Сборник заданий по лексическим темам для ДОУ

В данном сборнике собраны задания по основным лексическим темам в ДОУ для детей старших, подготовительных групп. По каждой лексической теме описаны необходимый словарь, что дети должны усвоить в результате изучения данной темы и основные лексико-грамматические упражнения. Материал представлен в виде таблицы, удобной для предъявления воспитателям, где педагоги могут сделать пометки «что удалось», «над чем необходимо поработать» и т.д., т.о. можно проследить взаимосвязь логопеда и воспитателей в рамках одной лексической темы. Задания по лексическим темам можно использовать и в работе с родителями, в качестве домашнего задания по лексическим темам.

Данный материал может быть полезен учителям – логопедам, учителям – дефектологам, воспитателям и родителям дошкольников.

1. «Якутский край»

2. «Столица России»

3. «Цветущая весна»

4. «Перелетные птицы»

5. «Правила дорожного движения»

6. «Насекомые»

7. «О любимых мамах»

8. «Весна»

9. «Мебель»

10. «Школа и школьные принадлежности»

11. «Космос»

12. "Дикие животные"

13. "Рыбы"

14. «Дикие животные средней полосы»

15. «Животные жарких стран»

16. «Транспорт»

17. «Хлеб – всему голова»

18. «Детский сад. Игрушки»

19. «Фрукты. Сад»

20. Семья. Мамин праздник – 8 Марта

21. «Профессии»

22. «Инструменты и материалы»»

23. «Продукты питания»

24. «Посуда»

25. «Человек. Части тела»

26. «Поздняя осень»

27. «Золотая осень. Перелетные птицы»

28. «Золотая осень. Изменения в природе»

29. «Одежда»

30. «Зимующие птицы»

31. «Овощи. Огород»

32. «Зима. Зимующие птицы»

33. «Дикие животные. Подготовка к зиме»

34. «23 февраля – День защитников Отечества»


Лексическая тема: «Якутский край»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
словарь: страна, государство, Родина, край, город, улица, район, область, округ, Якутия, Республика Саха, Якутск, Нерюнгри, двор, площадь, проспект, парк, аллея, памятник, сквер, музей, театр, достопримечательность, жители, россиянин, якуты, горожане, предки, Север, золото, добыча, алмазы, уголь, ископаемые, Президент, флаг, герб, просторы. Действия: любить, помнить, строить, возводить… Признаки: красивый, большая, многолюдный, уютный, любимый, родной, российский, северный, коренные, суровый, полезные (ископаемые), таежные. Задания 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): Якутия?(какая?) -… (многонациональная, северная, родная, просторная, гостеприимная….) Город (какой?) – … (любимый, уютный, родной, красивый,…) дом (какой?) — … 2. Подбери действия (не менее не менее трех действий): горожане (что делают) – … 3. «Что означают цвета флага Якутии?» На Государственном флаге Республики Саха (Якутия) четыре горизонтальных цветных полосы и белый круг. Белый, сине-голубой, красный – цвета Государственного флага Российской Федерации. Это подчеркивает крепкий союз Республики Саха (Якутия) и России. Белое солнце – уважение к традициям народа саха, считающего себя «Детьми белого солнца». Белый цвет – суровая красота Севера, чистота помыслов народа-труженника;, зеленый – таежные просторы. 4. Назови ласково: город – городок Флаг -… алмаз — … двор — …. дом — … уголь - 5. Один – много:город – города вокзал — … алмаз — … улица – … горожанин - Республика — … дом — … традиция — … житель — … Флаг - 6. Есть – нет: город – города вокзал — … алмаз — … улица – … горожанин - Республика — … дом — … традиция — … житель — … Флаг - 7.Посчитай:Один флаг, три…, пять… Одна Республика, три …, пять… 8. Ответь на вопросы: В какой Республике мы живём? Какой город является главным городом Якутии? Как ещё можно назвать главный город нашей страны? 9. Сосчитай, сколько слогов в слове: Родина, род, родственник, родители, родной. 10. «Кто в какой стране живет?» Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне. В Италии живут – В Англии – В Испании – В Америке – Во Франции – В Германии – В Китае – В Грузии – Повторяем с детьми упражнения «Назови звук», «Назови слово», «Сколько звуков в слове», «Сколько слов в предложении»  
Лексическая тема: «Столица России»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Дети должны знать: как называется столица; какие в ней находятся достопримечательности, чем она зна­менита; в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка. Словарь: Москва, столица, Красная площадь, мавзолей, Кремль, Дворец съездов, правительство, президент, флаг, гимн, площади, скверы, проспекты, улицы, памятники учёным, поэтам, писателям, композиторам, космонавтам, Большой театр, московский зоопарк, храмы, музеи, выставки, цирк, метро, эскалатор, двор, дом, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, церковь, библиотека, универ­ситет, стадион, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин, достопримечательности; признаки: главная, величественная, златоглавая, торжественная, красивая, московская, столичная, праздничная, чистая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний; действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, рабо­тать, собираться, изучать, основал. Задания: 1. Образование прилагательных в сравнительной степени Высокий — выше, широкий — шире, красивый — красивее, мягкий — мягче, удобный — удобнее, тонкий — тоньше, низкий — ниже, медленный — медленнее, теплый — теплее, чистый — чище. 2. Образование наречий «Назови по образцу» Теплый — тепло, удобный — удобно, чистый — чисто, широкий — широко, холодный — холодно, тонкий — тонко, осторожный — осторожно, низкий — низко, грязный — грязно, медленный — медленно. 3. «Назови ласково» Улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, сквер — скверик, двор — дворик, адрес — адресок. 4. «Один — много» Город — города — городов, улица — улицы — улиц, вокзал — вокзалы — вокзалов, площадь — площади — площадей, театр — театры — театров, магазин — магазины — магазинов, проспект — проспекты — проспектов, бульвар — бульвары — бульваров, сквер — скверы — скверов, школа — школы — школ, храм — храмы — храмов, библиотека — библиотеки — библиотек, аптека — аптеки — аптек, москвич — москвичи — москвичей. 5. Игра «Подбери слово»
  • московская (что?)…,
  • московский (что?)…,
  • московское (что?)….
6. Образование предложного падежа существительных с предлогом «В»Игра «Не ошибись» Где можно купить продукты? - в магазине (на базаре, на рынке). купить лекарства учиться пообедать посмотреть спектакль лечиться гулять купить билет на поезд подстричься работать посмотреть картины 7. Связь слов по типу согласования «Скажи со словом "московский", "столичный"»
  • Транспорт — московский (столичный) транспорт,
  • квартира — московская (столичная) квар­тира...
Словарь: дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители. 8. Поиск антонимов «Скажи наоборот» Эта улица узкая, а эта... (широкая), эта дорога длинная, а эта... (короткая), эта речка мелкая, а эта... (глубокая), эта школа близкая, а эта... (далекая), эта тропинка прямая, а эта... (кривая), этот дуб молодой, а этот... (старенький), этот путь далекий, а этот... (близкий), этот мост высокий, а этот... (низкий). 9. Прочитайте детям стихотворение Москва Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных… Это матушка-Москва. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! 10. Выучите пословицы и поговорки о Москве · Москва – сердце России. · Москва – всем городам мать. · Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал. · Москвой-столицей весь народ гордится. · Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву. · Москва-столица – для всего мира светлица Повторяем с детьми упражнения «Назови звук», «Назови слово», «Сколько звуков в слове», «Сколько слов в предложении»
 
Лексическая тема «Цветущая весна»
Задания учителя - логопеда Примечание воспитателя
Словарь: названия цветов (ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, астра, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, тюльпан и т.д.), названия деревьев (береза, ольха, тополь и т.д.), стебель, листья, цветок, первоцвет, садовые цветы, полевые цветы, букет, приятные, душистые, ароматные, клумба, лейка, удобрения, и т.п. 1. Беседа «Почему весну цветущей называют?».В ходе беседы выучите четверостишие: Март, апрель и май зелёный Дарят листья липам, клёнам. Просыпаются сады, Распускаются цветы. Рассмотреть с детьми картинки с изображениями цветов. Познакомить с названиями, закрепить общее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветов: стебель, листья, лепестки. Закрепить понятия «первоцветы», «садовые цветы», «полевые цветы». 2. Загадки. 1.На зеленом шнурочке Белые цветочки. (Ландыш) 2.У желтенького солнышка Лучи не горячи. У желтенького солнышка Белые лучи! (Ромашка) 3.Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак) 4.Ой, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет! (Колокольчик) 5. Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок, Синеглазый… (Василек) 3. «Назови ласково» Стебель – стебелек Подснежник, лист, тюльпан, корень, гвоздика, цветок, василек, лепесток, ромашка. 4. «Подбирай, называй, запоминай» Закончи предложения словами-действиями. На клумбах цветы (Что делают?) - …… (растут, цветут, вянут….) Из садовой лейки цветы (Что делают?) - …. В букеты цветы (Что делают?) - …… И т.п. 5. «Какие цветы?» Подбор слов-эпитетов. - Цветочки хотят узнать, какие «красивые» слова вы знаете о них. Какие они? Дети: Цветочки красивые, милые, нежные, приятные, душистые, разноцветные, яркие, любимые и др.) 6.Деление слов на слоги. (Дети прошагивают слова: незабудка, ромашка, маргаритка, колокольчик, василек, одуванчик, гвоздика, фиалка, мак). 7. «Расскажи – ка» Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану. 8. Учить. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы. (Т.Собакин) 9. Беседа по тексту стихотворения. Представьте, все цветы исчезнут, что произойдет? (Ответы детей) Нельзя рвать цветы. Цветами нужно любоваться. А как? (Смотреть на них, вдыхать их запах и др.). Добиваемся полных ответов на вопросы. 10. Прослушайте рассказ, вставьте пропущенные слова.  
«Перелетные птицы»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Предметы: птица, грач, кукушка, соловей, ласточка, журавль, утка, аист, гусь (дикий), дрозд, лебедь, скворец; кормушка; стая, косяк, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья, пух… Признаки: дикие, насекомоядные, перелетные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня)… Действия: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть… 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): ласточка – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная… 2. Подбери действия (не менее трех действий): ласточка – летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм… 3. Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая … соловей — … журавль — … утка — … птица — …. 4. Назови птенцов: грач – граченок… утка — … кукушка — … и т.д. 5. Один – много (множественное число): лебедь – лебеди птица — … грач — … скворечник — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — … 6. Есть – нет (родительный падеж): лебедь – нет лебедя птица — … грач — … скворечник — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — … 7. Отгадай и выучи загадки: Я проворна, легкокрыла, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит, дождик где-то близко. На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его … 8. Игра «Кто как кричит?» Ласточка — щебечет, грач — кричит «гра», соловей — заливается, свистит, щелкает, кукушка — кукует, журавль — курлычет, жаворонок — звенит. 9.Игра «Четвертый лишний» Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач). 10.Игра «Угадай и назови» У какой птицы самая длинная шея?... (У лебедя.); ... самые длинные ноги?... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв?... (У цапли.). Какие птицы лучше всех поют?... (Соловьи.); ... подражают пению других?... (Скворцы.). 11. Игра «Расскажи о птице по плану» 1) кто это; 2) какая это птица (перелетная, зимующая); 3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва); 4) чем питается; 5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.  
Лексическая тема: «Правила дорожного движения»
Задания учителя-логопеда Примечания воспитателя
Словарь: пешеход, пассажир, водитель, дорога, опасно, правила дорожного движения, светофор, перекресток, тротуар, транспорт, двустороннее движение, пешеходный переход, «зебра», дорожные знаки … 1. Беседа. Побеседуйте с детьми о том, кто есть кто на дороге (пешеходы, водители, пассажиры), об основных правилах дорожного движения, о светофоре (что означает каждый сигнал), о п6ешекходных переходах, перекрестках, дорожных знаках и т.п. После проведенной беседы задайте детям вопросы по теме, добивайтесь от детейполных ответов на вопросы. 2. Д/И "Какой, какая, какое?” Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных) У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов. Шина из резины (какая?) – резиновая. Дверца из металла (какая?) – … Руль из пластмассы (какой?) – … Сиденье из кожи (какое?) – … Фара из стекла (какая?) – … 3. Д/и «Семейка слов» Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов) - Подберите слова-родственники к слову «дорога». Дети подбирают: дорожный (относящийся к дороге, например, знак), придорожный (Находящийся около дороги.), дорожка (небольшая дорога в саду), дороженька (ласковое название дороги), бездорожье (местность, в которой нет дорог или дороги в плохом состоянии.), подорожник (трава, растущая вдоль дорог), внедорожник (автомобиль, обладающий повышенной проходимостью по бездорожью). 4. Д/и «Подбери подходящее слово» Активизация глагольного словаря. - Машины за окном передвигаются по дороге с разной скоростью, и, в зависимости от того, как быстро или медленно едет машина, мы можем подобрать подходящее слово. Дети называют: едут, мчаться, несутся, летят, гонят, тащатся, ползут, катят, тянутся, обгоняют (друг друга). 5. «отгадай загадку и найди знак»Перед детьми лежат дорожные знаки. Необходимо отгадать загадки и найти нужный знак, объяснить, для чего этот знак необходим. 1. В этом месте, как ни странно ждут чего, то постоянно Кто то сидя, кто то стоя, что за место здесь такое? (Место остановки автобуса) 2. Рядом школа или садик Осторожнее шофер. Здесь гуляют Тани, Пети И дорожный знак здесь… (дети) 3. Заболел живот у Ромы Не дойти ему до дома, В ситуации такой, Нужно знак найти, какой? 4. Всем знакомые полоски Знают дети, знают взрослые Через дорогу нас ведет (Пешеходный переход) 5. Под землею вырыт ход Вот (Подземный переход) 6. Выучите с детьми пословицы и поговорки. Объясните, почему так говорится в поговорке. Тише едешь - дальше будешь. Опасайся бед, пока их нет. Гляди в оба, да не разбей лба. 7. Выучить стихотворение. Если красный свет горит – Значит путь тебе закрыт! Если желтый свет горит – «Приготовься!» - говорит. А зеленый свет горит – Путь вперед тебе открыт!  
Тема «Насекомые»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Предметы: насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, гусеница, божья коровка, паук; улей, рой, дупло, нора, муравейник; крылышки, брюшко, хоботок, спинка, голова, усы, лапки (3 пары или 6 лапок у насекомых, 4 пары или 8 лапок у паука); цветы, пальца, корм, польза, вред; мед… Признаки: вредные, полезные, маленькие, красивые, надоедливые, нарядные, разноцветные, прозрачные, опасные… Действия: летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить, пищать, повреждать, откладывать, ловить, ползать, приносить… 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): бабочка (какая?) – … 2. Подбери действия (не менее трех действий): бабочка (что делает?) –… 3. Назови ласково: пчела – пчелка стрекоза - жук — … паук — … комар — … 4. Один – много (множественное число): пчела – пчелы жук - кузнечик — … оса — … стрекоза — … паук — … крыло — … лапка — … гусеница — … нора — … муравейник — … 5. Есть – нет (родительный падеж): пчела – нет пчелы жук - кузнечик — … оса — … стрекоза — … паук — … крыло — … лапка — … гусеница — … нора — … муравейник – 6. Посчитай: один муравей, два …, три …, четыре …, пять … одна стрекоза, две …, три…, четыре…, пять… 7. Выучите стихотворение (знать автора стихотворения): - Эй, жук! Наш друг! Расскажи, где ты живешь? Что нас в гости не зовешь? Ты себе построил дом? - А зачем мне строить дом? Я живу под лопухом… М. Вехова 8. Разберите с детьми пословицы и поговорки. 1. Один улей – улей, а пять – пасека. 2. Плохие пчёлы – плохой и мёд. 3. Работяща, как пчела. 4. Не поддавайся на пчелиный медок: у нее жальце в запасе. 5. О меде хоть год думай, во рту слаще не станет. 6. Речи, как мёд, а дела, как полынь.  
Лексическая тема: «О любимых мамах» (старшая и подготовительная группы)
Задания логопеда Примечание воспитателя
1. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)? Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии. 2. Подбор прилагательных: Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д. Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д. Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д. 3. Подбор слов – действий: Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д. Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д. Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д. 4. Согласование существительных с числительными: Одна мама, две мамы, пять мам. Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек. Одна сестра, две сестры, пять сестер. Одна учительница, две учительницы, пять учительниц. Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д. 5. Словообразование (приставочные глаголы): Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит. Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает. Шьет – пришьет, вышьет, зашьет. Лечит- полечит, залечит, вылечит. Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д. 6. Закончи предложение (склонение существительного): У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей… 7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану: Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь? 8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану: Как зовут (ИО)? Кто старше, кто младше? Кто ты маме, а кто бабушке? Внешность, профессия. Кто что делает по дому? Как ты помогаешь? 9. Прочитайте и разберите стихотворение: «Кто кому кто?» - Бабушка, бабушка, я чья дочка? - Ты Федина дочь, моего сыночка. - Мой папа большой, а совсем не сыночек. - Сыночек. Брат моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? - Да разве у дочки мы были? У тети! - Тетю твою я в люльке качала… - Бабушка, стой, объясни-ка сначала, Кто мне Наташа и два ее братца? - Ладно, попробуем разобраться: Их мама, племянницы мужа сестра, Маленькой ох была и шустра! А ты доводишься…Хитрое дело… -Бабушка, что-то у нас пригорело! - Тьфу ты, пока я соображала, Все молоко из кастрюли сбежало. Я. Аким 10. Исправь ошибки Незнайки: Сначала родилась дочка, а потом мама. Бабушка младше моей мамы. Моя мама – бабушкина внучка. 11. Выучите стихотворение: Все хожу, все думаю, смотрю: «Что ж я завтра маме подарю? Может куклу? Может быть, конфет?» - Нет! Аленький цветочек-огонек!  
Лексическая тема «Весна»
Задания логопеда Примечания воспитателя
Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сосульки, гроза… Действия: наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит… Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные… 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): дождь (какой?) – … сосулька (какая?) — … 2. Подбери действия (не менее трех действий): дождь (что делает?) –… солнце (что делает?) — … 3. Один – много (множественное число): проталина – проталины сосулька — … луч — … почка — … подснежник — … ручей — … 4. Есть – нет (родительный падеж): подснежник – нет подснежника сосулька — … луч — … почка — … проталина — … ручей — … 5. Посчитай: одна сосулька, две …, три …, четыре …, пять … один подснежник, два …, три…, четыре…, пять… 6. Скажи наоборот: тепло – холодно светло — … сыро – … грязно — … день — … утро — … 7. Выучи стихотворение: Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. (С. Маршак) Объяснить значение слова валежник. (Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю.- Толковый словарь Ожегова)  
Лексическая тема «Мебель»
Задания логопеда Примечания воспитателя
Предметы: дом, крыша, стена, труба, пол, потолок, угол, дверь, окно, ступеньки, подъезд, лифт, лестница, этаж, вход, выход, квартира, балкон, фундамент, перила, ванная, антенна, чердак, гостиная, спальня, зал, столовая, кухня, прихожая, коридор, стол, стул, тахта, кушетка, кровать, диван, скамейка, табуретка, кресло, буфет, сервант, шкаф, спинка, сиденье, ножки, стенка, дверцы, ручки, уголок (мягкий), гарнитур… Действия: стоять, ставить, переставлять, двигать, передвигать, сидеть, лежать, спать, класть, покупать, делать, собирать, мастерить… Признаки: деревянный, металлический, большой, маленький, высокий, низкий, широкий, удобный, узкий, квадратный, круглый, мягкий, вместительный, столовый, кухонный, красивый, практичный… 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): стол (какой?) –… кровать (какая?) — … кресло (какое?) — … 2. Назови ласково: стол — столик кресло — … диван — … стул — … шкаф — … кровать — … 3. Один – много (множественное число): кресло – кресла диван — … кровать — … тумбочка — … шкаф — … диван – … дом — … угол — … окно — … 4. Есть – нет (родительный падеж): стена – нет стены окно — … крыша — … шкаф – … кресло — … диван — … 5. Образуй признаки (от предметов): шкаф сделан из дерева, значит он какой? – деревянный стол из пластмассы — … стул из металла — … кресло из кожи — … 6. Назови части: дом – фундамент, стены, крыша, окна… стол – ножки, столешница; стул – спинка, сиденье, ножки; шкаф – полки, створки, антресоль… 7. Посчитай: один диван, два…, три…, четыре…, пять…; одна крыша, две…, три…, четыре…, пять…; одно кресло, два…, три…, четыре…, пять….  
Лексическая тема «Школа и школьные принадлежности»
Задания логопеда Примечания воспитателя
1. «Посчитай слоги» ранец, пенал, букварь, тетрадь, карандаш, ручка и др. 2. «Ответь на вопрос» (ребенок дает полные, развернутые ответы) Для чего нужен пенал? - Пенал нужен, чтобы носить в нём карандаши и ручки. Для чего нужен портфель? Для чего нужен дневник? 3. Беседа с детьми о том, для чего нужно ходить в школу. 4. Отгадайте и выучите с детьми загадки: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита. (Книга) Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка. (Карандаш) Новый дом несу в руке. Двери дома на замке. А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель) То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь) 5. «Исправь Незнайку» - Кисточка рисовала Лену. - Учебник учится по Саше. - Пенал положил Олю в портфель. - Ручка написала Тане письмо. - Бумага резала Вову ножницами. - Альбом оставил Таню на столе. - Портфель поставил Кирилл под стол. 6. «Подбери признак»: портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой.... тетрадь (какая?) – … пенал (какой?) – … ручка (какая?) – … и т. д. 7. «Исправь ошибку и скажи правильно» У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом. 8. «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности). Я кладу в рюкзак пенал. Я собираю тетради в клетку и в линейку. 9. Ответить на вопросы: сесть за парту — выйти (откуда?) из-за парты; положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) со стола; поставить вазу на подоконник — взять вазу (откуда?) с подоконника; ручка упала под парту — подняли ручку (откуда?) из-под парты; войти в класс — выйти (откуда?) из класса; спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш (откуда?) из рюкзака. 10. Игра «Скажи наоборот»: длинная линейка — короткая линейка, острый карандаш — тупой карандаш, толстая книга — тонкая книга, высокий мальчик — низкий мальчик и т.д.  
Лексическая тема «Космос» (средняя группа)
Задание учителя-логопеда Примечание воспитателя
Словарь. Предметы: космос, космонавт, Гагарин, герой, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, невесомость, планеты, звезды, Земля, Луна, Солнце связь, Цент управления полетами, работа, ученые, конструкторы, исследования, опыты… Признаки: первый, космический, орбитальный, важная, трудная, земной, лунный, солнечный, космический… Действия: осваивать, запускать, летать, выполнять… 1. Беседа. Объясните детям, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите детям о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп. Проверьте, как дети запомнили то, о чём Вы с ними беседовали. Попросите их ответить на вопросы: - Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики. - Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. - Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции. - Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом. - Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин. - Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром. - Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр. - Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля. - Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп. 2. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая детям самим закончить стишок. Если дети затрудняются с ответом, подскажите им сами. Игру можно повторить несколько раз. На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на … (ракете). Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется … (Земля). Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звёзд калейдоскоп Астрономы в … (телескоп). Посчитать совсем не просто Ночью в тёмном небе звёзды. Знает все наперечёт Звёзды в небе … (звездочёт). Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин). Освещает ночью путь, Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … (луна). Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлёт всем подряд, И как одинокий путник Летит по орбите … (спутник). У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт). 3. Один – много (множественное число): спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — … 4. Есть – нет (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — … связь – … 5. Посчитай: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять… 6. Выучить стихотворение: «Ракета и я» В парке новая ракета Краскою побелена, В парке новая ракета На Луну нацелена. Я не струшу, я рискну, Я отправлюсь на луну. На Луне моря сухие, Значит, я не утону. А. Матитус  

Домашнее задание по лексической теме: "Дикие животные"

1. Подбери признаки (не менее трех признаков): Медведь (какой?) — … лиса (какая?) — …

2.Подбери действия (не менее трех действий): Волк (что делает?) — … белка (что делает?) — …

3.Назови детенышей: У медведя — …

у лисы — …

у волка –…

у белки — …

у ежа -…

у лося — …

у зайца – …

4. Назови ласково: белка — …

лиса — …

волк – …

еж — …

заяц — …

копыто – …

хвост — …

нос — …

лапа — …

5. Один – много (множественное число): волк – волки

лось — …

лисенок — …

лапа — …

хвост — …

нора — …

6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): хвост – нет хвоста

олень — …

заяц — …

белка — …

медвежонок — …

дупло — …

7. Посчитай: один волк, два …, три…, четыре …, пять…

одна лиса, две…, три…, четыре…, пять…

одно дупло, два…, три…, четыре…, пять…

8. Как называется дом: у волка -…

у лисы — …

у медведя — …

у белки — …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: