских зритель узнаёт из уст татарс­ких военачальников. При таком изложении исторического события допустим и вымысел. В трагедии есть и вымышленные герои, и вы­мышленные ситуации.

В работе над пьесой Ломоносов использовал исторические ис­точники, в том числе произведения древнерусской литературы «Ска­зание о Мамаевом побоище». Древнерусские рукописи дали Ломоно­сову материал для достоверного описания Куликовской битвы.

Положительные герои пьесы — Селим, Тамира, Нарсим. Селима Ломоносов награждает лучшими челове­ческими качествами — разумностью, просвещенным умом. Страсти Селим подчинил уму. Автор весьма своеобразно решает эту основную проблему классицизма. У Ломоносова страсти обузданы наукой и просвещением. Занятия нау­кой не оставляли времени для любовных приключений. Однако, увидев прекрасную Тамиру, Селим отдаётся сво­ему чувству. Ломоносов подчеркивает превосходство Селима над грубым невеждой и преда­телем Мамаем. Ломоносов совершенно убеждён в возможности добрых отношений с магометанским миром.

Трагедия «Демофонт» создана Ломоносовым в декабре 1750 — октябре 1751 года, опубликована в конце 1752 года, не ставилась ни разу. Это одна из первых попыток творческого освоения русской драматургией античного наследия. Действие происходит в Сесте — Фракийском приморском го­роде, после гибели Трои, в царских палатах. Основа сюжета — миф о Демофонте — сыне афинского царя Тезея, участнике войны против Трои. Демофонт спешит после победы в Афины к отцу, но буря заносит его к берегам Фракии, где переживает любовные перипетии. Тема разрабатывается и на лирическом, и на эпическом уровнях: никому нет покою, всюду неустроенность жизни всех, вот почему погибают почти все герои пьесы. Любовь и политика осложняют традиционную драматическую структуру произведения.

Творчество Ломоносова демонстрирует, что искусство классициз­ма — не засушенная рационалистическая схема, что оно богато метафоричностью, страстью, высоким патриотическим чувством. Ломоносовский классицизм обогащён многими литературными традициями его времени, в том числе и барочными, но не они играют определяющую роль в его поэтической системе. Это гениальный рус­ский поэт, и рассматривать его нужно во всем богатстве его творчес­кой индивидуальности.

Лекция 11. Творчество А. П. Сумарокова (1717 — 1777)

П л а н:

1. Эстетические взгляды А.П.Сумарокова.

2. Сатирические жанры.

3. Трагедии.

4. Комедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: