Проблема рациональности в классической и современной социологии.(Дж. Ритцер. Макдональдизация. З. Бауман. Актуальность Холокоста)

В соответствии с веберовской терминологией можно осуществить выделение 4 типов рациональности:

Ø Практическая рациональность предполагает действия индивида, направленные на удовлетворение прагматических, эгоистических интересов индивида. Люди данного типа воспринимают социальную и культурную реальность такой, какая она есть, пытаясь просчитать все трудности, которые она предполагает.

Ø Теоретическая рациональность предполагает, что индивиды стремятся познать мир, используя такие познавательные приемы, как дедукция, индукция, выявление корреляций между явлениями и т. д. Свойственен интеллектуалам, деятелям науки, чиновникам, судьям.

Ø Субстанциальная рациональностьосновывается на выборе ценностей, предполагает этику успеха и случая. Конкретная субстанциальная рациональность, свойственная Западу, акцентирующая протестантскую этику, утверждала такой методический способ жизни, создавая условия для формальной рациональности.

Ø Формальная рациональность предполагает четкое представление целей и просчитывание средств их достижения. Данный тип рациональности предполагает универсальное использование правил, законов, технических средств регулирования общественной жизни. Вебер полагал, что данный тип рациональности будет в конечном счете доминирующим типом рациональности во всех человеческих обществах. Это, соответственно, приведет к уменьшению влияния субстантивной рациональности.

Макдональдизация – одно из понятий, прекрасно раскрывающих смысл современной тенденции рационализации. Сеть пунктов быстрого питания явилась в книге Дж. Ритцера неким собирательным образом процессов современного общества, квинтэссенцией ярко выраженных социальных явлений. Несколько признаков, характеризующих принципы работы в сети быстрого питания, характеризующих тэйлоризм, фордизм, рациональную бюрократию, вполне подходят и для описания современного общества: эффективность, предсказуемость, упор на количественные показатели и строгий контроль.

Книга Баумана «Актуальность холокоста» раскрывает перед нами природу холокоста как закономерного социального явления, возникшего на почве тотальной рационализации. Он доказывает, что антисемитизм – необходимое, но недостаточное условие произошедшей катастрофы и что холокост несводим только к «немецкой вине» и «катастрофе евреев». Главный секрет холокоста – дисциплина, экономия, специализация, распределение обязанностей, бюрократизация, рутинизация, подчинение средств цели, разделение процесса на множество составляющих его операций, говоря короче, «эффективность» современной цивилизации. Поэтому холокост – не эксцесс и не патология, а реализация тех ужасных потенциальных возможностей, которые содержит в себе социум. Следуя этой логике, можно прийти к выводу, что угроза холокоста существует и в наши дни – при очередном столкновении соответствующих условий, ведь «ни один из факторов, благодаря которым холокост стал возможен, не странен из нашей жизни».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: