Цель: закреплять знания детей о переходе воды в твердое состояние при низкой температуре, познакомить со свойством воды переходить из твердого в жидкое состояние в тепле.
Оборудование: комки снега на подносе, льдинки, сосульки; два таза с водой (с холодной и с горячей).
Ход занятия
Педагог: Ребята, волшебная Капелька решила сегодня поиграть с вами в прятки. Где она могла спрятаться?
Дети: Она спряталась в воде.
Педагог: А вдруг она опять вышла на улицу? Где тогда нам искать Капельку? Она осталась на морозе капелькой воды или превратилась во что-то другое?
Дети: Капелька замерзла. Она превратилась в льдинку.
Педагог: Правильно, ребята, Капелька может быть и в этих льдинках, и в сосульках, и в снегу (показывает поднос с сосульками, льдинками, комками снега). Посмотрите, на подносе появилась вода. Откуда она взялась?
Дети: Это снег тает, и сосульки, и лед.
Педагог: В комнате у нас тепло, поэтому снег и лед тают. Когда наступит весна, и солнышко станет пригревать землю, снег растает и на улице. Давайте положим один кусок льда в горячую воду, а другой кусок льда - в холодную. Где скорее растает лед?
|
|
Дети пробуют воду в тазах руками, опускают в воду кусочки льда и наблюдают, как тает лед.
Дети: В горячей воде лед растаял, а в холодной еще плавает. Педагог: Давайте положим в воду комки снега. Как вы думаете, в горячей или в холодной воде скорее растает снег?
Дети кладут снег в тазы с водой, наблюдают.
Дети: Снег в горячей воде уже растаял, а в холодной - нет.
Педагог: Вы правильно заметили, что в горячей воде и снег, и лед тают скорее. А вот и наша Капелька (см. рис. 2). Здравствуй, Капелька! Ребята тебя нашли. Расскажи, где же ты пряталась?
Капелька (педагог): Здравствуйте, ребята! Я сегодня спряталась от вас на улице. Но как только я вышла на улицу, то сразу замерзла, превратилась в льдинку. Когда эту льдинку принесли в теплую комнату, то она растаяла, и я опять стала капелькой. Кто мне скажет, что со мной будет, если я опять выйду на улицу?
Дети: Капелька, ты снова замерзнешь, превратишься в лед.
Капелька (педагог): А если я снова вернусь в тепло?
Дети: Ты растаешь и станешь каплей воды.
Педагог: Ребята, вам нужна вода? Зачем вам вода?
Дети: Пить. Мыть руки. Умываться. Мыть посуду. Стирать.
Поливать растения. Мыть кисточки, когда рисуем красками. Капелька (педагог): Вода нужна и людям, и птицам, и растениям, и рыбам, и животным. Всем нужна вода чистая и прозрачная. Теперь вы знаете, что вода может превращаться в лед, а лед - в воду. Вот такие чудеса!