Выложить фигуру из спичек (счетных палочек)по образцу

9. Выучи стихотворение:

«Пруд»

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Любо им водой плеснуть,

Чешуей на миг блеснуть, -

Рыбкам выпрыгнуть на воздух

Все равно, что нам нырнуть.

(Е. Стюарт)

Лексическая тема «Дикие животные средней полосы»
Задания учителя-логопеда Примечания воспитателя
Предметный словарь: зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосенок, лосята; еж, ежиха, ежонок, ежата; белка, бельчонок, бельчата; волк, волчица, волчонок, волчата; лиса, лис, лисенок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нора, дупло, берлога, логово, пещера, гнездо, водопой; рога, копыта, шерсть, мех, иголки, шкура. Словарь признаков: хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, спокойный, сильный, дикий, лохматый, пушистый, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, зубастый, неуклюжий, косолапый, осторожный… Словарь действий: жить, охотиться, грызть, спасаться, убегать, догонять, добывать, прыгать, рыскать, прятаться, рычать, выть, охранять, притаиться, подкрадываться… 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): Медведь (какой?) — … лиса (какая?) — … 2.Подбери действия (не менее трех действий): Волк (что делает?) — … белка (что делает?) — … 3.Назови детенышей: У медведя — … у лисы — … у волка –… у белки — … у ежа -… у лося — … у зайца – … 4. Назови ласково: белка — … лиса — … волк – … еж — … заяц — … копыто – … хвост — … нос — … лапа — … 5. Один – много (множественное число): волк – волки лось — … лисенок — … лапа — … хвост — … нора — … 6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): хвост – нет хвоста олень — … заяц — … белка — … медвежонок — … дупло — … 7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному): лиса — тявкает, медведь — рычит, волк — воет, белка —.... 8. Посчитай: один волк, два …, три…, четыре …, пять… одна лиса, две…, три…, четыре…, пять… одно дупло, два…, три…, четыре…, пять… 9. Как называется дом: у волка -… у лисы — … у медведя — … у белки — … 10. Угадай, кто это? Серый — …; косолапый — …; хитрая — …; колючий — …; косой — … 11.Дидактическая игра «Про кого можно сказать...» (подобрать существительное к глаголу): охотится —..., крадется _... воет —..., кусается —..., пугается —..., скачет —..., переваливается —..., хитрит —..., выслеживает —.... 12.Дидактическая игра «Кому что дадим?» (употребление дательного падежа существительных). Мясо — волку, малину —..., мед —..., морковку —..., яблоко —..., орехи —..., грибы —... Упражнение на координацию речи с движениями. Я как белка в колесе прыгаю на месте, Чтобы было веселей, поскакали вместе. Раз, два, три, четыре, пять — начал заинька скакать. Прыгать серенький горазд — он подпрыгнул десять раз. (Ребенок совершает прыжки на месте. Под счет ребенок прыгает 5 раз. После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз). Упражнения для пальчиков. «Зайчик» Зайка серый скачет ловко. В лапках у него морковка. (Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок). «Зайка и ушки» Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат. (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед). Загадки. Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса) Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж) Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка) Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц) Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк) Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) Связная речь. Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану: Название. Где живет? Жилище. Внешний вид. Чем питается? Детеныши.  
Лексическая тема: «Животные жарких стран»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Дети должны усвоить: названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются, приспособления к окружающей среде. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: хищники, дикие, травоядные, опасные, южные; сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные; слон, жираф, крокодил, черепаха, тигр; хобот, клыки, грива; пасть, панцирь, пятнышки; рычит и т.д. Грамматический строй 1. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что») Слон, лев, собака, тигр Крокодил, кенгуру, жираф, кошка Заяц, зебра, кобра, пантера Волк, лев, медведь, лиса Морж, обезьяна, удав, дикобраз 2. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе) Один слон, два слона, пять слонов (тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз) 3. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме) Слон - слоник (тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз) 4. «Кто в Африке живет?» (согласование существительных во множественном числе, роде, падеже) В Африке живут гориллы (лев, черепаха, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз, обезьяна) Связная речь 1. Составь предложение из слов: Слон, джунгли, живет. Зебра, охотится, тигр, хищный. Панцирь, крепкий, черепаха. Детеныш, львица, голодный, мясо, несет. Трава, питается, листья, жираф. Горилла, стая, кричать, джунгли, громко. 2. Составление рассказа - описания о диких животных жарких стран
КТО ЭТО? ЦВЕТ ЧАСТИ ТЕЛА
ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО? ГДЕ ЖИВЕТ? ЧЕМ ПИТАЕТСЯ Хищное/травоядное
ГДЕ ЖИВЕТ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕТЁНЫШИ?
 
Лексическая тема «Транспорт»
Задания учителя-логопеда Примечание
Предметы: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы,; светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист. Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный… Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать), заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить … 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): автобус (какой?) — … 2. Подбери действия (не менее трех действий): самолет (что делает?) – … 3. Один – много (множественное число): машина – машины самолет — … корабль — … колесо – … вагон — … крыло — … капитан — … водитель — … летчик — … 4. Посчитай один самолет, два …, три…, четыре …, пять … одно колесо, два…, три…, четыре …, пять… одна машина, две…, три…, четыре…, пять… 5. Закончи предложение: Машинист – это тот, кто … Регулировщик – это… Шофер – это… Летчик – это… Пешеход – это… Пассажир – это… Кондуктор – это… Капитан – это… 6. Закончи предложение (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от слова «ехать») Машина из гаража … Машина к дому … Машина от дома… Машина в ворота… Машина до дома… Машина с моста… 7. Выучи стихотворение. «Паровоз» Паровоз, паровоз, Что в подарок нам привез? - Я привез цветные книжки. Пусть читают ребятишки. Я привез карандаши, Пусть рисуют малыши. Е. Благинина  
Лексическая тема: «Хлеб – всему голова»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Лексика Предметы: рожь, пшеница, овёс, гречиха, рис, просо, колос, зерно, мука, крупа, тесто, каша, поле, плуг, борона, сеялка, комбайн, мельница, элеватор, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, лепёшка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты. Признаки: пшеничный, ржаной, овсяная, гречневая, рисовая, пшённая, тёплый, душистый, свежий, мягкий, чёрствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, чёрный, белый, серый, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжёлый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная. Действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колоситься, печь, резать, есть, беречь. 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел».(Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.) Откуда хлеб пришел? — Из магазина. А в магазин как попал? — Из пекарни. Что делают в пекарне? — Пекут хлеб. Из чего? — Из муки. Из чего мука? — Из зерна. Откуда зерно? — Из колоса пшеницы. Откуда пшеница? — Выросла в поле. Кто ее посеял? — Колхозники. 2. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): булка (какая?) – … пирог (какой?) — … 3. Игра «Назови, какой, какая, какое?» •Поле с рожью — ржаное; •Поле с пшеницей — пшеничное; •Поле с овсом — овсяное; •Поле с ячменём — ячменное; •Поле с кукурузой — кукурузное; •Поле с гречихой — гречишное; •Поле с просом — просяное. •Масло изо льна — льняное; •Масло из подсолнечника — подсолнечное; •Масло из кукурузы — кукурузное. •Хлеб изо ржи — ржаной; •Хлеб из пшеницы — пшеничный. •Каша из пшена — пшённая; •Каша из овса — овсяная; •Каша из ячменя — ячневая; •Каша из кукурузы — кукурузная; •Каша из гречихи — гречневая. 4. Назови ласково: булка – булочка колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — … 5. Один – много (множественное число существительных): батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — … 6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — … 7. Посчитай: Один колос, два…, три…, четыре…., пять… Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять… 8. Составить рассказ по плану-рисунку «Откуда хлеб пришел». 9. Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь. 10. Подобрать родственные слова к слову хлеб. (Хлебница, хлебный, хлебушек.) 11. Составить предложение из слов. Хлеб, печь, мука, из. 12. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании). Я знаю пословицу о.... Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... Ваня пошел в магазин за.... Я не люблю есть суп без.... У меня дома нет.... 13. Выучить стихотворение. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. (Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)  
Лексическая тема «Детский сад. Игрушки»
Задания учителя - логопеда Примечание воспитателя
Дети должны знать: — имена, отчества воспитателей и других работников детского сада; — названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения и правила обращения с ними; — расположение, назначение и название комнат и групп в детском саду: кухня, бассейн, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, столовая, кабинет заведующего, кабинет врача, прачечная; — названия профессий работников детского сада: логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра, повар, завхоз и т. д. — названия игрушек; — чем одна игрушка отличается от другой; — как играть той или иной игрушкой; — из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она сделана. Лексика предметы: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др., мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы); признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий, круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная; действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т. д., бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т. д. 1.Составление предложений по демонстрации действия. Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т. д.; что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т. д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т. д.; что делает медицинская сестра? —...;... логопед? —... и т. д. 2. Один-много Образование существительных единственного и множественного числа Комната — комнаты, спальня — спальни, коридор, раздевалка, кабинет, зал, площадка, веранда, бассейн, игра, кухня, игрушка; Мяч — мячи, кукла, кубик, мишка,и т.д. 3. «Что делают?» Образование глаголов множественного числа Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют, лепит — лепят, считает — считают. 4. «Жадина» Согласование существительных с личными местоимениями. Воспитатель говорит слово, ребенок повторяет как «жадина». Например: кукла – моя кукла. комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т. д.; зал, бассейн, кабинет, коридор и т. д. кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка; мяч, мишка, слон. 5. Классификация понятий «Назови лишнее слово» Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок); барабан, матрешка, лук, машинка (лук); кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги). 7. Игра «Запомни игрушки»(детям от 4 лет) Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки». 8. Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» Игрушка из резины — резиновая, ... железа — железная, ... дерева — деревянная, ... меха — меховая, ... пластмассы — пластмассовая. 9. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка, машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка, локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка. 10. Игра «Чей? Чья?» На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос. Дети достают игрушки из коробки. — Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.) — Этот слон чей? (Этот слон мой.) 11. Формирование выразительности речи Упражнение для развития понимания вопросительной интонации Бьют его рукой и палкой — Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут. Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют? Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией. 12. Учить стих А.Барто из цикла «Игрушки»  
Тема: «Фрукты. Сад»
Задания учителя-логопеда Примечания воспитателя
Предметы: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, яблоня, мандарин, сад, земля, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, пища, сок, кисель, компот, варенье, повидло, фрукт… Признаки: цвета – красный, оранжевый, бордовый и т.д.; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – яблочный, сливовый и т.д.; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный… Действия: собирать (урожай), расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать. Задание 1. «Отгадай загадки». Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко) На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива) Задание 2. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша —..., слива —..., персик —..., банан —.... и т.д. Задание 3. Дидактическая игра «Большой — маленький»(словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон —..., банан —..., апельсин —.... и т.д. Задание 4. «Слова – родственники». Подобрать родственные слова: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный; вишня — вишенка, вишневый; смородина — смородинка, смородиновый; лимон — лимончик, лимонный. и т.д. Задание 5. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное. (то же с др. фруктами) Задание 6. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? Что из него готовят? Задание 7. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона... пять лимонов; одна слива, две сливы... пять слив. и т.п. Задание 8. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши —...; варенье из груши —...; сок из апельсина —..., варенье из апельсина —.... Задание 9. Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко — на яблоне, слива — на..., груша — на.... и т.п. Задание 10. Отгадать описательную загадку. Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко) Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак» (не менее трех признаков): лимон (какой?)...; яблоко (какое?)… и т.п. Задание 12. Подбери действия (не менее не менее трех действий): С яблоком что можно сделать? – … Задание 13. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): яблоко – нет яблока лимон — … корень — … сад — … дерево — … ветка — … косточка — … лист — … ствол — … Задание 14. Выучить стихотворение: Три яблока из сада Ежик притащил. Самое румяное Белке подарил. С радостью подарки Получила белка. Сосчитайте яблоки У ежа в тарелке! В. Волина Задание 15. Пальчиковая гимнастика "Фрукты" соединять пальцы подушечками, начиная с мизинцев. На базар ходили мы, мизинцы Много груш там и хурмы, безымянные Есть лимоны, апельсины, средние Дыни, сливы, мандарины, указательные Но купили мы арбуз большие Это самый вкусный груз пальцы сжимаются в кулак. Задание 16. «Нарисуй – ка». Совершенствование фонематических процессов, учить подбирать слова на заданный звук. Воспитатель предлагает детям нарисовать только те фрукты, названия которых начинаются со звука «а». Выигрывает тот, кто нарисовал больше фруктов. Задание 17. «Отгадай слово». Совершенствование фонематических процессов, учить определять первый и последний звук в слове. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением фруктов и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Например: В названии этого фрукта первый звук «а», последний «н» (апельсин)  
Тема: Семья. Мамин праздник – 8 Марта
Задание учителя-логопеда Примечание воспитателя
1. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)? Поговорить с детьми о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?); Предложить детям назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей. Дети должны усвоить: семья, ее состав, функции членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная). Расширяем словарный запас: родители, мама, папа, браг, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, родня, семья и т.д., подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии. 2. Подбор прилагательных: Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д. Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д. Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д. 3. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме) Мама - мамочка, мамуля и т.д. (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя) 4. Подбор слов – действий: Что умеет делать мама? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д. Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д. Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д. 5 «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных). Шарф (чей?) — мамин, папин,.... Шапка (чья?) — тетина, дядина.... Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино.... Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины.... 6. «А у вас?» (составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных): Ваша семья большая, а наша...(больше). Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная. здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая. 7. Согласование существительных с числительными: Одна мама, две мамы, пять мам. Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек. Одна сестра, две сестры, пять сестер. Одна учительница, две учительницы, пять учительниц. Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д. 8.Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а): Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка. 9. Словообразование (приставочные глаголы): Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит. Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает. Шьет – пришьет, вышьет, зашьет. Лечит- полечит, залечит, вылечит. Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д. 10. Закончи предложение (склонение существительного): У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей… 11. «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы. 12. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану: Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь? Составление рассказа о себе и своей семье. Образец рассказа: Меня зовут Смирнов Виктор Иванович. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря. Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 2, квартира 5. Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом. Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учитель. Моей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе. 13. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану: Как зовут (ИО)? Кто старше, кто младше? Кто ты маме, а кто бабушке? Внешность, профессия. Кто что делает по дому? Как ты помогаешь? 14. Прочитайте и разберите стихотворение: «Кто кому кто?» - Бабушка, бабушка, я чья дочка? - Ты Федина дочь, моего сыночка. - Мой папа большой, а совсем не сыночек. - Сыночек. Брат моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? - Да разве у дочки мы были? У тети! - Тетю твою я в люльке качала… - Бабушка, стой, объясни-ка сначала, Кто мне Наташа и два ее братца? - Ладно, попробуем разобраться: Их мама, племянницы мужа сестра, Маленькой ох была и шустра! А ты доводишься…Хитрое дело… -Бабушка, что-то у нас пригорело! - Тьфу ты, пока я соображала, Все молоко из кастрюли сбежало. Я. Аким 15. Исправь ошибки Незнайки: Сначала родилась дочка, а потом мама. Бабушка младше моей мамы. Моя мама – бабушкина внучка. 16. Выучите стихотворение: Все хожу, все думаю, смотрю: «Что ж я завтра маме подарю? Может куклу? Может быть, конфет?» - Нет! Аленький цветочек-огонек! 17. Упражнение для пальчиков. Этот пальчик — дедушка Этот пальчик — бабушка Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка. Ну а это я. Вот и вся моя семья!  
Тема: «Весна»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Дети должны усвоить названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно -следственных связей (почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы); пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: град, оттепель, капель, проталины, сосульки; март, апрель, май: солнечная, теплая, жаркая, бирюзовый, изумрудно – зеленый; оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает. Грамматический строй 1. «Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственньгх связей) Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко) Почему бегут ручьи? Почему тает лед? Почему трескается лед? Почему набухают почки? Почему лопаются почки? Почему прилетают птицы? Почему радуются люди? Почему люди одеваются легче, чем зимой? 2. Толкование и заучивание пословиц о ранней весне. В марте щука хвостом лёд разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. 3. «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна) Весна какая? - ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая, холодная, теплая. 4. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек. (солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач) 5. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что) Засветило солнышко, потому что стало тепло. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Тает снег, потому что бегут ручьи. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок». Дружок ты мой, дрозд (дети машут сложенными ладонями в крапинку хвост, как крыльями). Носик - остренький, (загибают по одному пальчику на обеих Бочок – пестренький руках, начиная с большого). Перья - тонкие, Песни – звонкие. Весной распеваются, Зимой забываются. (снова машут сложенными накрест ладо- нями). Подвижная игра «Весна, весна, красная!». Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков. Весна, весна, красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки). Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью. (идут в противоположную сторону по кругу). Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох). С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох). С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу). Связная речь Пересказ рассказа «Три весны»: У природы три весны. Первая наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает, Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу, там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою. Слоговая структура слова «Прохлопай» стишок: В гости к нам весна пришла, Деток радует она. Солнце светит, солнце греет, Всюду травка зеленеет.  
Лексическая тема: «Профессии»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Словарь. Предметы: работа, труд, профессия, учитель, врач, строитель, рабочий, сапожник, летчик, водитель, парикмахер, милиционер, пожарный, инженер, нефтяник, газовик, геолог, вахта, вышка, буровая, буровик, качалки, нефть, газ, оленевод, рыболов; воспитатель, учитель, библиотекарь, медсестра, повар, швея, парикмахер, продавец, почтальон, домохозяйка… Признаки: нужный, полезный, интересный, трудный, нефтяной, газовый, буровой, школьный, медицинский, домашние, рабочие… Действия: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, охранять, спасать, чинить, бурить, добывать, качать, разведывать, искать, охотиться, ловить, разводить; шить, готовить, воспитывать, стричь … 1. Подбери действия (не менее трех действий): Швея (что делает?) – … Милиционер (что делает?) — … 2. Один – много (множественное число): водитель – водители врач — … учитель — … рабочий — … пожарный — … летчик — … медсестра — … повар — … воспитатели — … швея — … 3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): повар – нет повара клоун — … милиционер — … врач — … строитель — … сапожник — … пожарный — … рабочий — … работа — … труд — … профессия — … инструмент – 4. Посчитай: Одина швея, две …, три …, четыре …, пять… Один продавец, два …, три …, четыре …, пять … 5. Продолжи предложения: В магазине работают продавцы, кассиры, … В больнице работают …, …, …. На стройке работают …, …, …. В детском саду работают …, …, …. 6. Что делают: электрик -… педиатр — … крановщик — … хирург — … кассир — … логопед — … грузчик — … писатель — … 7. Знать! Чем занимаются мама и папа на работе, как называются их профессии.  
Лексическая тема: «Инструменты и материалы»»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Дети должны усвоить: названия орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны; понятия «орудие труда», «рабочий инструмент». Словарь ребенка должен включать слова: рабочий инструмент; ножницы, грабли, молоток, лопата, тяпка, дрель, ручка, карандаш, компьютер, указка. 1. Рассмотреть вместе с детьми картинки инструментов (музыкальные, сельскохозяйственные, рабочие), вспомнить вместе названия инструментов, предназначение каждого. Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др. Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса. Рабочие: молоток, топор, ножницы, клещи, рубанок, дрель, отвертка, пила и др. 2. «Назови ласково». Грабли – грабельки Скрипка — … Топор — … Лопата — … и д.т. (кисть, пила, молоток, тяпка, карандаш, ручка, грабли, ножницы, иголка, отвертка) 3. «Подбери действие». Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают. Отверткой (Что делают?) — … Косой (Что делают?) — … Граблями (что делают?) — … и т.д. 4. «Музыкант». На пианино играет — пианист На скрипке играет – скрипач На балалайке — … На гармони — … На гитаре — … На барабане — … 5. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что») Иголка, топор, конфета, метла. Шапка, варежки, спицы (вязальные), шарф. Пила, ножницы, расческа, фен. Нож, ложка, кисть, поварешка. Дрель, ручка, автобус, шприц. Картофель, тяпка, свекла, морковь. Ручка, карандаш, портфель, линейка. 6. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе) Один топор, три топора, пять топоров (нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, указка, фен) 7. Составление рассказа – описания об инструменте по плану: Название инструмента. Человеку какой профессии он принадлежит? Назначение инструмента. Форма инструмента. Из какого материала изготовлен инструмент? Пользовался ли ты сам этим инструментом? 8.Выучить стихотворение, прохлопать ритм: Летят опилки белые, летят из – под пилы, Это плотник делает рамы и полы. Топором, рубанком выстругивает планки. Сделал подоконники без сучка – задоринки. 9. «Из чего какой». Из железа – железный, из пластмассы….., из шелка ……, из резины……, из дерева……., и.тд.  
Лексическая тема «Продукты питания»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Словарь. Названия: мука, хлеб, булочки, пирожки, пирожное, батон, торт, баранки, сухари (хлебобулочные изделия); рыба — фарш, котлеты, консервы; мясо — колбаса, сосиски, ветчина, холодец, пельмени, суп, борщ, биточки; молоко — сыр, сметана, простокваша, кефир, масло, творог; бульон, рассольник, сок, варенье, винегрет, салат, щи, плов, каша, холодильник; Признаки: кислый, пресный, соленый, жареный, вареный, горький, мягкий, жесткий, сочный, сухой, жидкий, свежий, душистый, густой, сладкий, острый, ржаной, пшеничный, вкусный, продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, кондитерский; Действия: резать, чистить, солить, перчить, мешать, жарить, варить, печь, тушить, коптить, разделывать, обваливать, обмазывать, мариновать, консервировать, готовить, хранить, покупать, продавать. 1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе «Назови ласково» Суп — супчик, масло — маслице, блин — блинок, блинчик, печенье — печеньице, котлета — котлетка, лапша — лапшичка, творог — творожок, баранки — бараночки, хлеб — хлебушек, торт — тортик, варенье — вареньице, каша — кашка, изюм — изюминка, икра — икринка, мармелад — мармеладинка, горох — горошинка. 2. Поиск однокоренных слов «Подбери родственные слова» Хлеб — хлебный, хлебушек, хлебница, нахлебник; сахар — сахарный, сахарок, сахарница; соль — солонка, соленый, посолил; молоко — молочный, молочко, молочница; селедка — селедочный (фарш), селедочка, селедочница. 3. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много» Суп — супы — много супа (супов), щи — щи — много щей, котлета — котлеты — котлет, молоко — молоко — много молока, пирог — пироги — пирогов, холодец — холодец — много холодца, сосиска — сосиски — сосисок, сок — соки — соков (сока), каша — каши — каш, консервы — консервы — консервов, фарш — фарш — фарша, лапша — лапша — много лапши. 4. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» Одна котлета — две котлеты — пять котлет, одна жареная котлета — две жареные котлеты — пять жареных котлет, один пирог — два пирога — пять пирогов, один пышный пирог — два пышных пирога — пять пышных пирогов. 5. Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?» Хлеб из ржи — ржаной хлеб; варенье из вишни — вишневое; сок из фруктов — фруктовый, ... из овощей — овощной, ... из помидоров — томатный; бульон из курицы — куриный, ... из рыбы — рыбный, ... из мяса — мясной; молоко у коровы — коровье, ... у овцы — овечье; каша из гречки — гречневая, ... из риса — рисовая, ... из пшена — пшенная, ... из геркулеса — геркулесовая, ... из манки — манная; котлеты из моркови — морковные; напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; оладьи из картофеля — картофельные; компот из слив — сливовый. 6. Образование качественных прилагательных «Назови по образцу» Жарить картофель — значит, он какой? — жареный; варить свеклу — значит, она какая? — вареная; парить репу —... (пареная); морозить клюкву —... (мороженая); мариновать помидоры —... (маринованные); консервировать огурцы —... (консервированные); солить капусту —... (соленая). 7. Поиск грамматических ошибок «Исправь Незнайкины ошибки» Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Маша приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок икру (кабачковую икру). Бабушка испекла яблоко пирог (яблочный пирог). Лида сварила вермишель суп (вермишелевый суп). В магазине продают мясо фарш (мясной фарш). Лексический строй речи 8. Поиск соответствующего понятия «Отгадай и назови» Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье); ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром (бутерброд); лошадиное молоко (кумыс). 9. Поиск соответствующего понятия и развитие монологической речи «Составь рассказ по плану» Что это? К какому виду относится этот продукт питания? Как он попал на наш стол? Как называется отдел магазина, в котором продается этот продукт питания? Что из него можно приготовить? Где его можно хранить? 10. Загадки. Скажи-ка, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар.) Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар.) Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто.) Маленькое, сдобное Колесо съедобное — Одна тебя не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик.) Белая водица Всем нам пригодится. 'Из водицы белой Все, что хочешь, делай: Сливки, простоквашу, Масло в нашу кашу, Творожок на пирожок. Кушай, Ванюшка-дружок! Ешь да пей, гостям налей И коту не пожалей! (Молоко.) 10. БЕСЕДА. Рассказать детям, какие продукты делают из молока, муки, мяса. Рассказать, что их можно назвать молочными, мучными, мясными. 11. Упражнение «Жадина»: Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «моё», «мои». (Мой сыр. Моя булочка. Моё молоко. Мои сосиски. И т.д.). 11. Упражнение «Скажи наоборот»: Дополнить предложения словами- признаками. Молоко жидкое, а сметана-…. Творог мягкий, а сыр -…. Батон горячий, а эскимо -…. 12. Упражнение «Четвёртый лишний»: Послушай слова и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее. Тарелка, вилка, хлеб, нож. Вафли, чашка, баранка, сухари. Творог, сыр, йогурт, колбаса.  
Лексическая тема «Посуда»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Предметы: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковорода, ложка, вилка, стакан, сахарница, хлебница, масленка, солонка, сервиз; повар кондитер; кухня, столовая; раковина. Признаки: столовая, чайная, кофейная, кухонная посуда; стеклянный, глиняный, деревянный, пластмассовая, металлическая, фарфоровая, хрустальная, красивая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная. Действия: готовить, кушать, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, разбивать, чистить, расставлять, сервировать, кипятить, покупать, беречь. 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): Чашка (какая?) – … чайник (какой?) — … 2. Образуй признаки (от предмета): пластмасса — пластмассовая стекло — … глина — … дерево — … праздник — … чай — … кофе — … кухня — … 3. Назови ласково: чашка – чашечка ложка — … чайник — … тарелка — … кастрюля — … блюдце — … 4. Один – много (множественное число существительных): чайник – чайники ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -.. сервиз — … 5. Есть – нет (родительный падеж): чайник – нет чайника ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -.. сервиз — … донышко -… кухня – посуда — … 6. Посчитай: один бокал, …, два…, три…, четыре.., пять…; одна салатница, …, две…, три…, четыре…, пять… одно блюдце …, два…, три…, четыре…, пять…. 7. Что где лежит? сахар – в сахарнице масло — … хлеб — … сухари — … соль — … перец — … 8. Назови посуду: чайную — …. столовую — … кухонную — … 9. Исправь предложения: Суп разлили по стаканам. На чайнике кипит чай. В сахарницу насыпали хлеб. 10. Развитие мелкой моторики. «Посуда». Дети повторяют за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад. Тили – тали, тили – тали, Карандашик мы катали, Карандашик мы катали И посуду называли: Чайник, чашка, блюдце, вилка, Миска, ложка, нож, бутылка. 11. «Сосчитай слоги». Чай, чай-ник, чай-ни-чек. Нож, но-жик, но-жи-чек. Ковш, ков-шик, ков-ши-чек. Таз, та-зик, та-зи-ки. Ко-фе, ко-фей-ник, ко-фей-ни-чек. Кув-шин, кув-шин-чик, кув-шин-чи-ки. 12. Выучить наизусть «Посуда» Жила-была посуда: Чайник, чашка [и блюдо], Ножик, вилка [и ложка], Кастрюля [и поварёшка]. Посуда дружила [с едой], Посуда дружила [с водой] [И с человеком] дружила – Его она вкусно кормила!  
     
Лексическая тема «Человек. Части тела»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Предметы:частей тела: туловище, голова, глаза, уши, нос, рот, зубы, губы, язык, волосы, веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, ладони, ногти, ноги, пятка, колени, плечи, спина, грудь, живот, люди, человек, девочка, мальчик Признаки: высокий, низкий, худой, полный, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, прямые, кудрявые. Действия: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, понимать, опускать, прыгать, бегать, двигаться, смотреть, нюхать, щупать, дышать, чувствовать, расти. 1.Беседа. Уточнить названия частей тела (голова, затылок, лоб, виски, лицо, глаза, уши, щеки, подбородок, нос, шея, рука, плечо, локоть, носок, пятка, колено, ступня, грудь, живот и т.д.). 2. Игра «Назови ласково» голова – головушка, колено — … глаз — … ухо — … шея — … локоть — … лицо — … голос — … ресница — … 3. Один – много волос – волосы плечо — … глаз – … ухо — … колено — … бровь — … щека — … ноготь — … ресница — … 4. Игра «Назови действие» глазами мы смотрим, головой — … носом — … ушами — … ртом — … руками — … ногами — … зубами — … 5. Игра «Посчитай» один лоб, два…, три…, четыре…., пять Одна голова, две …, три…, четыре…, пять… Палец, глаз. 6. Игра на внимание «Найди ошибку». Взрослый произносит предложение, а ребенок находит ошибку и повторяет правильно предложение. - руками прыгают, а ногами трогают; - глазами нюхают, а носом смотрят; - ушами едят, а ртом слушают; - ногами хлопают, а руками топают; - ногтями берут, а руками царапают. 7. Игра «Ответь на вопросы» — Сколько у тебя ног (рук, пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)? 8. Игра-упражнение Достать правой рукой левое ухо. Наклониться, коснуться левой рукой правого колена и др. 9. «Загадка» Цель: учить отгадывать загадки. Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их детвора (глаза). Мы на них стоим и пляшем. Ну, а если ми прикажем Нас они бегом несут. Подскажи, как их зовут? (Ноги).  
Лексическая тема «Поздняя осень»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Словарь: названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие; действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит. Беседа: — рассказать детям о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе; — рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые; — вместе с детьми сравнить одежду людей ранней и поздней осенью; - уточнить у детей знания о том, почему у нас поздней осенью лежит снег, холодно, как зимой и т.д. - выучить названия осенних месяцев; — обратить внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? — рассказать, куда и почему улетели птицы. 1. Игра «Один — много» Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов. 2.Игра «Назови ласково» Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка. 3. Игра «Скажи наоборот» Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная, погода холодная — погода жаркая, погода хорошая — погода плохая. 4. Игра «Я начну, а ты закончи» Люди осенью одеты, (во что?) —...; школьники идут с портфелями (куда?) —...; листья на деревьях стали (какими?) —...; цветы на клумбах (что сделали?) —...; птицы улетают (куда?) —...; звери делают на зиму (что?) —...; люди собирают в садах, на полях и огородах (что?) —.... 5.Игра «Исправь ошибки» Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц. 6. Игра «Расскажи об осени по плану»: 1) когда наступает осень; 2) осенние месяцы; 3) приметы осени в природе; 4) красота золотой осени; 5) что делают птицы и животные осенью; 6) труд человека в осенний период; осенняя одежда  
Лексическая тема «Золотая осень. Перелетные птицы» (старшая группа)
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Словарь. Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, урожай, сад, деревья, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, погода, небо, пора, птица, грач, кукушка, соловей, ласточка, журавль, утка, аист, гусь (дикий), дрозд, лебедь, скворец; кормушка; стая, косяк, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья, пух… Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут, высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть… Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, чистый, редкий, хмурая, сырая, багряная, голые, печальные, дикие, насекомоядные, перелетные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня)… Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём. (Загибают пальчики, начиная с больших) Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук). 1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): осень (какая?) – … дождь (какой?) — … солнце (какое?) — … погода (какая?) — … журавли - ….. 2. Подбери действия (не менее не менее трех действий): солнце (что делает?) – … дождь (что делает?) — … листья (что делают?) — … птицы - …… 3. Один – много (множественное число существительных): туча – тучи облако — … лист – … дерево — … лес — … птица — … дождь — … туман — … лебедь – лебеди птица — … грач — … журавль — … соловей — … перо – … клюв 4. «Назови лист» (образование относительных прилагательных): лист берёзы — берёзовый лист клёна – кленовый лист осины – осиновый лист липы — липовый лист рябины – рябиновый лист дуба – дубовый лист тополя – тополиный 5. Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая … соловей — … журавль — … утка — … птица — …. 6. «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными): Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, пять дубовых листочков Одна лужа, две лужи,… пять луж; Одно дерево, два дерева, три дерева, … пять деревьев; Одна ветка, две ветки, три ветки, … пять веток; Одна туча, две тучи, три тучи, … пять туч; Один зонт, два зонта, … пять зонтов; 7. «Что лишнее и почему?»: Осень, зима, холод, весна (холод, так как остальные — времена года). Дуб, рябина, осень, осина (осень, так как остальные — деревья). Дождь, ветер, дерево, снег (дерево, так как остальные – явления природы). 8. Назови птенцов: грач – граченок… утка — … кукушка — … 9. Есть – нет (родительный падеж): лебедь – нет лебедя птица — … грач — … скворечник — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — … 10. Чтение, ответы на вопросы. «Лес осенью» Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опустятся. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения. (По Г. Скребицкому и В. Чаплиной) Вопросы: 1. О каком времени года говорится в рассказе? 2. Какого цвета лес был летом? 3. Какого цвета стали березки и клены осенью? 4. Какого цвета осины осенью? 5. Какие деревья не изменили своего цвета? 6. Что происходит с цветами и травами осенью? 11. Пересказать текст «Осень». Наступила осень, По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.  
Лексическая тема «Золотая осень. Изменения в природе» (средняя группа)
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Словарь. Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, урожай, сад, деревья, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, погода, небо, пора. Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут. Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, чистый, редкий, хмурая, сырая, багряная, голые, печальные. Беседа. Побеседуйте с детьми об изменениях в природе в середине осени. Объясните, почему осень называют «золотой». Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём. (Загибают пальчики, начиная с больших) Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук). 1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): осень (какая?) – … дождь (какой?) — … солнце (какое?) — … погода (какая?) — … 2. Подбери действия (не менее не менее трех действий): солнце (что делает?) – … дождь (что делает?) — … листья (что делают?) — … 3. Один – много (множественное число существительных): туча – тучи облако — … лист – … дерево — … лес — … птица — … дождь — … туман — … 4. «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными): Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, пять дубовых листочков Одна лужа, две лужи,… пять луж; Одно дерево, два дерева, три дерева, … пять деревьев; Одна ветка, две ветки, три ветки, … пять веток; Одна туча, две тучи, три тучи, … пять туч; Один зонт, два зонта, … пять зонтов;  
Тема: «Одежда»
Задание учителя - логопеда Примечание воспитателя
Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; швея,. Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, покупать, носить. Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная… Словарь ребенка должен включать слова: летняя одежда, зимняя одежда, осеннее - весенняя одежда, рукав, воротник, петелька, застежка и др., надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослая, детская, мужская, женская, праздничная, рабочая; короткий, меховой, шерстяной и т.д. 1. «Опиши свою одежду»(подбор прилагательных к существительным Кофта (какая?) - вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т.д. (5-6 определений) (куртка, платье, брюки, юбка, шуба, шарф) 2. «Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме) У меня шапка, а у куклы - шапочка. (шапка, куртка, платье, брюки, юбка, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, рукавицы, футболка, носки, пижама, рубашка, костюм) 3. «Один - много» (образование множественного числа существительных) РубашкА- рубашкИ (шапка, куртка, платье, юбка, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавицы, футболка, носок, пижама, рубашка, костюм) 4. «Сосчитай» (согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5) Юбка - одна юбка, три юбки, пять юбок (шапка, куртка, платье, юбка,, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавица, футболка, носок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, рукав, воротник) 5. «Четвертый -лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор) Платье, кукла, шарф, шапка. Шуба, пальто, санки, штаны Куртка, майка, туфли, юбка. Кроссовки, носки, чешки, босоножки. 6. Назови и покажи на картинке части: рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли. 7. «Какая (какой, какое) будет?» платье из шелка – шелковое, пальто из шерсти — … шуба из меха – … сарафан из ситца — … перчатки их кожи — … 8. «Жадина» мой, моя, моё, мои- подобрать слова: мои – брюки, перчатки.. Моя- кофта, рубашка, майка, пижама. мое – пальто, платье. Связная речь 1. Составление рассказа - описания о предмете одежды (опиши свою одежду) «Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками». «Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая». 2. «Ответь на вопросы» (полные ответы детей) Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике. Где продается одежда? В магазине «Одежда»  
Тема: «Зимующие птицы»
Задания учителя-логопеда Примечание воспитателя
Словарь Предметы: птицы (зимующие), кормушка, одежда(зимняя), снегопад, метель, реки, озёра, забавы, холод, голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест… птица, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья… Действиявысиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать. Признаки: зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)… 1. Подбери признаки(не менее трех признаков): синичка (какая?) — … голубь (какой?) - 2. Подбери действия (не менее не менее трех действий): синица (что делает?) — … 3. Назови ласково: синица – синичка воробей — … снегирь — … сова — … ворона — … голубь — … 4. Один – много (множественное число существительных): снежинка — … снегопад — … снежок — … ворона – вороны воробей — … снегирь — … птица – … сова — … дятел — … перо –… крыло — … стая — … 5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): снег — … ворона – нет вороны дятел — … птица — … перо –… клюв — … гнездо — … 6. Посчитай: Один воробей, два …, три…, четыре …, пять… Одно перо, два …, три…, четыре …, пять… Одна сова, две…, три…, четыре…, пять… 7. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени) Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел) Сегодня снег падает, а вчера... Сегодня снег сверкает, а вчера... Сегодня снег тает, а вчера... Сегодня снег хрустит, а вчера... Сегодня снег идет, а вчера... Сегодня снег ложится, а вчера... Сегодня снег кружится, а вчера... 8. Ответь, каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Как им можно помочь? 9. Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи. «Снегирь» Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу. По Ю. Дмитриеву. Вопросы: 1. Как выглядят снегири? 2. Когда появляются снегири? 3. Каких еще зимующих птиц ты знаешь?  
Лексическая тема «Овощи. Огород» (старшая группа)
Задания учителя - логопеда Примечания воспитателя
Предметы: овощ, морковь, картофель, свекла, лук, помидор, огурец, перец, укроп

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow