Макросегментация – это разбиение рынка товара на части в зависимости от типа удовлетворяемой им потребности.
Тип удовлетворяемой потребности может быть представлен по трем измерениям:
Ось OX - Группы потребителей.
“Кто получает удовлетворение?”
Ось OY – Технологии.
“Как может быть удовлетворена данная потребность?”
Ось OZ – Функции потребностей.
“Что удовлетворяется?”
Функции потребностей, группы потребителей и технологии, характерные для определенного товара выступают в качестве переменных сегментации (на макроуровне). На основе полученных переменных строят сетку сегментации.
Правила построения сетки сегментации
· Построение начинается с максимально полного списка переменных сегментации, чтобы не пропустить значимых критериев.
· При построении сетки сегментации учитывают только те переменные, которые действительно имеют стратегическое значение.
· Переменные, имеющие сильную взаимную корреляцию сгруппировывают.
· Невозможные (несуществующие) комбинации исключают.
· Если различия между некоторыми переменными сегментов незначительны или размеры данных сегментов слишком малы, то их объединяют.
· Сетка сегментации должна включать не только существующие, но и потенциальные сегменты.
Тестирование сетки сегментации
Для определения стратегически важных для предприятия (фирмы) сегментов необходимо провести тестирование, то есть применительно к каждому рассматриваемому сегменту получить ответы на следующие вопросы:
· Каковы темпы спроса на нем?
· Каков уровень проникновения фирмы в каждый сегмент?
· Где находятся самые важные клиенты?
· Где находятся прямые конкуренты?
· Каковы специфические требования каждого сегмента в отношении сервиса, качества, цены и т.д.?
На основе полученных ответов выбираются один или несколько наиболее предпочтительных сегментов рынка.
Микросегментация
Микросегментация – это разбиение каждого полученного сегмента рынка (в результате проведения макросегментации) на части в зависимости от типа потребителей.
Разновидности сегментации потребительских рынков
· Социально-демографическая (или описательная) сегментация;
· Сегментация по выгодам;
· Социально-культурная сегментация;
· Поведенческая сегментация.