Петр Успенский. Четвертый путь

--------------------------------------------------------------- OCR by Wladimir Medwedew--------------------------------------------------------------- Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева АО "КОМПЛЕКТ" СПб. 1995 ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА I О чем говорит настоящая система -- Изучение психологии --Незавершенность человека -- Изучение мира и изучение человека -- Принципмасштаба -- Возможная эволюция -- Самоизучение -- Многие "Я" -- Разделениефункций -- Четыре состояния сознания -- Самонаблюдение -- Самовоспоминание-- Две высшие функции -- Неправильная работа машины -- Воображение -- Ложь-- Отсутствие воли -- Недостаток контроля -- Выражение неприятных эмоций --Отрицательные эмоции -- Изменение отношений -- Наблюдение функций --Отождествление -- Учитывание -- Сон -- Тюрьма и бегство из нее -- Семькатегорий человека -- Механичность -- Закон Трех -- Закон Семи -- Иллюзии --Мы не можем "делать" -- Добро и зло -- Мораль и совесть -- Только немногиемогут развиваться --А, В и. С-влияния -- Магнетический центр -- Мы живем вплохом месте Вселенной -- Луч Творения -- Порядки законов. ГЛАВА II Человек -- незавершенное существо -- Человек живет ниже своегозаконного уровня -- Переоценка старых ценностей -- "Полезное" и "вредное" --Иллюзии -- Человек спит -- Практическое самоизучение -- Изучение препятствий-- Психология лжи -- Человек -- это машина -- Создание постоянного "Я" --Аллегория дома, находящегося в беспорядке -- Роли -- Буфера --Самовоспо-минание -- Почему настоящая система не может быть популярной --Тюрьма -- Формулирование цели -- Быть свободным -- Грех -- Раскаяние --Помощь человечеству -- Притяжение и отвращение -- Самонаблюдение -- Делениевсего, что принадлежит человеку, на семь категорий -- Знание и бытие -- ихсоотношение -- Мы можем иметь больше знания -- Необходимость изменения бытия-- Понимание -- Вредные функции -- Выражение отрицательных эмоций --Ненужный разговор -- Отличие этой системы от других -- Уровни бытия --Мышление в различных категориях -- Опасность сегодняшней ситуации. ГЛАВА III Самоизучение и улучшение -- Состояния сознания и функции -- Степенисознательности -- Деление функций -- Самовоспоминание -- Механичность --Изучение функций четырех центров -- Подразделение центров -- Внимание --Формирующий аппарат -- Неправильная работа центров -- Четыре вида энергии --Остановка утечек -- Отрицательные эмоции -- Остановка выраженияотрицательных эмоций -- Изменение отношений. ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ ГЛАВА IV 100 Язык -- Различные деления, употребляемые в системе -- Сущность иличность --А, В и С-влияния -- Магнетический, центр -- Неправильныймагнетический центр -- Заместитель Управляющего -- Закон случая -- Законсудьбы -- Закон воли -- Закон причины и следствия -- Бегство от законаслучая -- Центр тяжести -- Почему необходимы школы -- Для кого необходимышколы -- Что составляет школы -- Уровни школ -- Путь Факира, Путь Монаха иПуть Йога -- Четвертый Путь -- Различие между Четвертым Путем итрадиционными путями -- Все пути. ведут к одной цели -- Уровень школызависит от уровня обучающихся -- Внутренние круги человечества. ГЛАВА V 132 Возможность дальнейшего развития человека -- Отсутствие сознания --Познание истины -- Изучение степеней сознания -- Самовоспоминание исамонаблюдение -- Невозможность определения самовоспоминания --Самовоспоминание -- это метод пробуждения -- Приближение к самовоспоминаниючерез интеллектуальный центр -- Перестройка мыслей -- Остановка мыслей какметод приобретения самовоспоминания -- Вспоминание себя в эмоциональныемоменты -- Невежество и слабость -- Отождествление и борьба с ним -- Внешнееи внутреннее учитывание -- Отрицательные эмоции -- Спокойное место в себе. ГЛАВА VI 165 Понимание как главное требование в этой системе -- Относительностьпонимания -- Как увеличить понимание -- Новый язык -- Правильное и ошибочноеотношения -- Отношения и понимание -- Необходимость цели и направления --Трудно определить, что хочет человек -- Наши цели слишком далеки -- Добро изло -- Мораль и необходимость чувства морали -- Необходимость нахожденияпостоянного стандарта правильного и ошибочного -- Развитие совести как цельнастоящей системы -- Видеть противоречия -- Буфера как главное препятствие кразвитию совести -- Подготовка к разрушению буферов -- Внутренняядисгармония и счастье -- Необходимо установить внутреннее равновесие --Стандарты поведения в жизни -- Сознание и совесть--Как распознатьистину--Необходимость искренности с самим собой -- Механичность. ГЛАВА VII 197 Множественность и отсутствие постоянного "Я" -- Пять значений слова "Я"-- Различные личности, симпатии и антипатии -- Бесполезные и полезныеличности -- Магнетический центр и Заместитель Управляющего -- Деление себяна "Я" и "господина X" -- Ложная личность -- Что такое "Я" -- Изучениеложной личности как средство научиться вспоминать себя -- Усилия для борьбыпротив ложной личности -- Необходимость контроля -- Ложная личность иотрицательные эмоции -- Что надежно и ненадежно в самом себе -- Страдание иего польза -- Не говорить "Я" без различения -- Ложная личность искажаетидеи настоящей системы -- Главная черта или черты -- Необходимость знаниясвоей слабости -- Статическая Триада -- Оценка -- Опасность раздвоения --Кристаллизация. ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА VIII 227 Место человека в мире -- Ограничения нашего восприятия и мышления --Знание -- это знание всего -- Принципы относительности и масштаба -- ЗаконТрех -- Четыре состояния материи -- Мы не видим третью силу -- Закон Семи --Восходящая и нисходящая октавы -- Интервалы наблюдения -- Луч Творения --Воля Абсолюта -- Луч Творения как инструмент для нового мышления --Специальный язык -- Луч Творения как октава -- Органическая жизнь на Земле-- Питание Луны -- Космические влияния -- Механические влияния Луны --Влияния и состояние бытия -- Планетарные влияния и сущность -- Освобождениеот законов -- Возможности развития -- Человек как часть органической жизни-- Изучение законов -- Справедливость и несправедливость -- Законы,принадлежащие человеку -- Работа против природы -- Изучение космологическихидей как помощь самовоспоминанию -- Закон Трех и создание -- Переход сил --Три октавы излучений -- Таблица Водородов -- Различные уровни материи --Боковая октава -- Возможность эволюции- ГЛАВА IX 26 Изучение человека как химической фабрики -- Диаграмма Пищи -- Триоктавы пищи и их развитие -- Первая стадия с одним механическим толчком --Вторая стадия с одним сознательным толчком -- Третья стадия со вторымсознательным толчком -- Относительная ценность трех видов пищи --Впечатления -- Самовоспоминание -- Углерод 12 -- Смех -- Хорошие и плохиевпечатления -- Впечатления как различные водороды -- Контроль впечатлений --Работа над ми 12 -- Центры и их скорость -- Высшие центры и иххарактеристика -- Связь с высшими центрами -- Высшие центры и наркотики --Телепатия -- Необходимость увеличения производства высших материй -- Энергияи накопление энергии -- Аккумуляторы -- Связь с большим аккумулятором --Зевание -- Вся работа должна быть сосредоточена на сознании. ГЛАВА Х 2 Мы не можем "делать" -- Важность осознания истинности этой идеи --Иллюзия "делания" и что ее создает -- В жизни все случается, но в работе мыдолжны научиться "делать" -- Движение против потока -- Внутреннее "делание"-- Порочный круг и выход из него -- Координация центров -- "Делание"начинается с "неделания" -- Внутренний контроль -- Делание невозможного ичто это значит -- Использование большего давления в своих усилиях -- Работанад волей -- Что значит воля в полном смысле этого слова и чем является нашаволя -- Наша воля -- это результат желаний -- Внутренний конфликт и борьба-- Отказ от воли -- Мы имеем только короткие моменты воли -- Дисциплина --Необходимость помнить себя -- Сознание означает волю -- Цель какконтролирующий фактор -- Необходимо постоянно возвращаться к вопросу цели --Своеволие и своенравие -- Трение -- Работа против своеволия -- Человек неможет ничего делать без школы -- Необходимость регулярной работы --Перекрестки -- Создание Луны в себе -- Центр тяжести -- Сверхусилие -- Чтосоздает стимул для работы. ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ ГЛАВА XI 321 Необходимость изучения школьных принципов и методов -- Три линии работы-- Правильное и ошибочное относительно трех линий -- Необходимость понимания-- Цели и необходимость школы -- Постановка другого на свое место -- Дляпрактической работы необходима организация -- Что такое "работа"? -- Оценка-- Работа с людьми -- Работа для школы -- Личная заинтересованность ворганизации -- Подходящий род людей -- Школа Четвертого Пути -- Правильноеотношение -- Плата -- Как платить? -- Центр тяжести -- Дисциплина -- Правила-- Не делать того, что не нужно -- Отказ от своих решений -- Встреча стребованиями -- Толчки в школьной работе -- Идея выбора -- Физическая работа-- Школьное знание -- Люди более высокого разума -- Могут ли школы влиять нажизнь? ГЛАВА XII 356 Необходимость различать более важные и менее важные идеи настоящейсистемы -- Ограничения бытия -- Возможности изменения бытия -- Домохозяин,бродяга и лунатик -- Хаснамусс -- Сон и возможность пробуждения -- Осознаниеи слова -- Как увеличить эмоциональное отношение -- Чувство пропорции --Самовоспоминание -- Знать и видеть себя -- Быть серьезным -- Борьба спривычками -- Понимание механичности -- Усилия -- Самоизучение --Самонаблюдение -- Толчки -- Как быть более эмоциональным? -- Введениебольшего напряжения в работу -- Тренировка эмоционального центра --Положительные эмоции -- Приятные и неприятные эмоции -- Увеличение оценки --Как приходят новые вещи -- Замедление понимания -- Повышение стандартачеловека. ГЛАВА XIII 390 Различные категории человеческих действий -- Правильное и ошибочноеприменение триад -- Изучение человеческой деятельности -- Помнить обисходном пункте -- Внутреннее отделение -- Как учиться видеть ложнуюличность -- Маски -- Буфера и слабости -- Изучение методов -- Будильники --Невозможность изучения настоящей системы с утилитарной точки зрения --Философский, теоретический и практический языки -- Три категории школы --Правильное мышление -- Длинные и короткие мысли -- Роль интеллекта --Различные ценности -- Правильное и ошибочное любопытство -- Критическоеотношение -- Влияние других людей -- История хитрого человека и дьявола. ГЛАВА XIV 425 Индивидуальные трудности -- Необходимость нахождения своих наиболееважных и постоянных трудностей -- Отрицательные эмоции, воображение,формирующее мышление -- Создание новых точек зрения -- Борьба сотождествлением -- Три категории отрицательных эмоций и как работать с ними.-- Трансформация отрицательных эмоций -- Раздражение -- Лень -- Скучныеотрицательные состояния -- Различные формы воображения -- Отказ ОГЛАВЛЕНИЕ от страдания -- Добровольное страдание как наибольшая сила, возможнаядля нас -- Роль страдания в органической жизни -- Человек создан специальнодля эволюции -- Ответственность в личной работе -- Необходимость работыодновременно на многих линиях -- Формирующее мышление и его характеристики-- Ассоциативное мышление -- Для понимания истины необходимы высшие центры-- Медитация -- Правильное мышление -- Воображаемые разговоры -- Различныезначения веры -- Жизнь после смерти. ГЛАВА XV 4 Идея эзотеризма -- Логический и психологический методы мышления --Объяснение психологического метода -- Что содержит в себе идея эзотеризма --Некоторые виды эзотерических идей становятся доступными только в трудныепериоды -- Необходимость объединения -- Материальность знания -- Большоезнание и чем оно отличается от обычного знания -- Аккумуляторы знания --Школы -- Можно ли воздействовать на внешние события? -- Изучение жизни --Крупные события жизни и их влияния -- Субъективные пути и объективный путь-- Отношение как средство изменения влияний -- Оценивание событий в жизни --Постепенное исчезновение В-влия-ний -- Причина уменьшения влиянияэзотерических кругов -- Недостаточная подготовленность -- Система и как онапреподается -- Различные шкалы. -- Смерть школ и условия, необходимые для ихсуществования -- Отношение настоящей системы к христианству -- Умереть ибыть рожденным -- Молитва -- Указания относительно изучения МолитвыГосподней. ГЛАВА XVI Идею возвращения можно рассматривать только как теорию -- Различноеотношение людей к возможности возвращения -- Три последовательных стадии --Почему возможность получения С-влияний должна быть ограничена -- Памятьпрошлых жизней -- Теория перевоплощения как упрощение идеи возвращения --Невозможность нахождения доказательства -- Мы ограничены состоянием нашегобытия -- Различные виды сущностей как сильнейший аргумент в пользупредсуществования -- Почему школы не могут возвращаться -- Изучениевозвращения в одной жизни -- Вечное возвращение невечно -- Возможностьизменений -- Шансы ограничены, а время сосчитано -- Самовоспоминание ивозвращение -- Личность и возвращение -- Изучение детского мышления --Происхождение идеи возвращения -- Три измерения времени -- Идея возвращенияи система -- Параллельное время -- Ограничения нашего ума -- Рост стремленийи возвращение -- Возможность встречи со школой в следующий раз -- Состояниеподготовленности -- Является ли отправной пункт одинаковым для всех? --Школа и требования, предъявляемые в ней -- Смерть сущности -- Возвращение идата смерти -- Возвращение мировых событий -- Единственная реальность --пробуждение. ГЛАВА I О чем. говорит настоящая система -- Изучение психологии --Незавершенность человека -- Изучение мира и изучение человека -- Принципмасштаба -- Возможная эволюция -- Самоизучение -- Многие "Я" -- Разделениефункций -- Четыре состояния сознания -- Самонаблюдение -- Самовоспоминание-- Две высшие функции -- Неправильная работа машины -- Воображение -- Ложь-- Отсутствие воли -- Недостаток контроля -- Выражение неприятных эмоций --Отрицательные эмоции -- Изменение отношений -- Наблюдение функций --Отождествление -- Учитывание -- Сон -- Тюрьма и бегство из нее -- Семькатегорий человека -- Механичность -- Закон Трех -- Закон Семи -- Иллюзии --Мы не можем "делать" -- Добро и зло -- Мораль и совесть -- Только немногиемогут развиваться -- А, В и С-влияния -- Магнетический центр -- Мы живем вплохом месте Вселенной -- Луч Творения -- Порядки законов. ПРЕЖДЕ, ЧЕМ Я НАЧНУ ОБЪЯСНЯТЬ ВАМ, что представляет собой настоящаясистема, и говорить о наших методах, я хотел бы особенно запечатлеть в вашихумах, что наиболее важные идеи и принципы системы принадлежат не мне. Этоглавное, что делает их ценными, так как если бы они принадлежали мне, онибыли бы подобны всем другим теориям, созданным обычными умами -- они дали бытолько субъективный взгляд на вещи. Когда я начал писать в 1907 году книгу "Новая модель Вселенной", я сформулировал самому себе, как это делали многие другие люди до и послеменя, что за внешней стороной жизни, которую мы знаем, лежит нечтозначительно более крупное, более важное. И я сказал тогда самому себе, чтодо тех пор, пока мы не узнаем больше об этом, все наше знание о жизни и онас самих на самом деле ничего не стоит. Я вспоминаю один разговор в товремя, когда я говорил: "Если бы было возможно принять в качестведоказанного, что сознание (или, как я буду называть его теперь, разум) можетпроявить себя отдельно от физического тела, могли бы быть доказаны многиедругие вещи. Только это не может быть принято в качестве доказанного". Ясчитал, что проявления сверхнормальной психологии, такие, как передачамысли, ясновидение, возможность знать будущее, заглянуть назад в прошлое ит. д., не были доказаны. Поэтому я пытался найти метод изучения этих явленийи работал в этом направлении в течение нескольких ГЛАВА I II лет. Я нашел таким образом несколько интересных вещей, но результатыбыли весьма неопределенны; и, хотя некоторые эксперименты были успешны, ихбыло почти невозможно повторить. В ходе этих экспериментов я пришел к двум заключениям. Во-первых, чтомы недостаточно знаем обычную психологию, а поскольку мы не знаем ее, мы неможем изучать сверхнормальную психологию. Во-вторых, я пришел к заключению,что существует некоторое истинное знание: что могут существовать школы,которые точно знают то, что мы хотим узнать, но что по какой-то причине онискрыты и прячут это знание. Поэтому я начал искать эти школы. Япутешествовал по Европе, Египту, Индии, Цейлону, Турции и Ближнему Востоку;но только позже, когда я закончил эти путешествия, я встретил в России вовремя войны группу людей, изучавших систему, которая первоначально пришла извосточных школ. Эта система начиналась с изучения психологии, то есть именнотак, как она должна была начинаться по моим представлениям. Главной идеей этой системы было то, что мы не используем даже малойчасти наших способностей и наших сил. Мы имеем в себе, так сказать, оченьбольшую и очень тонкую организацию, только мы не знаем, как ее использовать.В упомянутой группе употреблялись некоторые восточные метафоры, и мнеговорили, что мы имеем в себе большой дом, полный прекрасной обстановки, сбиблиотекой и многими другими комнатами, но мы живем в подвале и на кухне ине можем выйти из них. Если люди говорят нам, что этот дом имеет верхниеэтажи, то мы не верим им, или смеемся над ними, или называем это суеверием,сказками, баснями. Эта система может быть разделена на изучение мира на новых принципах иизучение человека. Изучение мира и изучение человека включает в себяспециальный язык. Мы стараемся употреблять обычные слова, те же, что мыупотребляем в обычной речи, но мы придаем им несколько отличное и болееточное значение. Изучение мира, изучение Вселенной основано на изучении некоторыхосновных законов, которые обычно неизвестны науке или не признаются ею.Двумя главными законами являются Закон Трех и Закон Семи, которые будутобъяснены позже. В них входит и является необходимым принцип масштаба -- принцип, который не входит в обычное научное исследование или входит оченьмало. Изучение человека тесно связано с идеей эволюции человека, но последняядолжна пониматься несколько иным образом, чем обычно. Обычно слово"эволюция", примененное либо к человеку, либо к чему-нибудь еще,предполагает род механической эволюции: я имею в виду, что некоторые вещи посредством известных или неизвестныхзаконов трансформируются в другие вещи, а эти 12 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ последние трансформируются еще в другие и т. д. Но с точки зрениянастоящей системы вообще нет такой эволюции, -- я говорю не в общем, ноконкретно о человеке. Эволюция человека, если она происходит, может бытьтолько результатом знания и усилия. Пока человек знает только то, что онможет узнать обычным путем, для него нет и никогда не было какой-либоэволюции. Серьезное изучение начинается в этой системе со знакомства спсихологией, то есть с изучения самого себя, ибо психология не может бытьизучаема, как, например, астрономия, вне самого себя. Человек должен изучитьсамого себя. Когда мне сказали об этом, я сразу заметил, что у нас нетникаких методов изучения самих себя и в нас много ошибочных представлений осебе. Таким образом, я понял, что мы должны освободиться от ошибочныхпредставлений о самих себе и в то же время найти методы для самоизучения. Возможно, вы представляете себе, насколько трудно определить, чтоподразумевают под психологией? В различных системах одним и тем же словампридается разное значение, так что трудно дать им общее определение. Поэтомумы начинаем с определения психологии как изучения самого себя. Вы должнынаучиться некоторым методам и принципам и, в соответствии с Этимипринципами, и применяя эти методы, вы попытаетесь увидеть себя с новой точкизрения. Когда мы начинаем изучать себя, мы прежде всего сталкиваемся с однимсловом, которое употребляем больше, чем какое-либо другое; это слово -- "я".Мы говорим: "я делаю", "я сижу", "я чувствую", "я люблю", "я не люблю" и т.д. Это наша главная.иллюзия, ибо главная ошибка, которую мы совершаемотносительно самих себя, это то, что мы рассматриваем самих себя как одно; мы всегда говорим о себе "я" и считаем, что говорим все время об одноми том же, тогда как в действительности мы разделены на сотни и сотниразличных "я". В один момент, когда я говорю "я", говорит одна часть меня, ав другой момент, когда я говорю "я", это говорит совершенно другое "я". Мыне знаем, что имеем не одно "я", но много различных "я", связанных с нашимичувствами и желаниями, и не имеем никакого контролирующего "я". Эти "я" всевремя меняются; одно подавляет другое, одно замещает другое, и вся этаборьба составляет нашу внутреннюю жизнь. "Я", которые мы видим в себе, делятся на несколько групп. Некоторые изэтих групп законны, они принадлежат к правильным делениям человека, анекоторые из них совершенно искусственны и созданы вследствие недостаточногознания и благодаря некоторым воображаемым представлениям, которыми человекнаделен. Чтобы начать самоизучение, необходимо изучить методы самонаблюдения, ноэто опять-таки должно быть основано на опреде- ГЛАВА I 13 ленном понимании делений наших функций. Наше обычное представление обэтих делениях совершенно ошибочно. Мы знаем разницу между интеллектуальнымии эмоциональными функциями. Например, когда мы обсуждаем вещи, думаем о них,сравниваем их, изобретаем объяснения или находим истинные объяснения -- всеэто интеллектуальная работа; тогда как любовь, ненависть, страх, подозрениеи т. д. являются эмоциональными переживаниями. Но очень часто, при попыткенаблюдать себя, мы путаем даже интеллектуальную функцию с эмоциональной: когда мы в действительности чувствуем, мы называем' это размышлением,когда размышляем, называем это чувством. Но в процессе изучения мы будемучиться различать их. Например, огромное различие в скорости; но об этом мыбудем подробно говорить позднее. Затем, имеются две другие функции, которые ни одна система обычнойпсихологии не разделяет и не понимает должным образом, -- инстинктивнаяфункция и двигательная функция. Инстинктивная относится к внутренней работеорганизма: пищеварение, биение сердца, дыхание -- это инстинктивные функции;к инстинктивной функции принадлежат также обычные чувства -- зрение, слух,обоняние, вкус, осязание, ощущение холода и тепла и т. п. Из внешнихдвижений только простые рефлексы принадлежат к инстинктивной функции, таккак более сложные рефлексы принадлежат к двигательной функции. Очень легкопровести различие между инстинктивными и двигательными функциями. Мы недолжны учиться чему-либо, что принадлежит к инстинктивной функции, мырождаемся со способностью применять все инстинктивные функции. С другойстороны, все двигательные функции должны быть выучены -- ребенок учитсяходить, писать и т. д. Между этими двумя функциями имеется очень большаяразница, так как в двигательных функциях нет ничего врожденного, аинстинктивные функции все являются врожденными. Поэтому в самонаблюдении необходимо прежде всего разделить эти четырефункции и классифицировать сразу все, что вы наблюдаете, говоря: "это --интеллектуальная функция", "это -- эмоциональная функция" и т. д. Если вы будете практиковать это наблюдение в течение некотороговремени, вы сможете заметить некоторые странные вещи. Например, выобнаружите, что в наблюдении действительно трудным является то, что вызабываете о нем. Вы начинаете наблюдать, а ваши эмоции связаны с какой-либомыслью, и вы забываете о самонаблюдении. Кроме того, спустя некоторое время, если вы продолжите это наблюдение,которое является новой функцией, не применявшейся таким образом в обычнойжизни, вы заметите другую интересную 14 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ вещь -- что вы не помните себя. Если бы вы смогли сознавать себя всевремя, тогда вы были бы способны наблюдать все время или во всяком случаестолько, сколько бы пожелали. Но, так как вы не можете помнить себя, вы неможете сосредоточиться; вот почему вы должны будете допустить, что не имеетеволи. Если бы вы могли помнить себя, вы имели бы волю и могли бы делать, чтопожелали бы. Но вы не можете помнить себя, не можете осознать себя и такимобразом не имеете воли. Иногда вы можете иметь волю в течение короткоговремени, но она направляется к чему-то еще, и вы забываете о ней. Это та ситуация, то состояние бытия, то состояние, с которого мы должныначинать самоизучение. Но очень скоро, если вы продолжаете, вы придете кзаключению, что почти с самого начала самоизучения вы должны исправить всебе некоторые вещи, которые неправильны, и привести в порядок те вещи,которые не находятся на своих правильных местах. Настоящая система даетобъяснение этому. Мы созданы таким образом, что можем жить в четырех состояниях сознания,но в том виде, какими мы являемся, мы применяем только два: одно -- когдаспим, и другое -- когда мы являемся тем, что называем "бодрствующим", -- тоесть в нашем настоящем состоянии, когда мы можем говорить, слушать, писать ит. д. Но это только два из четырех возможных состояний. Третье состояниесознания является весьма необычным. Когда люди объясняют нам, что такоетретье состояние сознания, мы начинаем понимать, что обладаем им. Третьесостояние может быть названо самосознанием, и большинство людей, если ихспросят, скажут: "Конечно, мы сознательны"! Необходимо достаточное время илиповторные и частые усилия самонаблюдения, прежде чем мы действительнопризнаем факт, что мы не сознательны, что мы сознательны толькопотенциально. Если нас спрашивают, мы говорим: "Да, я сознателен", и в этотмомент мы действительно таковы, но в следующий момент мы перестаемвспоминать себя и являемся несознательными. Таким образом, в процессесамонаблюдения мы осознаем, что не находимся в третьем состоянии сознания,что живем только в двух. Мы живем либо в спящем, либо в бодрствующемсостоянии, которое в настоящей системе называется относительным сознанием. Четвертое состояние, которое называется объективным сознанием, недоступнодля нас, так как оно может быть достигнуто только через самосознание, тоесть через осознание сначала себя, и только значительно позднее мы можемдостичь объективного состояния сознания. Таким образом, в одно время с самонаблюдением мы пытаемся осознать себяпутем поддержания ощущения "я здесь" -- и ничего больше. И это факт, которыйпроглядела вся западная психология, ГЛАВА 1 15 без единого исключения. Хотя многие подходили очень близко к этому, онине распознали важность этого факта и не поняли, что состояние человека можетбыть изменено -- что человек может помнить себя, если он пытается делать этопродолжительное время. Это вопрос не дня или месяца. Это очень продолжительное изучение,изучение того, как устранить препятствия, так как мы не вспоминаем себя, несознаем себя вследствие многих ошибочных функций в нашей машине, и все этифункции должны быть исправлены и правильно налажены. Когда большинство этихфункций налажены правильно, эти периоды самовоспоминания будут становитьсядлиннее и длиннее, и если они становятся достаточно длинными, мы достигнемдвух новых функций. С самосознанием, которое является третьим состояниемсознания, мы достигаем функции, называемой высшей эмоциональной, хотя онасоответствует интеллектуальной, так как на этом уровне нет разницы междуинтеллектуальным и эмоциональным, той разницы, какая имеется на обычномуровне. И когда мы приходим к состоянию объективного сознания, мыприобретаем другую функцию, называемую высшей интеллектуальной. Явлениятого, что я называю сверхнормальной психологией, принадлежат к этим двумфункциям; вот почему, когда я проводил эти эксперименты двадцать пять летназад, я пришел к заключению, что экспериментальная работа невозможна, таккак это вопрос не эксперимента, но изменения состояния сознания. Я только что дал вам некоторые общие идеи. Теперь постарайтесьсформулировать, что вы не поняли, чтобы я объяснил лучше. Попытайтесь задатьлюбые вопросы, которые у вас возникнут, как относительно того, что я сказал,так и ваши собственные вопросы. Таким образом будет легче начать. В. Чтобы достичь высшего состояния сознания, необходимо ли постоянносознавать себя? О. Мы не можем сделать это, поэтому не может быть и вопроса опостоянном сознавании себя. Мы можем только говорить о начале. Мы должныизучать себя в связи с указанным делением на различные функции тогда, когдамы можем, -- когда мы помним Делать это, -- так как в этом мы зависим отслучая. Когда мы Помним, мы должны пытаться сознавать себя. Это все, что мыМожем делать. В. Можем ли мы быть способны сознавать наши инстинктивные Функции? О. Только ощущения. Внутренняя инстинктивная работа не нуждается в том,чтобы стать сознательной. Она сознательна для самой себя, независимо отинтеллектуальной функции, и нет необходимости увеличивать это. Мы должныпытаться сознавать себя 16ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ такими, какими видим себя, а не наши внутренние функции. Черезнекоторое время мы сможем осознавать некоторые внутренние функции, которыеполезно осознавать, но пока нет. Вы видите, что мы не приобретаем каких-либоновых чувств. Мы только лучше классифицируем наши обычные впечатления,обычные вещи, которые получаем от жизни, от людей, от всего. В. Правильно ли сказать, что когда изучают что-либо подобное вождениюавтомобиля, интеллектуальная функция указывает двигательной функции, чтоделать, и что, когда последняя приобретает опыт, она работает уже сама посебе? О. Совершенно верно. Вы можете наблюдать многие вещи, подобные этой.Сначала вы учитесь посредством интеллектуальной функции. В. Насколько важным является знание, приобретенное путем наблюдениянаших физических действий? Не есть ли это просто упражнение для нашего ума? О. Нет, оно очень важно, так как мы смешиваем многие вещи и не знаеммногих причин. Мы можем понять причины только путем постоянного наблюдения втечение длительного времени. В. Можем ли мы получить указания о том, как работать над каждой изчетырех функций? О. Все это будет объяснено, но в настоящее время и в течениедлительного времени мы можем только наблюдать. В. Будет ли это примером работы различных "я", когда человек поздноложится спать и твердо решает в следующую ночь лечь спать рано, а когдаприходит ночь, поступает иначе? О. Совершенно верно, одно "я" решает, а другое "я" должно сделать это. В. Как нам попытаться быть более сознающими себя? О. Это очень просто объяснить, хотя очень трудно достичь. Нет окольныхпутей. Лучшее состояние может быть достигнуто только путем прямого усилия,именно -- стараясь быть более сознательным, ставя себе насколько возможночаще вопрос: "Сознателен я или нет?" В. Но как можно приобрести какую-либо уверенность в том, что ваш методправилен? О. Просто сравнивая одно наблюдение с другим. Кроме того, мыразговариваем, когда встречаемся. Люди говорят о своих наблюдениях, онисравнивают их; я стараюсь объяснить то, что они не могут понять; имеютсядругие люди, помогающие мне; и таким образом человек становится уверенным вобычных вещах точно так же, как он знает, что трава зеленая. Это не вопрос веры. Наоборот, система учит людей ничему не верить. Выдолжны убедиться во всем, что видите, слышите, чувствуете. Только такимобразом можно к чему-то прийти. ГЛАВА I 17 В то же самое время вы должны понять, что наша машина не работает всовершенстве; ее работа далека от совершенства вследствие многих ошибочныхфункций, поэтому очень важная часть самоизучения связана с изучением этихошибочных функций. Мы должны знать их, чтобы избавиться от них. И одной изособо ошибочных функций, которую мы иногда любим в себе, являетсявоображение. В настоящей системе воображение не означает сознательное илинамеренное размышление о некотором предмете или способность вызыватьотчетливый зрительный образ чего-то, но воображение, которое происходит безконтроля и без какого-либо результата. Оно берет очень много энергии иповорачивает размышление в ошибочном направлении. В. Когда вы говорите "воображение", подразумеваете ли воображениечего-то, что истинно, а не нарисованные картины? 0. Воображение имеет много аспектов; оно может быть просто обычнымимечтаниями или, например, воображением несуществующих сил в себе самом. Этоодно и то же, воображение работает без контроля, оно течет само собой. В.Человек является самообманутым? 0. Человек не принимает это за самообман: человек воображает нечто,затем верит в это и забывает, что это было воображение. Изучая человека в его состоянии сна, отсутствия единства, механичностии недостатке контроля, мы находим несколько других ошибочных функций,которые являются результатом этого состояния, в частности -- непрестаннуюложь самому себе и другим людям. Психология обычного человека могла бы бытьдаже названа изучением лжи, так как человек лжет больше, чем делает что-либодругое; и, в действительности, он не может говорить истины. Не так простоговорить истину; человек должен научиться этому, и иногда это занимает оченьпродолжительное время. В. Не объясните ли вы, что подразумеваете под ложью? 0. Ложь -- эторазмышление или высказывание о неизвестных человеку вещах; это начало лжи.Это не означает намеренную ложь -- рассказывание историй, как, например, чтов другой комнате находится медведь. Вы можете пойти в другую комнату иувидеть, что в ней нет медведя. Но если вы соберете все теории, которые людивыдвинули о любом предмете, без какого-либо знания о нем, вы увидите, гденачинается ложь. Человек не знает себя, он ничего не знает, и все же онимеет теории обо всем. Большинство из этих теорий является ложью. - В. Я хочу знать истину, которая подходит для меня в моем настоящемсостоянии. Как я могу обнаружить то, что не является ложью? 0. У вас есть методы проверки почти для всего, что вы знаете. Но прежде всего вы должны узнать, что вы можете знать и чего 18 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ знать не можете. Это помогает проверке. Если вы начнете с этого, выскоро услышите ложь, даже не размышляя. Ложь обладает особенным звуком,особенно ложь о вещах, которых мы не можем знать. В. Относительно воображения. Если вы думаете вместо того, чтобывоображать, должны ли вы все время сознавать свое усилие? О. Да, вы будете сознавать его -- не столько усилие, сколько контроль.Вы будете чувствовать, что контролируете вещи, что они не происходят самисобой. В. Когда вы говорите "вспоминайте себя", подразумеваете ли вы под этимвспоминать после того, как наблюдали себя, или подразумеваете вспоминатьвещи, которые, как мы знаем, существуют в нас? 0. Нет, берите это совершенно отдельно от наблюдателя. Вспомнить себяозначает то же, что и осознать себя -- "я есть". Иногда это приходит самособой; это очень странное ощущение. Это не функция, не размышление, нечувство; это особое состояние сознания. Само по себе оно приходит только наочень короткие моменты, обычно в совершенно новой среде, и каждый говоритсамому себе: "Как странно, я здесь". Это -- самовоспоминание; в этот моментвы вспоминаете себя. Позже, когда вы начнете различать эти моменты, вы придете к другомуинтересному заключению: вы поймете, что то, что вы помните из детства,является только проблесками самовоспоминания, так как все, что вы знаете обобычных моментах, это то, что вещи произошли. Вы знаете, что были там, ноничего не помните точно; но если этот проблеск случается, тогда вывспоминаете все, что окружало этот момент. В. Может ли человек с помощью наблюдения осознать, что у него нетопределенных вещей? Нужно ли наблюдать вещи с точки зрения того, что всевозможно? О. Я не думаю, что необходимо употреблять такое слово, как "все". Именно наблюдать, без какого-либо предположения, и наблюдать только то, что вы можете видеть. В течение длительного времени выдолжны наблюдать и пытаться выяснить все, что можете, об интеллектуальной,эмоциональной, инстинктивной и двигательной функциях. Тогда вы сможетеприйти к заключению, что имеете четыре определенных ума -- не только одинум, но четыре различных ума. Один ум контролирует интеллектуальные функции,другой, совершенно особый ум, контролирует эмоциональные функции, третийконтролирует инстинктивные функции и четвертый, опять-таки, совершенноособый, контролирует двигательные функции. Мы называем их центрами:интеллектуальный центр, эмоциональный центр, двигательный центр иинстинктивный центр. Они совершенно независимы. Каждый центр имеет своюсобственную память, свое собственное воображение и свою собственную волю. ГЛАВА I 19 В. Возможно ли, зная себя достаточно, увидеть непротиворечивость внешнепротиворечивых желаний? 0. Знание само по себе недостаточно. Человек может знать, а желания всеже могут быть в противоречии, так как каждое желание представляет различнуюволю. То, что мы называем нашей волей в обычном смысле, есть толькоравнодействующая желаний. Равнодействующая иногда достигает определеннойлинии действия, а в другое время не может достичь какой-либо определеннойлинии, так как одно желание идет одним путем, а другое -- другим путем, и мыне можем решить, что делать. Это наше обычное состояние. Несомненно, нашабудущая цель -- прийти к единству вместо того, чтобы быть множественными,какими мы являемся в настоящее время, ибо, чтобы сделать что-либо правильно,знать что-либо правильно, прийти к чему-то, мы должны стать едиными. Этоочень далекая цель, и мы не можем начать приближаться к ней до тех пор, покане узнаем себя, ибо в том состоянии, в котором мы пребываем в настоящеевремя, наше незнание самих себя таково, что когда мы понимаем это, мыужасаемся, что не сможем найти выхода. Человеческое существо очень сложная машина и должно быть изучено какмашина. Мы представляем себе, что для управления любого рода машиной, такой,как автомобиль или железнодорожный локомотив, должны учиться. Мы не можемуправлять этими машинами инстинктивно, но по какой-то причине думаем, чтообычного инстинкта достаточно, чтобы управлять человеческой машиной, хотяона является значительно более сложной. Это -- одно из первых ошибочныхдопущений: мы не можем понять, что должны учиться, что управление естьвопрос знания и мастерства. * * * Хорошо, скажите мне, что вас интересует больше всего из того, о чем мыговорили и о чем вы хотите услышать еще. В. Я интересуюсь вопросом о воображении. Полагаю, что обычно мы придаемэтому слову неправильное значение. 0. В обычном значении слова "воображение" упущен наиболее важныйфактор, но в терминологии настоящей системы мы начинаем с того, что наиболееважно. Наиболее важным фактором в каждой функции является: "Находится ли онапод нашим контролем или нет?" Так, когда воображение находится под нашимконтролем, мы даже не называем его воображением; мы называем его различнымиименами: способностью вызывать отчетливые зрительные образы, творческиммышлением, изобретательным мышлением -- вы можете 20 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ найти имя на каждый специальный случай. Но когда оно приходит само посебе и управляет нами, так что мы в его власти, тогда мы зовем этовоображением. Опять-таки, имеется другая сторона воображения, которую мы опускаем вобычном понимании. Это то, что мы воображаем несуществующие вещи, например,несуществующие способности. Мы приписываем себе силы, которых не имеем; мывоображаем себя самосознающими, хотя не являемся таковыми. Мы имеемвоображаемые силы и воображаемое самосознание, воображаем себя едиными,тогда как в действительности содержим в себе много различных "я". Имеетсямного таких вещей, которые мы воображаем о себе и о других людях. Например,мы воображаем, что можем "делать", что имеем выбор; мы не имеем выбора, неможем "делать", вещи просто случаются с нами. В действительности мы воображаем себя. Мы не то, что воображаем о себе. В. Имеется ли какая-нибудь разница между воображением и мечтанием? 0. Если вы не можете управлять мечтанием, это значит, что оно естьчасть воображения; но не все. Воображение имеет много различных сторон. Мывоображаем несуществующие состояния, несуществующие возможности,несуществующие силы. В. Могли бы вы дать мне определение отрицательного воображения? 0. Воображение всякого рода неприятных вещей, мучение самого себя,воображение всяких вещей, которые могут случиться с вами или с другимилюдьми -- вещи, подобные этим; оно принимает различные формы. Некоторые людивоображают различные болезни, некоторые воображают несчастные случаи, другиевоображают злополучие. В. Является ли управление нашими эмоциями доступной целью? 0. Управление эмоциями -- очень трудная вещь. Это очень важная частьсамоизучения, но мы не можем начинать с управления эмоциями, так какнедостаточно понимаем в них. -- Я хочу пояснить: то, что мы можем делать,наблюдая эмоциональную функцию, это -- пытаться остановить хотя бы одноотдельное проявление в нас самих. Мы должны остановить проявление неприятныхэмоций. Для многих людей это одна из наиболее трудных вещей, так какнеприятные эмоции выражаются столь быстро и столь легко, что вы не можетеуловить их. Все же, пока вы не попытаетесь, вы не сможете действительнонаблюдать себя; поэтому с самого начала при наблюдении эмоций вы должныпытаться остановить выражение неприятных эмоций. Это первый шаг. В настоящейсистеме мы называем все эти неприятные, грубые или угнетающие эмоции отрицательными эмоциями. ГЛАВА 1 21 Как я сказал, первым шагом является попытка не выражать этиотрицательные эмоции; вторым шагом является изучение самих отрицательныхэмоций, составление списков эмоций, нахождение их связей, -- так какнекоторые из них очень сложны, -- понимание их бесполезности. Это звучитстранно, но очень важно понять, что все отрицательные эмоции абсолютнобесполезны: они не служат какой-либо полезной цели; они не знакомят нас сновыми вещами и не подводят нас ближе к новым вещам; они не дают намэнергии; они только растрачивают энергию и создают неприятные иллюзии. Они могутдаже разрушить физическое здоровье. В-третьих, после некоторого времени изучения и наблюдения, мы можемприйти к заключению, что от отрицательных эмоций можно отделаться; что онине являются обязательными. Система помогает, так как она показывает, что вдействительности нет реального центра для отрицательных эмоций, но что онипринадлежат искусственному центру в нас, который мы создали в детстве,подражая людям с отрицательными эмоциями, людям, среди которых мынаходились. Люди даже учат детей выражать отрицательные эмоции. Затем детиобучаются еще больше через подражание; они копируют старших детей, старшиедети копируют взрослых, и, таким образом, в самом раннем возрасте онистановятся профессорами отрицательных эмоций. И это большое облегчение, когда мы начинаем понимать, что нет никакихобязательных отрицательных эмоций. Мы рождены без них, но по некоторойнеизвестной причине учим себя отрицательным эмоциям. В. Должны ли мы быть способны останавливать возникновение отрицательныхэмоций для того, чтобы освободиться от них? 0. Это неправильно, так как мы не можем управлять эмоциями. Я упоминало различной скорости различных функций. Наиболее медленной являетсяинтеллектуальная функция. Следующими идут двигательная и инстинктивнаяфункции, имеющие примерно равную скорость, которая в огромной степенибыстрее, чем интеллектуальная Эмоциональная функция должна быть еще быстрее,но обычно работает примерно с той же скоростью, что и инстинктивная Функция.Таким образом, инстинктивная и эмоциональная функции являются значительноболее быстрыми, чем мысль, и невозможно поймать эмоции мыслью. Когда мынаходимся в эмоциональном состоянии, эмоции следуют столь быстро одна задругой, что у нас нет времени думать. Но мы можем получить представление оРазнице в скорости путем сравнения мыслительных функций с Двигательнымифункциями. Если, совершая какое-либо быстрое Движение, вы попытаетесьнаблюдать себя, вы увидите, что не Можете сделать это. Мысль не можетпоследовать за движением. Либо вы должны совершать движение очень медленно,либо не сможете наблюдать. Это определенный факт. 22 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ В. Подразумеваете ли вы под движением физические движения? О. Да, обычные вещи, подобные вождению автомобиля или письму; вы неможете наблюдать что-либо подобного рода. Вы можете вспомнить, а позже этосоздает иллюзию наблюдения. На самом деле вы не можете наблюдать быстрыхдвижений. Таким образом, вы видите, что для нас, таких, какими мы являемсясейчас, реальная борьба с отрицательными эмоциями является вопросом будущего-- не совсем далекого будущего, но есть много вещей, которые нам необходимоузнать, и методов, которые мы должны изучить. Нет прямого пути; мы должныизучить окольные методы борьбы с ними. Прежде всего, мы должны изменить наши умственные отношения, чтонаходится более или менее в нашей власти; я имею в виду интеллектуальныеотношения или точки зрения. У нас слишком много неправильных точек зрения наотрицательные эмоции; мы находим их необходимыми, или прекрасными, или благородными, мывосхваляем их и т. д. Мы должны освободиться от всего этого. Мы должныочистить наш разум в отношении отрицательных эмоций. Когда наш разум будетправильно относиться к отрицательным эмоциям, когда мы перестанемпрославлять их, тогда, мало-помалу, мы найдем путь бороться с ними, с каждойотдельно. Один человек найдет более легкой борьбу с одной отдельнойотрицательной эмоцией, другой найдет более легким бороться с другой. Выдолжны начать с самой легкой, но что является самым легким для меня, можетбыть наиболее трудным для вас; поэтому вы должны найти наиболее легкое длясамих себя, а позже прийти к более трудному. В. Объясняет ли это, почему я ассоциирую некоторые из моих собственныхотрицательных эмоций с людьми, которых вспоминаю в моем детстве? 0. Весьма вероятно, так как многим отрицательным эмоциям обучаютсяпутем подражания. Но некоторые могут быть неотъемлемы от нашей природы, ибонаша природа тоже имеет различные склонности в ту или иную сторону. Эмоциимогут быть разделены на группы, и один человек может быть более склонен кодной группе, а другой -- к другой группе. Например, некоторые люди имеютсклонность к различным формам страха, другие -- к различным формам гнева. Ноони различны и не исходят из подражания. В. С ними сложнее всего бороться? 0. Да, но они обычно основаны на некоторого рода слабости, так как воснове отрицательных эмоций обычно имеется некоторого рода самооправдание --человек позволяет себе. И если один человек не допускает в себе страхов, ондопускает гнев, а если другой человек не допускает гнева, он допускаетжалость к себе. Отрицательные эмоции всегда основаны на некоторого родаразрешениях. ГЛАВА I 23 Но, прежде чем мы придем к таким сложным вопросам, как борьба сотрицательными эмоциями, очень важно наблюдать себя в ежедневных проявленияхдвигательной функции и инстинктивной функции, то есть наши ощущениянеприятного и удовольствия, тепла и холода--ощущения, подобные тем, которые всегда проходят через нас. В. Вы не упоминали об отождествлении, могу ли я задать вопрос о нем? 0. Пожалуйста. Но не каждый из присутствующих здесь слышал о нем,поэтому я немного поясню. Когда мы начинаем подробно наблюдать эмоции, атакже все другие функции, мы находим, что все наши функции сопровождаютсяопределенным отношением; мы становимся слишком поглощенными вещами, слишкомпотерянными в вещах, особенно когда появляется самый легкий эмоциональныйэлемент. Это называется отождествлением. Мы отождествляемся с вещами. Это неочень хорошее слово, но в английском языке нет лучшего. Понятие оботождествлении существует у индийских авторов, буддисты говорят опривязанности и непривязанности. Эти слова кажутся мне менееудовлетворительными, так как, прежде чем я встретился с настоящей системой,я читал эти слова и не понял их или, вернее, понял, но воспринял это понятиеинтеллектуально. Я понял его полностью только тогда, когда нашел то жепонятие, выраженное по-русски и по-гречески ранними христианскимиписателями. Они имеют четыре слова для четырех степеней отождествления, ноэто не является пока необходимым для нас. Мы пытаемся понять эту идею непутем определения, но путем наблюдения. Это определенное качествопривязанности-- быть потерянным в вещах. В. Вы теряете ваше чувство наблюдения? 0. Когда вы становитесьотождествленными, вы не можете наблюдать. В. Это обычно начинается с эмоции? Входит ли в нее также собственничество? 0. Да. Много вещей. Оно начинается с интереса. Вы интересуетесь чем-то,а в следующий момент вы в этом и не существуете больше. В. Но если вы думаете и сознаете усилие этого размышления, спасает лиэто вас от отождествления? Вы не можете делать то и Другое сразу, не так ли? 0. Да, это спасает вас на один момент, но в следующий момент приходит другая мысль и отрывает вас. Поэтому нет никакой гарантии. Вы должны быть начеку все время. В. Какие отрицательные эмоции восхваляются по-вашему.7 О. Некоторыелюди очень гордятся своей раздражительностью, или гневом, или чем-либо подобным этому. Они любят, чтобы их 24 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ считали суровыми. Не существует отрицательной эмоции, которой вы немогли бы не наслаждаться, и это наиболее трудная вещь для понимания. Действительно, некоторые люди получают все свои удовольствия от отрицательных эмоций. Отождествление в отношении к людям принимает специальную форму, котораяименуется в настоящей системе учитыванием. Но учитывание может быть двухродов -- когда мы учитываем чувства других людей, и когда мы учитываем нашисобственные чувства. Мы учитываем, главным образом, наши собственныечувства, обычно в том смысле, что люди почему-то не оценивают насдостаточно, не думают о нас достаточно или не заботятся о нас достаточно. Мынаходим много слов для этого. Это очень важная грань отождествления и оченьтрудно быть свободным от нее; некоторые люди целиком в ее власти. Во всякомслучае, очень важно наблюдать учитывание. * * * Для меня лично, вначале, наиболее интересным понятием было понятие осамовоспоминании. Я просто не мог понять, как люди могли упустить такуювещь. Вся европейская философия и психология просто упустили этот вопрос. Встарых учениях имеются следы этого понятия, но они столь хорошозамаскированы и так расположены среди менее важных вещей, что вы не можетеувидеть значения этого понятия. Когда мы пытаемся сохранить все эти вещи в уме и наблюдать себя, мыприходим к весьма определенному заключению, что в том состоянии сознания, вкотором мы находимся, со всем этим отождествлением, учитыванием,отрицательными эмоциями и отсутствием самовоспоминания, мы действительноспим. Мы только воображаем, что бодрствуем. Поэтому, когда мы пытаемсявспомнить себя, это означает только одно -- мы пытаемся пробудиться. И мыпробуждаемся на секунду, но потом снова засыпаем. Это наше состояние бытия,поэтому фактически мы являемся спящими. Мы сможем пробудиться только в томслучае, если исправим многие вещи в машине и если очень упорно и в течениедлительного времени будем работать над идеей пробуждения. В. Разрушает ли тяжелое физическое страдание умственные идеи? О. Несомненно. Вот почему мы не говорим о нем. Когда мы говорим очеловеке, мы говорим о человеке в его нормальном состоянии. Затем мы можемговорить о достижении этих новых функций сознания и т. д. Исключительныеслучаи не могут приниматься во внимание, так как они разрушают целуюкартину. Много интересных вещей связано с этим. Та группа, которую я встретил вМоскве, применяла восточные метафоры и иноска- ГЛАВА I 25 зания, и там любили говорить, что если человек находится в тюрьме, точто же он может желать? Если он является более или менее здравомыслящимчеловеком, он может желать только одного -- бегства из тюрьмы. Но до того,как он сможет сформулировать свое желание, что он хочет бежать, он долженосознать, что он в тюрьме. Если он не поймет, что он в тюрьме, он не можетжелать освобождения. Затем, когда он сформулирует это желание, он начнетискать возможности бегства и поймет, что сам по себе он не сможет бежать,потому что необходимо подрывать стены и т. д. Он поймет, что прежде всегодолжен заиметь некоторых людей, которые захотели бы бежать вместе с ним --небольшую группу людей. Он поймет, что некоторое количество людей сможетбежать. Но не все. Один -- не сможет, и все -- не смогут, но некотороеколичество сможет. Опять-таки, при каких условиях? Он приходит к заключению,что необходима помощь. Без этого они не смогут бежать. Они должны иметькарты, напильники, инструменты и т. д., то есть должны иметь помощь извне. Эта аллегория описывает действительное положение человека. Мы можемвыучиться, как применять неиспользуемые части нашей машины. Эта тюрьмадействительно означает, что мы сидим на кухне и в подвале нашего дома и неможем выйти. Кое-кто может выйти, но не сам по себе. Без школы никто неможет. Школа означает, что имеются люди, которые уже бежали или, по меньшеймере, готовятся бежать. Школа не может начинаться без помощи от другойшколы, без помощи от тех, кто бежал прежде. От них мы можем получитьнекоторые идеи, некоторый план, некоторое знание -- что будет нам служитьинструментами. Я повторяю, все не могут бежать. Имеется много законов противэтого. Говоря проще -- это было бы слишком заметно, и это немедленнопроизвело бы реакцию со стороны механических сил. В. Является ли желание бежать инстинктивным? 0. Нет. Инстинктивной является только внутренняя работа организма. Онодолжно быть интеллектуальным и эмоциональным, так как инстинктивная функциядействительно принадлежит к более низким, физическим функциям. Однако, принекоторых условиях, может иметь место физическое желание бежать. Допустим, что в комнате слишком жарко, а мы знаем, что снаружи прохладно -- конечно,мы можем желать бегства. Но, чтобы представить себе, что мы в тюрьме и чтовозможно бежать из нее, необходимы Разум и чувство. В. По-видимому, без длительного самонаблюдения трудно узнать, каковацель бегства? О. Да, конечно. Тюрьма является просто примером. Для нас тюрьмойявляется наш сон и, без метафор, мы захотим проснуться, 26 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ когда мы поймем, что спим. Это следует понимать эмоционально. Мы должныпонять, что беспомощны во сне; все может случиться. Мы можем видеть картиныжизни, видеть, почему вещи случаются так или иначе -- как крупные, так ималые вещи -- и понять, что это происходит вследствие того, что люди спят.Естественно, что люди ничего не могут делать во сне. Вы знаете, что в отношении к этим идеям и этим методам мы живем вдовольно странное время в известном смысле, так как школы быстро исчезают.Тридцать или сорок лет назад вы могли найти школы разных направлений,которые практически не существуют теперь или их более трудно отыскать. В. Исчезают ли они на Востоке так же, как и на Западе? О. Я, конечно, имею в виду Восток. На Западе они прекратили своесуществование давно. Но о школах, я полагаю, мы должны говорить отдельно. Это оченьинтересный вопрос, так как мы не знаем, как правильно разделять их. Имеютсяшколы разных направлений. * * * В. В каких условиях лучше начинать самонаблюдение, -- когда мызанимаемся чем-то неважным или когда вовлечены в сложное дело? О. Нет. Вы должны пытаться наблюдать себя в различных условиях, нетолько в одних и тех же. В. Хорошо ли затем анализировать? О. Нет. Вообще говоря, в начале и в течение длительного времени недолжно быть анализа. Чтобы анализировать, вы должны знать законы: почемусобытия случаются так и не могут случиться "иначе. Поэтому, прежде чем вы неузнаете законы, лучше не пытаться анализировать. Только наблюдать вещи, какони есть, и пытаться отнести их к эмоциональной, интеллектуальной,двигательной или инстинктивной функциям. Каждая из этих функций имеет свойсобственный центр или разум, через который она проявляется. В связи с функциями и состояниями сознания, и с точки зрения еговозможной эволюции, человек делится на семь категорий. Люди рождаются тольков одной из трех первых категорий. Человек, в котором преобладаетинстинктивная или двигательная функция и в котором интеллектуальная иэмоциональная функции менее развиты, называется человеком No 1; но если наддругими функциями преобладает эмоциональная функция, он называется человекомNo 2; и если преобладает интеллектуальная функция, он является человеком No3. Выше этих трех видов людей, но не родившимся ГЛАВА 1 27 таковым, является человек No 4. Это означает начало изменения \ главнымобразом в сознании, но также в знании и способности к \ наблюдению.Следующим идет человек No 5, который уже развил в себе третье состояниесознания, то есть самосознание, и в котором работает высшая эмоциональнаяфункция. Следующим является человек No 6 и, наконец, человек No 7, имеющийполное объективное сознание и в котором работает высшая интеллектуальнаяфункция. В. Как можно распознать более высокого человека, чем мы сами, если незнаем, что искать? О. Когда мы узнаем лучше, чего нам не достает, чем является то, что мыприписываем себе, но чем не владеем, мы начнем видеть нечто, хотя вдействительности сможем отличить людей более высокого уровня только по ихзнанию. Если они знают нечто, чего не знаем мы, и если мы осознаем, чтоникто еще не знает этого и что это не могло быть изучено каким-либо обычнымобразом, то это может служить в качестве указателя. Попытайтесь подумать немного о характеристиках этих семи категорийчеловека. Например, какие могут быть общие характеристики человека 1, 2 и З?Прежде всего, сон. Человек 1, 2 и 3, прежде чем он начнет изучать себя всвязи с какой-либо системой, которая даст ему возможность самоизучения,проводит всю свою жизнь во сне. Он только выглядит проснувшимся, но вдействительности он никогда не просыпается или случайно просыпается на одинмомент, взглянет вокруг и снова впадает в сон. Это есть перваяхарактеристика человека 1, 2 и 3. Второй характеристикой является тот факт,что хотя он имеет много различных "я", некоторые из этих "я" даже не знаютдруг друга. Человек может иметь совершенно определенные отношения,определенные убеждения и определенные взгляды и, с другой стороны, он можетиметь совершенно другие убеждения, совершенно другие взгляды, совершеннодругие симпатии и другие антипатии, и они не знают друг о друге. Это одна изглавных характеристик человека 1, 2 и 3. Люди очень разделены, и они незнают и не могут знать об этом, ибо каждое из этих "я" знает тольконекоторые "я", которые оно встречает по ассоциациям; другие "я" остаютсясовершенно неизвестными. "Я" разделены в соответствии с функциями: имеютсяинтеллектуальные, эмоциональные, инстинктивные и двигательные "я". Вокругсебя они кое-что знают, но вне этого они не знают ничего, поэтому до техпор, пока человек не начнет изучать себя со знанием этого деления, онникогда не сможет прийти к правильному пониманию своих функций или реакций. Сон человека и отсутствие в нем единства создают другую очень важнуюхарактеристику, а именно -- полную механичность человека. Человек в этомсостоянии, человек 1, 2 и 3, является ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ машиной, управляемой внешними влияниями; он не имеет возможностисопротивляться этим влияниям, ни возможности различать их друг от друга, нивозможности изучать себя отдельно от них. Он видит себя всегда в движении иимеет давно установившуюся и очень сильную иллюзию о том, что он свободенидти, куда хочет, что он может двигаться согласно своему желанию, что можетидти направо или налево. Он не может делать этого; если он движется направо, это означает, что он не может двигатьсяналево. "Воля" -- совершенно ошибочное понятие; ее не существует. Воля можетсуществовать только в человеке, который имеет одно управляющее "я". Но дотех пор, пока он имеет много различных "я", которые не знают друг друга, онимеет точно так же много различных воль; каждое "я" имеет свою собственнуюволю, не может быть одного "я" или одной воли. Но человек может прийти ксостоянию, когда он приобретает управляющее "я" и волю. Он может достичьэтого состояния только путем развития сознания. Это элементарные принципынастоящей системы. * * * Теперь я хочу сказать еще одну вещь. Мы начинаем с психологии --изучения самого себя, человеческой машины, состоянии сознания, методовисправления и т. д.; но в то же самое время важной частью системы являютсядоктрины общих законов мира, ибо мы не можем понять даже самих себя, если незнаем некоторых основных законов, которые находятся над всем. Обычноенаучное знание недостаточно для этого, так как именно такие важные вопросы,как отсутствие самовоспоминания, были пропущены в психологии; поэтому нашанаука либо забыла, либо никогда не знала основных законов, на которых всеосновано. Как я сказал, все вещи в мире, большие и малые, любого масштаба,основаны на двух основных законах, которые в настоящей системе именуютсяЗаконом Трех и Законом Семи. Закон Трех в кратком описании означает, что вкаждое проявление, в каждое явление и в каждое событие входят три силы. Ониназываются (но это только слова, так как они не выражают их качеств)положительной, отрицательной и нейтрализующей, или активной, пассивной инейтрализующей, или, еще более просто, они могут быть названы первой силой,второй силой и третьей силой. Эти три силы входят во все. Во многих случаяхмы понимаем необходимость двух сил, -- что одна сила не может создатьдействия, что имеется действие и сопротивление. Но обычно мы не сознаемтретьей силы. Это связано с состоянием нашего бытия, состоянием нашегосознания. В другом состоянии мы знали бы о ней по многим ГЛАВА I 29 примерам, нежели теперь, когда не видим ее. Иногда мы можем найтипримеры третьей силы в обычном научном исследовании, например, в химии и в биологии можем найти необходимость третьей силы в создании событий иявлений. Мы начинаем с изучения психологии. Позднее мы скажем больше о трехсилах и сможем найти несколько примеров их взаимодействия. Но лучше бытьподготовленным и привыкнуть теперь к идее о необходимости изучения этих трехсил. Закон Семи тоже должен быть кратко описан. Он имеет в виду то, что ниодин процесс в мире не происходит без перерывов. Чтобы проиллюстрировать этуидею, давайте возьмем некоторый период деятельности, в котором вибрацииувеличиваются; допустим, что они начались при 1000 вибрациях в секунду иувеличились до 2000 вибраций в секунду. Этот период именуется октавой, ибоэтот закон был применен в музыке, а период был разделен на семь нот иповторение первой ноты. Октава, особенно мажорная октава, является на самомделе картиной или формулой космического закона, ибо в космическихаранжировках в пределах одной октавы имеются два момента, когда вибрацииослабевают сами собой. Вибрации не развиваются постоянно. В мажорной октавеэто показано отсутствием полутонов; вот почему нам говорят, что это картинакосмического закона, но этот закон не имеет никакого отношения к музыке. Причиной, почему необходимо понять Закон Семи, является то, что ониграет очень важную роль во всех событиях. Если бы не было Закона Семи, всев мире пришло бы к своему концу, но, вследствие этого закона, всеотклоняется. Например, если дождь начался, он шел бы без остановки, еслинаводнение началось, оно покрыло бы все, если землетрясение началось, онопродолжалось бы неограниченно. Но явления эти прекращаются вследствие ЗаконаСеми, так как при каждом пропуске полутона события отклоняются, они не идутпо прямым линиям. Закон Семи объясняет также, почему в природе нет прямыхлиний. Все в нашей жизни, и наша машина тоже, основано на этом Законе.Поэтому мы будем изучать его в работе нашего организма, ибо мы должныизучать себя не только психологически, не только в связи с нашей умственнойжизнью, но также в связи с нашей физической жизнью. В наших физическихпроцессах мы находим много примеров действия этого закона. В то же самое время Закон Семи объясняет, что, если вы знаете, как и вкакой момент исполнять его, вы можете дать добавочный толчок октаве исохранить прямую линию. Мы можем наблюдать в человеческой деятельности, каклюди начинают делать одну вещь, а спустя некоторое время делают совершенноиную вещь, называя ее по-прежнему первым именем, не замечая, что вещьполностью 30 ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ изменилась. Но в личной работе, особенно в работе, связанной снастоящей системой, мы должны изучить, как сохранять эти октавы ототклонения, как сохранять прямую линию. В противном случае. мы ничего ненайдем. Мы должны возвращаться к психологии, даже когда изучаем другие сторонысистемы, ибо только с помощью психологического изучения мы действительноувеличим наше знание; без этого мы будем изучать только слова. Только тогда,когда мы узнаем, как изучать себя психологически, в отношении к работенашего ума, нашей познавательной способности и т. д., мы можем начатьпонимать что-либо. Я попытаюсь дать некоторые примеры того, как необходимо начинатьсамоизучение. Мы уже говорили о лжи, и я дал возможное определениепсихологии, как "изучение лжи". Поэтому одной из первых и наиболее важныхвещей для наблюдения является ложь. Весьма близкими ко лжи являются нашииллюзии, вещи, относительно которых мы обманываем себя, ошибочные идеи,ошибочные убеждения, ошибочные взгляды и т. д. Все они должны быть изучены,ибо, п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: