1. Характеристика жанра воинской повести.
2. Какие черты жанра воинской повести сформировались в «Повести временных лет» (о взятии Олегом Царьграда, о битве Ярослава со Святополком и др.)?
3. Развитие жанра воинской повести в эпоху монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем»:
а) основные типы воинского повествования в повестях XIII в.;
б) своеобразие сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»;
в) какие особенности структуры произведения позволяют изучать отрывок о Евпатии Коловрате в школе как отдельное произведение?
г) особенности изображения героев;
д) стилистика повести. Описание битв в повести, «воинские формулы».
4. Новые черты в памятниках Куликовского цикла («Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»):
а) использование традиций «Слова о полку Игореве» и характер этого явления в памятниках;
б) принципы построения, композиционные элементы. Лирическое и эпическое начала;
в) изображение персонажей, элементы портрета;
г) пейзаж и его функции;
д) жанр произведений.
Литература:
Воинские повести Древней Руси.- М.; Л., 1949.- С. 47-112,
166-243.
Воинские повести Древней Руси.-Л., 1985.- С. 45-69, 96-105,
159-168, 179-190, 203-235, 392-410, 430-449.
Орлов А. С.Героические темы древней русской литературы.- М.; Л., 1945; Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.) // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия.- М., 1986.- С. 24-42.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства.- СПб., 1995.
Пауткин А.А. О судьбе полководческих жизнеописаний в древнерусской литературе XI-XIV вв. // Вестник Московского университета.-Сер. 9: Филология.- 1988.- № 3.- С. 18-25.
Тема 7. Жанр хождений в древнерусской литературе