Петровские реформы, дидактизм, патриотизм, гражданский пафос, процесс европеизации, «Ведомости», силлабическое стихотворство

XVIII век открывается Петровскими реформами, которые стали точкой отсчёта новой культуры в новой России. Экономические, по­литические, культурные преобразования во многом были порождены «бунташным» XVII веком. Как доказал А.М.Панченкр, «даже в пери­оды скачков... старые ценности, выработанные многовековым народ­ным опытом, только оттесняются на задний план, но не покидают «веч­ного града».

На протяжении долгих десятилетий существовала неверная точ­ка зрения на культуру Петровской эпохи как на некий перерыв или остановку в культурном развитии России. Речь, на наш взгляд, долж­на идти об ином: оставаясь в своей ипостаси национальной, культура этого периода пережила революцию, смену знаковых систем, иным стал язык культуры.

Грандиозные петровские преобразования без их соотнесённости с предшествующей культурой повисают в некоем культурологичес­ком вакууме. Мощная длань Петрова резко ускорила наметившиеся во всех областях русской жизни сдвиги, динамизм стал важнейшей чертой первой трети XVIII века. Под знаком его развивается и литера­тура.

Дидактизм, сформулированный Петром как один из основопола­гающих принципов искусства Петровской эпохи, во многом повлиял и на весь «век Просвещения». Именно писательскому корпусу в XVIII веке была отведена исключительно важная роль в развитии полити­ческих, философских, эстетических идей XVIII века.

Патриотизм и гражданский пафос, столь свойственные древне­русской культуре, были восприняты в полной мере художниками XVIII столетия. Искусство слова XVIII века не порывало своих связей с древ­нерусской литературой, с устным народным творчеством: Феофан Прокопович и Антиох Кантемир, Ломоносов и Сумароков, Фонвизин и Державин, Радищев и Карамзин — все не только знали истоки сво­ей словесности, но и использовали сюжеты, темы и идеи, поэтику своих далёких предшественников.

Процесс европеизации, ставший неотъемлемой частью всей жиз­ни России в XVIII веке, — весьма сложное и противоречивое явление как историко-общественного, так и литературного порядка. П.Н.Берков считает, что европеизация не охватила всех сторон русской жиз­ни, это была только часть политики Петра I, который с её помощью боролся с реакцией за создание новой России. Плодом этого процесса прежде всего стала секуляризация общественной и частной жизни в государстве, затронувшая вначале только верхние слои общества, но к концу века практически всю Россию. Кроме того, в процессе европеизации Россия познакомилась с искусством Западной Европы: переводной и оригинальной литературой, архитектурой, скульптурой, живописью, театром. В Россию проникали новые эсте­тические идеи, на базе которых с учётом специфики русского историко-литературного процесса формируются литературные направления: барокко, предклассицизм, классицизм, сентиментализм, предромантизм, ранний реализм.

В XVIII веке произошла смена литературного языка и в целом изменилась языковая политика; В.Тредиаковский начал, а М.Ломо­носов завершил реформу русского стихосложения.

Периодизацию литературы XVIII века мы рассматриваем, опира­ясь на учебник В.И.Фёдорова [333. С. 5].

1. Литература Петровской эпохи (первая четверть XVIII века): в литературе этого периода наметились новые, по сравнению с древ­нерусской литературой, тенденции, произошло резкое «обмирщение» культуры, быта; старые жанрообразования наполнились новым содер­жанием; началось формирование единого национального языка. Ве­дущим в культуре Петровской эпохи стало ораторское искусство: Сте­фан Яворский, Феофан Прокопович и другие. Первой русской печат­ной газетой явились «Ведомости» («Ведомости» — первая русская печатная газета, созданная по указу Петра I (от 15 декабря 1702 г.) для объяснения и пропаганды петровских реформ. Первый номер газеты вышел из печати и поступил в продажу уже через день после указа — 17 декабря. До наших дней дошли печатные экземпляры «Ведомостей», начиная со 2 января 1703 г. Первый редактор «Ведомостей» — Федор Поликарпов, директор Печатного двора в Москве; после перевода газеты в Петербург (частично в 1715г., окончательно— 1719 г.) её редактировал директор петербургской типографии Михаил Абрамов).

Наряду с рукописной всё чаще появляется печатная литература; наряду с анонимной — авторская; наряду с оригинальными произведениями — обилие переводных. Ос­таваясь силлабическим, стихотворство трансформируется, появляется интимная лирика. Эволюционирует театр: от школьного к вновь воз­рождённому придворному и созданному публичному. Выразителем эпохи явился Феофан Прокопович. Происходит формирование предклассицизма. Особенностью эпохи является деятельное личное учас­тие Петра Великого.

2.Литература 1730-1750-х годов: на базе предклассиизма и под влиянием французского классицизма формируется классицизм как направление и художественный метод в искусстве и литературе; скла­дывается система жанров. В указанный период была завершена ­форма русского стихосложения (силлабическое стихотворство — система стихосложения, основанная на соизмеримости строк по числу слогов; в длинных строках (8 и более слогов) цезура (сильная интонационная пауза) делит строку на два полустишия. В Россию силлабическое стихосложение пришло из Польши в середине XVII в. и держалось до реформы В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова (1735—1739 гг.).

Творчество А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского завершило переход от предклассицизма к классицизму, вершиной которого явились произведения М.В.Ломоносова и А.П.Сумарокова. Был создан постоянный русский театр с русским репертуаром.

3.Литература 1760 — первой половины 1770-х годов: происходит подъём общественной мысли, в русское общество этого периода проникают просветительские идеи Запада. Для периода характе­рен расцвет сатиры и журналистики (впервые в России усилиями Н.И.Новикова и его сторонников создана в обществе оппозиция правительственным кругам). Восстание Е.Пугачёва сделало крестьянскую тему ведущей в литературе. В недрах классицизма зарождается новое литературное направление — сентиментализм. Демократизация литературного процесса приводит к появлению романов и повес­тей Ф.Эмина, М.Чулкова и других.

4.Литература последней четверти XVIII века: период характеризуется упадком классицизма, дальнейшей эволюцией и расцве­том сентиментализма, зарождением реалистических тенденций. Пос­ледняя четверть XVIII века — это эпоха творчества Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева, М.Н.Муравьёва, Я.Б.Княжнина, Т.Р.Державина,
Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, молодого И.А.Крылова.

Лекция 9. Творчество В.К.Тредиаковского (1703 – 1769)

План:

1. Ранняя лирика.

2. Роман "Езда в остров Любви".

3. Начало реформы русского стихосложения.

4. Лирика зрелого периода.

5. Поэма "Тилемахида".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow